Пряные благовония, невиданные звери, чудесные дворцы, загадочные красавицы, приторные сладости, шумные базары, убеленные сединами мудрецы, божественные правители...

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +5...+7 °C | |
Ханты-Мансийск | -1...+1 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
Китай: очарование Востока
Пряные благовония, невиданные звери, чудесные дворцы, загадочные красавицы, приторные сладости, шумные базары, убеленные сединами мудрецы, божественные правители... Таким раньше был Восток —в волшебных сказках, полуправдивых рассказах путешественников. А чем сегодня он может поразить и привлечь наивного туриста?
Наивный турист — я. Исследуемая страна — Китай. Время — XXI век.
Другой мир начинается сразу же, на границе. Ворота в него — таможня. Благоустроенная прилегающая территория, широкие мощеные дорожки, само здание — большое, светлое, аккуратное — всем своим видом показывают, что гостям всегда рады.
Однако гости гостями, а о дисциплине забывать не стоит. Почти час мы ждали разрешения пропуска, сиротливо сбившись в кучку. Таможенные служащие старательно пытались что-то объяснить, но по-русски могли сказать лишь слово «очередь». И только когда мы догадались выстроиться в шеренгу, китайцы облегченно улыбнулись и пропустили нас к терминалу.
Во время поездки в город была возможность полюбоваться местным пейзажем. То, что в России называется «дикой природой», в Китае есть только в ботанических садах и заповедниках. Никаких бескрайних степей или дремучих лесов на относительно ровных участках земли — все рационально используется. Бесконечные сельхозугодья — ровные, как по линеечке, грядки, поля, теплицы. Здесь кормит каждый квадратный сантиметр.
Титанический труд по поддержанию аграрного богатства ложится на сельское население. Крестьян за работой мы не застали (три китайца, встреченные за четыре часа пути, не в счет). Зато видели, где и как они живут — на примере Третьего, Второго и Первого поселков, как гласили указатели на русском языке. Большинство местных строений представляли собой глиняные полуразвалившиеся мазанки, больше похожие на загоны для скота, под соломенными крышами, с трещинами вдоль и поперек. Небольшой выметенный дворик да пара подсобных сараев — вот и вся усадьба простолюдина.
Первая остановка туристической группы — Цзямусы. Типичный китайский город — не большой и не маленький, без светского лоска, но и не провинциальный.
Распираемые любопытством, организовали досуг — вышли на «обзорную экскурсию» по городу перед ужином. В конечном счете это культурное мероприятие можно было назвать «найди дорогу обратно».
(фото3)Выходя на прогулку, не забывайте визитную карточку отеля! Если вы хотите посетить местные достопримечательности, заранее попросите переводчика написать нужные адреса иероглифами. В Китае плохо знают английский язык (и русский тоже) — поэтому объясняться с таксистом или рикшей придется письменно. Иначе вы имеете большой шанс заблудиться в хитросплетении улиц.
Оказалось, что прогулка по улицам в китайском городе — занятие, для которого необходима серьезная подготовка. Хотя бы моральная. (фото2)Простое действо — переход проезжей части — превращалось в настоящее испытание на стрессоустойчивость. Китайские пешеходы спокойно идут под колеса на красный цвет, автомобили почти не реагируют на сигналы светофора, шустрые велосипедисты подрезают друг друга, невозмутимые велорикши, кажется, считают, что у них свои собственные правила. Движение регулируется громкостью голоса и степенью эмоциональности выкрикиваемых фраз. Для надежности общая какофония подкрепляется бесконечными гудками — город просыпается с первым клаксоном и засыпает с последним. Шум стоит невообразимый. Нежная психика россиян забилась в истерике.
Но вскоре ситуация прояснилась. Естественно, что пропускать робкого пешехода никто не собирается, но и давить тоже — китайский водитель вовремя притормозит. Это было проверено экспериментальным путем, когда машины останавливались практически в нескольких сантиметрах. При этом самое поразительное обстоятельство — малое количество аварий.
За парковку в неположенном месте нерадивому водителю придется заплатить 100 юаней (примерно 350 рублей), за нарушение скоростного режима — 200 юаней, столько же — за проезд на красный свет. Кроме денежного наказания, в Китае существует система начисления штрафных баллов. В течение года водитель может набрать до 12 баллов, после чего лишиться прав на год. За тяжкие проступки (управление автомобилем в пьяном виде, без документов) можно получить половину штрафных баллов сразу. Чтобы через год сесть за руль, нарушителю придется снова сдавать экзамен. Доказать виновность помогают камеры слежения — они установлены почти во всех крупных городах и на хайвэях.
Кроме того, на улицах много мусора, особенно в местах общественного пользования — рынках, закусочных под открытым небом. Все, что отслужило свой срок, элементарно выбрасывают/выливают/высыпают на тротуар. С одной стороны, не слишком эстетично, с другой — уборка улиц дает работу многим желающим. А их в миллиардном Китае немало. Некоторые безработные каждый день собираются в одном месте, человек по 20-30. Располагаются так, что понятно: готовятся к долгому ожиданию. Пристраивают рядом личный транспорт — потрепанные, проржавевшие велосипеды, достают семечки, лапшу. И надеются на то, что сегодня кому-нибудь понадобятся их не слишком квалифицированные услуги.
Необычный элемент в прогулку вносило отношение горожан к туристам. Практически все встречные широко улыбались, некоторые даже приветливо здоровались — а когда получали от нас ответное «ни хао!», приходили в восторг. Оборачивались в след, махали руками. Но — все корректно, с уважением.
Общераспространенное приветствие — «ни хао ма?» (или просто «ни хао»), что означает «хорошо ли вам?» Ответная реплика: «Хао! Сесе!» — «Хорошо! Спасибо!» Иногда китайцы могут приветствовать вопросом: «Ни чифань ла ма?» — «Кушали ли вы?» Ответ: «Чи ла! Сесе!» — «Кушал! Спасибо!» (даже если вы и голодны).
После такой прогулки впечатление осталось двойственное, но разбираться в чувствах не было времени — опоздавших на ужин не ждали. Ночь в гостиничном номере — и продолжение марафона. Наутро нам предстояло знакомство с китайскими железными дорогами. Вопрос, который интересовал нашу группу: на сколько переводить часы после железнодорожного путешествия? Разговорчивая китайская переводчица Саша ответила: «В нашей стране везде одно время. И еще нет летнего и зимнего времени, как у вас». То есть в стране, которая тянет на отдельный материк, существует единый часовой пояс — он составляет +8 часов ко времени Гринвича. Разница с Тюменью летом +2 часа, зимой +3 часа. Мы облегченно вздохнули: никому не хотелось высчитывать нюансы местного времяисчисления.
По протяженности железнодорожной сети Китай занимает первое место в Азии и третье — в мире. Железнодорожное сообщение охватывает все провинции страны. Недавно было завершено строительство самой высокогорной в мире железной дороги (перевалы до 5500 м), соединяющей Пекин и Лхасу. Всего каждый день с конечных станций Китая отправляется 2500 поездов, перевозящих миллионы человек.
Если в кассе вы услышали «мэйо» (нет, нельзя, не могу), то попробуйте «надавить на жалость» — сказать «во суйяо» (надо) — и, возможно, вам продадут билет без места. На перрон можно попасть только после проверки посадочного билета или купив особый, «перронный» (стоимость около юаня).
В пассажирских поездах есть вагоны четырех классов: мягкие спальные, жесткие спальные, мягкие сидячие, жесткие сидячие. Боковых мест нет — вместо них добавлена третья спальная полка в купе.
За сутки вагон сделался почти родным. В уютном купе — три полки, столик, покрытый белоснежной салфеткой, термос, предусмотрено даже мусорное ведро. Окна закрыты наглухо (к счастью, отлично работают кондиционеры), и забавно смотрится табличка на стекле «Запрещатъ броситъ Вещи вокно».
Строгие лица проводников, наверно, из памяти сотрутся еще не скоро. Младший курсировал по вагону с периодичностью 10-15 минут, исправно собирая мусор и подметая пол. Старший ходил следом, наверное, проверял работу. Совместными усилиями им удается поддерживать вагоны в удивительной чистоте — в этом плане русские поезда много проигрывают.
По китайским вагонам также возят тележки с продуктами, как у нас. Прельстилась на готовый обед — рис, несколько видов салатов и соусов в пластмассовой подложке. На вкус ни один из ингредиентов не оказался съедобным. Напротив, вагон-ресторан приятно порадовал: все заказанные блюда оказались вполне адекватными и достаточно оригинальными для европейского восприятия. А сколько удовольствия доставляет ревизия содержимого тарелки и построение догадок, из чего состоит то или иное блюдо! Единственная проблема, с которой мы столкнулись, — неумение есть палочками. Для того чтобы получить вилку, ложку и нож, пришлось разыграть целое театральное представление в лицах, подкрепляя пантомимику отрывками из русско-китайского разговорника (почему-то нужных слов там не оказалось). Когда недоразумение было наконец решено, смеялся весь вагон-ресторан. Столь уютное и гостеприимное место было немного жаль покидать.
В кухне Китая насчитывают до восьми направлений. Самое простое деление — по районам страны: пекинская (императорская) — или северная, шанхайская — или восточная, сычуаньская — или западная, катонская — или южная кухни. Существуют три уровня китайской кулинарии: повседневная, праздничная и парадная. В повседневной кухне блюда очень доступные — блюда из риса, муки, с овощами (особенно бобовыми), зеленью и разнообразными приправами. Праздничные блюда составляют меню большинства ресторанов, эти блюда для европейца непривычны. Высшие достижения китайские повара (которыми могут быть только мужчины) демонстрируют в парадной — «мандаринской» —кухне, которую можно отведать на официальных приемах или в ресторанах высшей категории.
Обычно блюда подаются сразу — на вращающийся круг выставляется множество общих тарелок и тарелочек с едой, откуда каждый берет свою порцию. Получается что-то вроде небольшого шведского стола.
Утром мы прибыли в конечный пункт назначения — город Цинхуандао. Территориально он делится на несколько районов — центральный, исторический и курортный. У каждого своя дата основания, история, архитектура, особенности.
Нашу группу интересовал курортный район Бэйдайхэ — да здравствует море!
Улицы Бэйдайхэ очаровывают с первого взгляда — пышные клумбы, экзотические деревья, городская скульптура, декоративные фонари, яркие вывески магазинов и всевозможных салонов, презентабельные отели...
Но вскоре пришлось убедиться, что лицо города — как лицо двуликого Януса. Стоит свернуть в сторону от центрального проспекта — и картина меняется. На узких улочках с трудом бы разъехались два автомобиля. Магазинчики и столовые рассчитаны не на туристов, а на местных жителей, тротуары заставлены печками, на которых жарятся подозрительного качества морепродукты. Аромат соответственный — специфический приторный запах пряностей и приправ, дыма, подгоревшего масла. Помои выплескиваются под ноги. Люди выносят подстилки на улицу и располагаются на отдых прямо на тротуаре. Рядом играют дети.
Одно из красивейших мест — набережная. Между искусственными скалами прячутся маленькие парки, по краю набережной стоят беседки, стилизованные под пагоды. Все украшено электрическими гирляндами и по вечерам выглядит как сказочный сон. Интересно наблюдать за китайцами на пляже. Как оказалось, у многих светлая кожа и загорать они не стремятся — к морю приходят для того, чтобы полюбоваться пейзажем. Поэтому раздеваться не спешат. А если и надевают купальный костюм, то не расстаются с зонтиком от солнца. Некоторые даже закапываются в песок.
В воде ведут себя осторожно: глубже чем по грудь не заходят и не расстаются со спасательными кругами, напоминающими автомобильные шины — и по цвету, и по размеру. Поэтому пляжные пункты проката поразительно похожи на автосалоны.
На фоне минимально раздетых азиатских хозяев европейские гости в бикини выглядят, по меньшей мере, слегка неприлично. Но, кажется, китайцам нравится...
Особенной популярностью пользуются светловолосые девушки. Китайских блондинок не существует как класса — наверное, потому, что иссиня-черные жесткие волосы не берет ни одна перекись.
Однако не пляжем единым жив турист. Тем, кому надоело жариться на солнышке, можно предложить мини-шопинг-тур.
Государственные магазины работают без выходных с 9-30 до 20-30, частные — с 9-00 до 21-00 и дольше. Рынки открываются обычно в 7 часов утра (некоторые — в
4 часа).
В крупных государственных магазинах и продовольственных лавках цены фиксированные. Торговаться можно на рынках, в большинстве частных магазинов, на уличных лотках и в некоторых гостиницах, ценник на товаре — не более чем «ориентир», указывающий на примерную стоимость покупки.
Основные улицы для покупок в Шанхае: Няньцзин Дунлу (Nanjing Donglu), Хуайхай Чжунлу (Huaihai Zhonglu), Жуйцзин Лу (Jinling Donglu), Сычуань Бэйлу (Sichuan Beilu), Цзиньлин Дунлу (Jinling Donglu) и Нянцзин Силу (Nanjing Xilu).
Места шопинга в Пекине — улицы Ванфуцзин, Сидань, Цяньмэнь, Дунсы, Чаовай-Дацзе, а также рынки — Ябалоу, Хуцзяо и Шелковый рынок.
Магазинов, магазинчиков и всевозможных лавочек в туристическом районе хватает. Купить можно что угодно — от дешевой безделушки до запредельного по стоимости мехового манто. В связи с Олимпийскими играми в Пекине прилавки были заполнены сувенирами с олимпийской символикой. Они пользовались огромным спросом как у туристов, так и у местного населения. Традиционно популярная продукция — «шелковые» вещи. Магазины с многообещающими названиями «Шелковый путь», «Дворец шелка» и тому подобными радуют глаз обилием товара. Однако за качество никто не ручается.
Еще один хит продаж — чай. Чайные домики располагаются через один, составляя достойную конкуренцию остальным заведениям. В некоторых салонах можно устроить настоящую чайную церемонию, чтобы выбрать действительно вкусный напиток.
Расслабиться помогут в массажных салонах. Приветливые мастера предложат все мыслимые и немыслимые услуги — от собственно массажа до кардинального изменения вашей внешности или лечения всех болезней по старинным китайским методикам.
И, наконец, приятным завершением дня будет посещение ресторана или кафе. Практически везде представлены морские деликатесы — они плавают, ползают, шевелятся и прыгают прямо в аквариумах на улице. Особой популярностью пользуются «русские» рестораны — с адаптированной кухней, российскими музыкальными шлягерами, домашней обстановкой. Оказывается, играть на чувстве ностальгии достаточно выгодно.
Но день за днем вальяжная жизнь ленивого туриста приедается. Душа начинает просить активного культурно-познавательного отдыха. Достается бумага, ручка — и составляется список достопримечательностей и экскурсий, которые обязательно следует посетить. Сюда входит столько интересного! Поездка в Пекин, на Гору долголетия, на Великую Китайскую стену, экскурсии в ботанический сад, развлекательные парки... Но это уже совсем другая история.
Великая Китайская стена, как известно, самый длинный исторический памятник. Однако под этим именем объединяются, по крайней мере, три крупных проекта разных исторических эпох (эпохи Цинь, Хан и Мин). Если найти полную карту Стены, то можно увидеть довольно разветвленную структуру. В настоящее время считается, что общая длина Великой Китайской стены со всеми ответвлениями и дополнительными участками составляет 7,3 тыс. километров.
Общая информация:
1. Мы неправильно произносим имя китайской столицы. На официальном диалекте путунхуа (который в основном соответствует пекинской фонетической норме) название города произносится как Бэйцзин, в переводе — «Северная столица». К этому варианту произношения близко английское «Beijing».
2. Китай — многонациональное государство. На его территории проживает 56 национальностей. Единственная многочисленная народность Китая — ханьцы (само название — ханьжэнь, или чжунго жэнь, — буквально «человек Срединного государства»). Согласно данным всекитайской выборочной переписи, проведенной в 1995 г., они составили 1099,32 млн. человек, или 91,02 процента всего населения. Остальные 55 национальностей насчитывают 108,46 млн., их принято считать национальными меньшинствами.
3. Некоторые из диалектов настолько отличаются, что китайцы не в состоянии понять друг друга. Выходом из положения стало введение единого нормативного языка — «путунхуа» (пекинский диалект), дословно — общий язык. На нем ведется преподавание в учебных заведениях, он используется в учреждениях КНР, на нем обязаны говорить все граждане страны. Однако большинство народностей предпочитают использовать свои национальные языки. По статистическим данным, во всей стране их насчитывается 72 вида, а свою письменность имеют 23 национальности.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.
Комментарии к статье
Очень интересно читать вашу статью о Китае. Собираемся тоже поехать -семьей с 9-летним сыном .Что-то присоветуете?