23 мая 2025     

Культура   

...Вектор движения — к литературной норме и грамотности

В начале лета на кафедре русского языка ТюмГУ раздался очень важный для меня телефонный звонок. Одна из читательниц «ТИ» превратила мой риторический вопрос об участии тюменцев в фестивале русской речи «Русское слово», состоявшемся в Санкт-Петербурге, в собственно вопрос и сама же на него ответила: да, участвовала, но вот в финальный тур не прошла...
Среди организаторов фестиваля был и фонд «Русский мир», начавший свою работу в 2007 году, в Год русского языка. Своей важнейшей задачей фонд считает поддержку русского языка — «матрицы нашего общественного сознания». Фонд способствует открытию в мире центров русской культуры, выделяет гранты на издание учебников, проведение школ, фестивалей и конференций, издает журнал «РусскийМир.ru» (обратим внимание, кстати, на внешний вид его названия: модное нынче смешение алфавитов в одном слове, нарушение привычных норм письменной речи). Журнал, среди прочего, предоставляет свои страницы известным лингвистам...
Беседа с директором Института лингвистики РГГУ, автором книги «Русский язык на грани нервного срыва» Максимом Кронгаузом опубликована в шестом номере журнала. Мы считаем важным познакомить хотя бы с некоторыми ее фрагментами читателей «ТИ», потому что затронутые собеседниками вопросы не раз обсуждались и в нашей рубрике.
Для кого — измененный, для кого — естественный
«...Безусловно, я пытаюсь бороться за привычную языковую норму и привычное языковое поведение. Но с момента перестройки в нашей стране изменилось очень многое, что не могло не отразиться на языке. А молодое поколение, выросшее после перестройки, и вовсе воспринимает обновленный язык естественным, родным. Для тех, кто постарше, он... чужой, пожалуй, сильное слово... Скорее, измененный. Но и более старшие поколения, например мои ровесники, тоже меняются. Моя сегодняшняя речь отличается от речи 80-х. Многие этого не осознают, но мы стали использовать новые слова, пришедшие в язык после 90-го года. Более того, мы стали иначе себя вести во время общения».
«Доброй ночи» — уже не прощание
«...Мы также стали иначе здороваться и прощаться. Появились новые словечки-обороты. «Пока-пока», например. Оно практически повторяет английское «бай-бай». Еще калька с английского — «Берегите себя». Еще одно новое приветствие: «Доброй ночи». Кстати, оно вошло в речевой оборот через ночной эфир. Заметьте, ночью мы редко здороваемся, тем не менее это приветствие из телеэфира перекочевало в жизнь. По модели «Доброй ночи» распространяется игровое интернет-приветствие «Доброго времени суток!» Интересно, что «Доброй ночи» совсем недавно было пожеланием «Спокойной ночи», то есть формой прощания. Теперь, в связи с изменением ритма жизни, выражение стало формой приветствия».
Отвечаешь — представься
«...Раньше, когда мы звонили куда-нибудь, мы не представлялись. Сегодня подобная норма пока редкость, но крепнет новая тенденция — звонящий представляется по имени и фамилии. Конечно, у нас никто не говорит: «Петров или Иванов слушает», как принято в Германии, например, даже по домашнему телефону. Но если раньше мы звонили в поликлинику и спрашивали: «Алло, это поликлиника?» — то сегодня нас вежливо опередят: «Поликлиника номер такой-то». Не везде, конечно, но постепенно идет распространение корпоративного этикета.
Мы теряем... мат
«...Нормальный человек не любит, когда вокруг него ругаются матом. Но как лингвист я понимаю: мат — уникальное культурное и языковое явление, которое мы и вправду теряем. Сила матерного слова снижается потому, что пали все запреты, и он звучит повсюду: на улице, со сцены, в речи политиков, в кино. А энергия матерного слова, его мощь падает. Кого-то мат еще оскорбляет, но многие, особенно молодые люди, воспитанные в этой системе культурных координат, даже не замечают мата. «Ну бранятся, ну и что?» — пожимают они плечами. Еще нынешняя ситуация с нецензурной лексикой напоминает русскую деревню, где мат в XIX веке и раньше почти не был табуирован. Кстати, к этому близка европейская ситуация, где мата как такового нет. Брань есть, но мата как выделенной табуированной группы нет. Там отчасти эту функцию выполняют богохульства, в то время как в русском языке — слова, связанные с сексом и телесным низом. Вот и выходит, что, с одной стороны, мат становится более слышен в тех местах, где его раньше не было. С другой — мы его теряем как культурное явление — некую особую выделенную группу слов. Уже большая часть молодых людей рассматривают мат как легкое бранное слово. Так постепенно мы переходим в другую культурно-языковую ситуацию».
Интернет взрослеет
«...Русский язык в Интернете довольно сильно отличается от разговорного. Но он не нов, это, скорее, жаргон, который, как показывает даже короткий опыт применения, не очень удобен... Теперь новая тенденция: чаще пишут на грамотном языке и стараются быть грамотными, то есть понятыми. В некоторых интернет-сообществах появились даже табу на мат... Похоже, детский период развития Сети, когда все были увлечены игрой в «олбанский язык», проходит. Наступил период осознания и отказа от ненужных, вычурных вещей... В Сети все больше грамотных текстов — человеку так удобнее читать. Поэтому вектор движения — своеобразный откат к литературной норме и грамотности. Другое дело, что норма уже не та, что в 80-е и 90-е годы. Новая литературная норма формируется на наших глазах».
Компьютер: доверяй, но проверяй!
«...К сожалению, новые компьютерные способы регулирования грамотности часто приучают нас к неправильным вещам. И, безусловно, они становятся распространеннее, чем словари. В итоге появились опубликованные на бумаге тексты, которые соответствуют компьютерным программам, но при этом содержат грамматические ошибки. Особенно программы проверки орфографии портят орфографию тогда, когда навязывают неправильные запятые и прочие знаки препинания. Как результат: в компьютерную эпоху студенческие курсовые и дипломы стали заметно менее грамотными потому, что никто не перечитывает написанный текст, а доверяет это сделать компьютеру. А компьютер тоже делает ошибки и постепенно вытесняет словари. Это не значит, что пользоваться программой плохо, — просто надо ее доработать с участием лингвистов».
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"