24 мая 2019     

Культура   

Если бы куклы могли говорить...

Выставку народной игрушки в музее изобразительных искусств «Вот какая барыня, вот какой конек» подготовили к началу учебного года. Нигде особо не рекламировали, не устраивали торжественных открытий. Но что может быть вернее сарафанного радио?..
— Мы даже не ожидали, что экспозиция будет такой популярной, — признается хранитель выставки, искусствовед Людмила Осинцева. — Сюда приходят семьями, бабушки или мамы рассказывают своим малышам, какие игрушки были у них в детстве... Здесь вспоминаются интересные мелочи, что, казалось, давно позабылись в будничной суете. Кто-то из посетителей заметил: несколько десятилетий назад в тюменском магазине «Детский мир» игрушки не просто красовались на полках ровными рядами, их расставляли в необычных, игровых, ситуациях. На выставке мы попытались создать что-то похожее...
В последнее время многие, в угоду капризной моде, засматриваются на иноземные диковинки, с пристрастием изучают основы китайского искусства фэн-шуй. Стоить заметить: наши предки, древние славяне, знали не меньше секретов, как завлечь удачу в дом — делали всевозможные обереги, для накопления богатства, укрепления здоровья, сохранения лада в семье...
Вспомнить (или узнать!) старинные традиции своего народа можно на выставке игрушек. Здесь проводятся увлекательные экскурсии, беседы с ребятишками. Подобные встречи оказываются более действенными, нежели назидательные уроки в школе. Для взрослых устроители экспозиции тоже придумали немало интересного.
К примеру, в День пожилых людей здесь провели мастер-класс. Известная тюменская мастерица, научный сотрудник музея изобразительных искусств Наталья Маломыжева показала собравшимся, как сделать обрядовую куклу — «Куватку». Обычно таинство изготовления оберега сопровождалось песней. Чтобы не нарушать традицию, на мастер-класс пригласили певуний из вокального ансамбля «Крещатик» (коллектив отдела украинской культуры при ОДНК «Строитель»).
— Это не просто рукоделие, а колдовство, магия, — подсказывает Наталья Александровна, поясняя особенности древнего действа. — Обрядовые куклы делались без иголок и ножниц, из лоскутков ткани, ставшей «своей». Разноцветные кусочки отрывались от подола рубахи, простыни, фартука... — любой вещи, которой долгое время пользовались в семье. Почему нельзя было брать ножницы? Чтобы жизнь не была колотой, резаной...
«Куватка» — одна из первых кукол, которую видел ребенок. Женщина, ожидая появления малыша, делала до семи таких фигурок. Сначала их клали в колыбельку, чтобы согреть. Затем, когда рождался ребенок, тряпичные игрушки подвешивали над кроваткой.
В стародавние времена родители пытались спрятать кроху от сглаза — и совершали определенный ритуал, обманывающий злых духов. Мужчина где-нибудь в сенях стонал, старательно корчась от «схваток». Женщина в это время, потихоньку родив, укутывала новорожденного — и начинала греметь ухватами, как ни в чем не бывало. А как же мужчина? Он играл свою роль еще несколько дней, подложив рядом с собой куколку из полена. На нее-то и набрасывались темные силы...
— Название игрушки — «Куватка» — имитирует крик малыша, куваканье, — рассказывает мастерица, ловко сворачивая два лоскутка крест-накрест и перетягивая ткань в нужных местах. — В этой кукле все имеет особый смысл — перекрестье ниток, нечетное число оборотов нити, размер игрушки, даже узелок, который называется «мужской силок».
Почти все народные куклы — безлики, чтобы в них не вселился дух. Обрядовых кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а хранили в корзинах, коробах, ларчиках. Обереги делались только по особому случаю, у каждого было свое назначение.
«Лихорадки» (лихоманки, трясовицы) служили защитой от злых демонов в обличье женщин-сестер, приносящих болезни. Согласно поверью, они могли залететь в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Уберечь семью от нежеланных гостей и помогали лихоманки. Считалось, если влетит какая-нибудь из сестер в избу, увидит куклу, похожую на себя, — и вселится в нее, не тронув домочадцев.
«Желанница» имелась в деревне у каждой девушки. Правда, показывать тряпичную подружку никому не следовало. Кукла эта непростая: если попросишь у нее то, чего хочется, пришьешь бусинку к платью — желание исполнится.
«Десятиручка» помогала молодой хозяйке справляться по дому. Такую куклу дарили девушке на свадьбе, чтобы все ладилось...
Есть на выставке и другие игрушки — глиняные, деревянные, соломенные. Не увидишь здесь разве что гламурных барби, воинственных бэтменов, китайских пупсов... Все игрушки, показанные в музее, — индивидуальны, не похожи одна на другую. На какую ни глянешь, в каждой — столько теплоты, человечности, искренности, чего так недостает сверкающему на витринах магазинов ширпотребу.
...В кукольном царстве-государстве соседствуют дымковская, каргопольская, филимоновская, костромская, хлудневская, тюменская и другие известные глиняные игрушки. «Мы разместили их рядом, чтобы посетителям легче было сравнить, понять, чем они отличаются», — уточняет Людмила Осинцева.
За стеклом соседней витрины — топорные игрушки. Мельница, лошадь, запряженная в сани, кукольный диван, стул, колыбель — целый мебельный набор. «Топорная работа» — сегодня так принято говорить о грубом, неаккуратном изделии. Раньше у выражения не было уничижительного смысла: топорными назывались вещи, сделанные при помощи нужного в хозяйстве инструмента.
Фигурки, которые вырезают мастера из села Богородское Московской области, — известные и по сей день сувениры. Причудливые вещицы оживают, как по волшебству. Стоит взять их в руки, потянуть за планку — и застучат молоточками по наковальне кузнецы...
Что такое шаркунки? Вряд ли кто с ходу ответит. Эту причудливую игрушку, очень похожую на головоломку, придумали поморы. Конструкция хитроумной погремушки напоминает многоэтажный дом без окон и дверей, но с множеством комнат-ячеек, в которые клали по дробинке, горошине или морскому камешку.
А вот щепных птиц начали делать на Русском Севере. Там существовал обычай украшать избы крылатыми оберегами. Весь день птицы, подвешенные на тонкой бечевке к потолку, мирно «дремали». По вечерам, когда семья собиралась за столом у пышущего жаром самовара, птицы начинали кружиться над столом. Зная элементарные законы физики, нетрудно объяснить чудо. Теплый воздух от самовара поднимался к потолку, касаясь перьев птицы — этого было достаточно, чтобы она ожила...
Без традиционной матрешки выставка была бы неполной. О любимой русской игрушке, как и о народных богатырях, слагают легенды. По одной из них, прообразом расписной круглолицей красавицы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в подмосковную усадьбу Абрамцево в XIX веке с японского острова Хонсю. Первую русскую матрешку выточил в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звездочкин. Эскиз для росписи выполнил художник Сергей Малютин. Сделали эту игрушку в мастерской «Детское воспитание», основанной нашим земляком — купцом-меценатом Саввой Мамонтовым.
Принципы изготовления игрушки не изменились до сих пор. Ее вытачивают из хорошо высушенной древесины липы или березы — и причудливо расписывают. Сейчас в Санкт-Петербурге, Москве и других городах можно увидеть матрешек на любой вкус — игрушки изображают известных политиков, музыкантов... Однако при упоминании слова «матрешка» мы по-прежнему представляем себе румяную русскую красавицу в ярком костюме...
PS. 14 октября планируется пригласить в музей изобразительных искусств молодоженов. Их ждет свадебный обряд. Организаторы выставки «Вот какая барыня, вот какой конек» подготовят для жениха и невесты сувенир — «Неразлучники». Название выбрано не случайно: кукол, имеющих одну руку на двоих, не разделить. Оберег хранят как залог семейного счастья, чтобы муж и жена всегда были вместе, и в горе, и в радости...
Первое упоминание о деревянной игрушке встречается в письменных источниках, датированных XVII веком. В записи сказано, что резные фигурки к «цареву двору» покупали в Троице-Сергиевском монастыре... Какое-то время игрушки, которыми играли царские и крестьянские дети, делались в одних и тех же мастерских.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"