Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, заслуженный врач России, отличник здравоохранения, почетный гражданин Тюмени... И “врач от Бога”.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +7...+9 °C | |
Ханты-Мансийск | +6...+8 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
Будьте здоровы, доктор!
Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, заслуженный врач России, отличник здравоохранения, почетный гражданин Тюмени... И “врач от Бога”. Не многим докторам присваивают такой титул пациенты. Анна Васильевна БАЧЕРИКОВА, которая сегодня отмечает свое 90-летие, его удостоена.Про высокие награды я вытаскивала информацию от юбилярши буквально по словечку: “Ну, есть они — и ладно”. Не ради наград трудилась”. И всю-то свою автобиографию она умудрилась изложить одной строчкой: “Родилась 26 ноября 1918-го, училась, воевала, работала — жаль, что рано вышла на пенсию”. Единственное, на что не скупилась Анна Васильевна, так это на рассказы о людях, с которыми ей довелось работать. Светилами тюменской медицины она называет Юрия Николаевича Семовских, Веру Владимировну Утробину, Николая Федоровича Митрякова, Нелли Васильевну и Анатолия Фомича Рудаковых, Анатолия Ивановича Клепалова...
Не ведая о столь высокой оценке со стороны Анны Васильевны, Н.Рудакова утверждает:
— Врач Бачерикова многому меня научила. “Вооруженная” простым фонендоскопом и аппаратом для измерения артериального давления, она умела поставить даже в очень сложных случаях точный диагноз, назначить правильное лечение. Ее слово становилось своеобразным “вето” во время обсуждения сложных клинических случаев. Все ждали: что скажет Бачерикова? Она консультировала врачей районных больниц юга области и была самым востребованным доктором у элиты Тюмени: ей доверяли свое здоровье руководители области. Неулыбчивая, я бы даже сказала — суровая женщина... Но как же она преображалась во время приема! Казалось: все, кто пришел к ней на прием, очень близкие ей люди! Если и есть сейчас такие врачи, как Бачерикова, то их, увы, единицы во всей России.
Нет ничего странного в том, что своими главными учителями жизни Анна Васильевна считает голод, холод, нищету и людские страдания. Из шестерых детей Анны Филипповны и Василия Федоровича Бачериковых выжило только трое. Как ни бились с нуждой родители маленькой Аннушки, но нередко выпадали дни, когда на стол, кроме молока, нечего было поставить. Началась коллективизация, и у этой семьи отняли последнее: увели со двора корову-кормилицу. Спасаясь от вымирания, семья приняла решение перебраться из Кировской области в Тюмень, где в то время жили три брата Василия Федоровича. Родня приютила беженцев. Здесь, в Сибири, Анна окончила семилетку и поступила в фельдшерско-акушерскую школу. В числе отличниц-выпускниц этой школы ее направили в Омский медицинский институт.
— Этот институт — мое счастье, — и теперь, спустя многие годы, признается Анна Васильевна.
Счастье учиться здесь закончилось досрочно — в 1942-м. Государственные экзамены ее однокурсники сдавали в спешном порядке — на полгода раньше срока, отведенного на обучение. Знания выпускников проверяли “со всей преподавательской строгостью”. Понимали, что уже завтра их качество будет “инспектировать” фронт.
Так и случилось: на следующее утро после выпускного вечера молодые врачи встретились на вокзале. Одни получили приказ отправляться на запад, другие — на восток. Почти четыре года младший врач полка, начальник лазарета А.Бачерикова прослужила на 1-м Дальневосточном фронте.
— Конечно, — признает Анна Васильевна, — мои коллеги, которым довелось служить на западе, хлебнули лиха через край. Но и здесь, на востоке, тоже были кровопролитные бои и раненые.
В 1946-м майор медицинской службы А.Бачерикова вернулась в Тюмень и продолжила службу в медсанчасти НКВД. Через два года ее пригласили на работу в областную больницу, в 1951-м она стала заведующей терапевтическим отделением. С этой должности и ушла на пенсию через двадцать пять лет. Но просто повторить вслед за Анной Васильевной эти факты из ее биографии — значит ничего не рассказать о том, что ее рабочий день начинался с рассветом и заканчивался последним пациентом. А этим “последним” пациентом мог стать человек, прописанный на Крайнем Севере или “крайнем” юге области. Она добиралась к нему с помощью санавиации. Свою роль по возвращению человека к жизни врач Бачерикова и по сей день определяет очень скромно: “Летела, чтобы проконсультировать”.
А утром она вела прием больных, потом бежала (именно так) на здравпункт в артель инвалидов, на заседание комиссии психоВТЭК... Трудилась в разных местах, потому что нужно было кормить свою семью (муж вернулся с фронта очень больным), содержать родителей, дать образование сестрам.
Прошу Анну Васильевну вспомнить интересные случаи из врачебной практики — и вижу, как... ее глаза наполняются слезами.
— Помню, — вздыхает, — девочку, маме которой не удалось помочь. Помню, как плакала вместе с этим ребенком, пыталась объяснить: сделали все возможное, но... И медицина бывает бессильна.
— Знаете, — “консультирует” меня дочь Анны Васильевны — заведующая отделением оперативной гинекологии областной больницы Светлана Григорьевна Аветян, — в чем отличие хорошего доктора от “просто” доктора? В умении почувствовать чужую боль как боль свою, в неумении воспринимать поток больных как “очередь в кабинет”. Дети многих тех врачей, о которых рассказывала мама, выросли в одном доме. Он располагался по соседству с 3-й городской больницей. Для нас дворовая территория была не только местом детских игр. Она давала нам возможность видеть своих родителей. За работой, которой они отдавались без остатка. С одной стороны, было обидно: хотелось чаще видеть маму дома. А с другой... Именно эти врачи определили мой профессиональный выбор. Они стали примером служения делу, отношения к людям.
Теперь в семье Анны Васильевны — все врачи: и дочь, и зять — известный хирург Сергей Карович Аветян, и внучка Катюша.
— Повезло вам, — говорю, — Анна Васильевна! В случае чего...
Доктор Бачерикова перебивает меня на полуслове:
— Да я особенно на здоровье не жалуюсь. А в случае чего сама себе способна оказать помощь. К врачам не хожу.
Несколько лет назад, когда возраст еще позволял Анне Васильевне самостоятельно ходить в магазин, на улице перед ней упала на колени женщина. “Вам плохо?!” — бросилась к ней А.Бачерикова. — “Нет, хорошо! — ответила ей женщина. — И за это я хочу поблагодарить вас. Спасибо, Анна Васильевна, за то, что поставили меня на ноги!..”
Память у Анны Васильевны и сейчас такая, что могут позавидовать многие из тех, кто гораздо моложе ее. Но случай — историю болезни той женщины, что встала перед ней на колени, — не помнит... Потому что исцеление больных было ее ежедневной практикой.
Помнит доктор А.Бачерикова, как пригласил ее к себе в кабинет главный врач областной больницы Ю.Семовских. Пригласил, чтобы доверить ей... здоровье секретарей обкома партии. А она оробела. Испугалась не того, что не сумеет работать в спецполиклинике... “Так у меня же, — возразила, — надеть нечего...” “А я всегда считал вас отличным специалистом, умной женщиной, которая украшает простой медицинский халат”, — подвел черту в разговоре Юрий Николаевич.
Через много лет после того разговора секретарь обкома Борис Ефимович Щербина случайно узнает, в каких стесненных условиях проживает его “ангел-хранитель”...
“Удивительно скромный человек” — так отзываются об Анне Васильевне ее коллеги. Для моих коллег-журналистов показателем необычайной скромности этой женщины стал... факт отсутствия о ней маломальской заметки в газете. Упущено столько поводов для полнокровных очерков! Анна Васильевна была не только замечательным врачом, но и 12 лет избиралась народным депутатом. Орден Трудового Красного Знамени ей вручал сам Буденный. А орден Ленина Анне Васильевне “персонально доставили” в Тюмень: некогда было врачу Бачериковой разъезжать по столицам.
— Мама не публичный человек, — объясняет мне Светлана Григорьевна.
И я делаю “открытие”: оказывается, непубличный человек может стать близким для тысяч совсем неродных ему людей.
...Уже прощалась с Анной Васильевной и Светланой Григорьевной, когда услышала: “А про меня напишете?” Этот вопрос был задан Семеном — семилетним правнуком юбилярши. Простодушие ребенка застало врасплох:
— Тебе есть чем поделиться с другими?
— Напишите, например, — подсказывает мальчишка, — про то, что я учусь в 21-й школе.
Делаю вид, что не ведаю об особенностях этой элитной школы Тюмени, подтруниваю:
— Школа примечательна тем, что там учишься ты?
— Нет, — отказывается Семен от славы. — В годы Великой Отечественной там был госпиталь для раненых.
Неожиданный ответ — подсказка будущего: еще один медик растет в этой семье.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.