29 апреля 2024     

Культура   

Движение "Литературного экспресса" в поддержку литературного процесса

Случилось то, о чем давно с ностальгическими нотками вспоминали тюменские литераторы. В годы бурного освоения Западной Сибири в нашу область частенько наведывались писательские бригады и совершали марш- бросок по стройкам века. Авторы встречались с читателями, искали темы для будущих книг. И с ними, как правило, ехали тюменские коллеги. Для обмена опытом. В прошлую пятницу, как в старые добрые времена, к нам из столицы на всех парах примчался “Литературный экспресс”...
Но столь стремителен был его бег, что местные сочинители пообщаться с гостями толком не успели. Столичные писатели заехали буквально на денек: встретились с журналистами, провели круглый стол в ТГУ, познакомились со своими читателями в библиотеках и снова запрыгнули в специальный вагон фирменного поезда “Россия”. Впереди их ждали другие города.
...Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом при поддержке ОАО “Российские железные дороги” затеяло масштабную просветительскую акцию “Литературный экспресс”. Организаторы собрали под свои флаги сорок авторов и благословили их на встречу с книгочеями. Поезд отправился по маршруту “Москва — Владивосток”. Его пассажиры разделились на четыре бригады. Каждой достался свой отрезок пути и своя армия читателей. В Тюмень приехали девять литераторов: Валерий Воскобойников, Сергей Лукьяненко, Роман Сенчин, Полина Дашкова, Валентин Постников, Алексей Алехин, Борис Минаев, Лола Звонарева, Сергей Таратута.
“Я участвую в этой акции не для того, чтобы прорекламировать книги, а для того, чтобы посмотреть в глаза читателю, послушать, что он скажет”, — сразу обозначила свою позицию Полина Дашкова.
Тем не менее одной из основных целей “Литературного экспресса” стала пропаганда современной литературы. И вполне закономерно возник вопрос, что для присутствующих авторов важнее на встрече с читателями: продвигать литературу в целом или же только свои произведения?
Ответил детский писатель Валерий Воскобойников: “Каждый писатель является частичкой общего литературного процесса. Из этого следует, что без продвижения литературы в целом невозможно продвигать себя”.
Большинство авторов согласилось с ним: пропаганда достойной литературы нужна и это общая задача. При этом Сергей Лукьяненко считает, что россияне по-прежнему остаются одной из самых читающих наций (судя по количеству книг в домах). И он уверен, что Тюмень — литературный город. Правда, писатель не объясняет, на чем основывается его уверенность.
Такие оптимистичные представления о согражданах не отменяют необходимость воспитания подрастающего поколения, которое, как показывает практика, не стремится проводить время с книгой. Кто и что может помочь в решении этой проблемы, задаются вопросом журналисты? Эссеист Лола Звонарева, являющаяся организатором и участником множества детских литературных проектов, убеждена, что встречи с писателями способны сыграть большую роль в жизни ребенка. “Когда идет прямое общение, лицо подростка перестает быть равнодушным”, — замечает она.
“Я против призывов, — говорит Воскобойников, который, по собственным словам, живет в детской литературе 45 лет. — Чтение должно питать сердце и разум. А читатель — чувствовать необходимость в этой пище”. Необходимость эта, по мнению фантаста Лукьяненко, вырастает из семьи. ”Все очень просто — если книги читают родители, то будет читать и ребенок", — в очередной раз озвучивает он то, что и так несется отовсюду. Увы, на деле эта эффективная, казалось бы, формула не всегда срабатывает.
Продолжатель дела отца, автор книг о приключениях Карандаша и Самоделкина Валентин Постников имеет большой опыт общения с юными читателями. И дети без обидняков признаются автору, что выбрасывают книгу после первой же главы, если она кажется им не интересной. Постников давно сделал для себя вывод: книжка должна цеплять с самого начала. И следует этому правилу всегда.
Существует не один способ культивировать интерес к книге. Сергей Лукьяненко приводит пример — в настоящее время вся Москва завешана плакатами, с которых известные писатели призывают людей читать литературу, говорят, что это интересно и модно. Основная идея этих призывов такова: играми в Интернете увлекаются все поголовно, а ты не будь дураком — читай книги. Возымеет ли это действие — время покажет...
Валентин Постников, который грустит о том, что ребятишки больше любят Бэтмена и Человека-паука, чем Карандаша и Самоделкина, а из писателей знают только Пушкина и Ксению Собчак, все же уверен: нынешнее поколение детских авторов через десять лет будет известно многим маленьким читателям.
Борис Минаев ратует за увеличение тиражей. Его книга “Детство Лёвы”, которая получила премию “Заветная мечта”, поначалу была издана тиражом всего три тысячи экземпляров и ее трудно было достать даже в Москве. После того, как работу Минаева отметили эксперты, вышел повторный тираж — сто пятьдесят тысяч экземпляров, и книга попала в библиотеки. “Так делается во всем мире, — обращает внимание писатель. — Но это не отменяет того, что талантливая вещь должна сама пробивать себе дорогу”.
К сожалению, на книжном рынке не всегда действует закон “естественного отбора”. Порой книгопродавец диктует свои правила, предлагая только то, что, по его мнению, должно обеспечить большую прибыль, устанавливает высокие цены. Что можно противопоставить этому?
“Появилось много интернет-магазинов, предлагающих книги в электронном виде, — говорит Валентин Постников. — Например, в ”Литературном ресурсе" можно скачать на компьютер любое произведение за десять рублей. Я в последнее время в московском метро вижу все больше людей с “наладонниками”. Они читают электронные книги".
“Однако в Интернете существует множество пиратских библиотек. И бесплатное скачивание книг, которое они предлагают, может грозить смертью издательствам, — высказывает опасение Борис Минаев. — Издательский рынок жадный и противный. Но его смерть погубит само дело. Ведь издатели дают заказы писателям. Они обеспечивают литературный процесс”.
Выход? Литераторы его не знают... Зато знают формулу писательского успеха.
“Она очень простая — надо писать! — раскрывает ”секрет" Полина Дашкова. — Необходимо быть усидчивым, чтобы проводить много времени за письменным столом. У Стивена Кинга есть метод “закрытой двери”. Комната должна быть заперта, а писатель — находиться в ней один".
“Мне кажется, литератор должен быть ярким со всех сторон”, — заметил Валентин Постников. “И талантливым!” — сделал немаловажное добавление поэт Сергей Таратута.
Сергей Лукьяненко считает, что Россия никогда не была литературоцентричной страной. Просто раньше существовал культ книги. Однако многие граждане притворялись, что им интересно читать. Сейчас, к счастью, притворяться не надо. А вот поэт Алексей Алехин уверен, что наша страна исторически литературоцентрична. В былое время литература являлась единственным местом, где обсуждались социальные, философские и иные вопросы общества. Сейчас же появились другие площадки для обсуждения тем, волнующих людей.
Полина Дашкова говорит, что интерес к российской литературе в других странах накатывает волнами. В настоящее время зарубежные читатели проявляют к произведениям наших современных авторов спокойное доброжелательное любопытство. Больше всего читать книги из России любят в Германии, Италии и Франции.
Роман Сенчин терпимо относится к использованию матерных слов в литературе, в том случае если они употреблены к месту. Алексей Алехин считает пошлым вкраплять в текст матерки только для привлечения внимания к произведению и не видит ничего плохого, если матерное слово органично вписывается в повествование. Он замечает, что у того же Пушкина есть стихи, в которых используется ненормативная лексика. В конце концов, как заявляет Полина Дашкова, у читателя должен быть вкус к слову. И у любого человека есть выбор: читать или не читать...
Валерий Воскобойников признается, что полтора года работал литературным “негром” и под вывеской “Фридрих Незнанский” сочинил два детектива. Писал, по его собственным словам, левой ногой и получил с гулькин нос. При этом Незнанский — не вымышленное, а вполне реальное лицо. Просто этот человек сам не успевал зарабатывать все деньги. На него работали многие. В том числе даже один профессор консерватории...
Справка “ТИ”:
Алексей Алехин — поэт, прозаик, критик, редактор журнала поэзии “Арион”. Учился в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, окончил факультет журналистики МГУ. Его стихи и эссе переведены на английский, итальянский и немецкий языки.
Сергей Лукьяненко — писатель-фантаст, по профессии врач-психиатр. Вырос на книгах братьев Стругацких, Владислава Крапивина. Лауреат старейшей отечественной премии “Аэлита”.
Сергей Таратута — поэт, выпускник “Щуки”, работал актером. Свое первое стихотворение написал 28 мая 1978 года. Дату запомнил, поскольку до сих пор считает этот стих одним из наиболее удачных.
Валентин Постников — сын Юрия Дружкова, который 50 лет назад придумал на страницах журнала “Веселые картинки” Карандаша и Самоделкина. Однажды Валентину приснился умерший отец. Он сказал: “Сынок, не бойся! Садись, пиши, я тебе помогу!”. После этого сна Постников написал десять книг о приключениях забавных отцовских персонажей. Юрист по образованию, он стал лауреатом премий “Золотое перо России” и “Лучший детский писатель 1997 года”.
Валерий Воскобойников — автор более полусотни книг для детей, лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу. За “Жизнь замечательных детей” писателя удостоили почетного диплома Международного совета по детской книге.
Борис Минаев — журналист, которого хорошо знают читатели журнала “Огонек”. Пишет рассказы и повести для детей. Мастер психологической прозы. Его “Детство Лёвы” журнал “Книжное обозрение” назвал “Книгой года”.
Полина Дашкова — выпускница Литературного института им. Горького, работала литературным консультантом в журнале “Сельская молодежь”. Дебютировала как поэт, но стала широко известна как автор детективов.
Роман Сенчин окончил Литинститут, в настоящее время ведет там семинар прозы, работает в газете “Литературная Россия”, на страницах которой анонсирует книжные новинки. Лауреат премий “Литературная Россия”, “Эврика” и фонда “Знамя”.
Лола Звонарева — литературовед, эссеист, доктор исторических наук. Много лет работала в журнале “Детская литература”. В настоящее время является главным редактором журнала “Литературные незнакомцы”.
Штрихи к портретам:
Сергей Лукьяненко держит дома декоративных мышей и йоркширского терьера, увлекается кулинарией и курит любимую трубку. Сергей Таратута ни разу в жизни не пробовал курить. До сих пор, когда поэт видит бабочку, он бежит за ней и старается поймать. Правда, потом всегда отпускает красивое насекомое на волю. Полина Дашкова называет писателей скучными людьми, потому что они только и делают, что сидят и пишут. Она кроме этого еще курит. Но не ест мясо и не выносит запаха алкоголя. Валерий Воскобойников в четыре года выпустил первую газету, в которой написал: “Наше дело левое. Победа будет за нами” (он всегда путал лево и право). Его мама пришла в ужас. Она разорвала творение сына на мелкие кусочки и сожгла в печи. Время было такое, что боялись всего, и даже ошибка ребенка могла стоить дорого. Мама взяла с сына клятву, что он никогда не станет писателем. Валерий Воскобойников клятву не сдержал.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"