25 апреля 2024     

Культура   

Бирман к музыке нас приучал постепенно...

Тюменская филармония накануне юбилея. Близится праздничный концерт (он состоится 23 ноября в Концертном зале имени Гуляева). В воздухе витает предощущение торжества. И даже мировой финансовый кризис не способен испортить настроение филармоническому коллективу. Кризис этот, оказывается, не в силах повлиять на посещаемость филармонии. Артисты собирают аншлаги. Народ наш как ходил на концерты, так и продолжает ходить. В кабинетах ведется планирование следующего сезона. К своему 50-летию филармония превратилась в оплот музыкальной Тюмени. А это дорогого стоит.
В преддверии праздника директор Тюменской филармонии заслуженный артист России Михаил Бирман собрал тюменских журналистов на пресс-конференцию. Согласился откровенно ответить на самые каверзные вопросы. Тут уж и мы обрадовались.
— Михаил Михайлович, вы говорили, что три года работали над созданием симфонического оркестра. Не могли бы вы поподробнее рассказать, что было сделано за это время? И когда все-таки оркестр появится в Тюмени?
— Действительно, идея создания оркестра вынашивалась в течение трех лет. Сейчас мы готовы воплотить ее в жизнь. На наш взгляд, симфонический оркестр в Тюмени — это реальность. Мы в состоянии создать конкурентоспособный, высокопрофессиональный, творческий коллектив. Но это сопряжено с определенными сложностями. Во-первых, в Тюмени нет музыкантов такого класса, поэтому нужно объявлять набор по всей стране. Наша задача — собрать лучших музыкантов. Во-вторых, остро стоит жилищный вопрос. Приглашенным музыкантам надо будет где-то жить. И, в-третьих, необходимо материальное обеспечение кадров и оснащение оркестра. Сегодня все зависит от решения правительства Тюменской области. Насколько я осведомлен, наш губернатор одобрил идею создания оркестра. Но, видимо, в связи со сложившимися обстоятельствами, а именно с финансовым кризисом, решение вопроса отложено. И пока не могу сказать точно, будет ли оно принято.
— А в чем заключается готовность филармонии?
— Мы связались с выдающимися музыкантами, заручились их поддержкой. Кадровый вопрос практически решен.
— Может, и дирижера присмотрели?
— Присмотрели. Этот человек уже работает над формированием состава оркестра. Правда, пока не легально. Так что имя его не озвучиваем. В общем, такая ситуация — при всеобщем одобрении решения нет. Как-то не везет филармонии, Тюмени, стране... У нас то война, то дефолт, то кризис. Не бывает гладко.
— Это верно, ведь о создании оркестра в Тюмени говорят даже не три года, а значительно больше...
— Еще в советские времена я, будучи художественным руководителем филармонии, пытался говорить об этом. Но это было как-то несерьезно в тех условиях. Сейчас мы все, в том числе и власть, поняли, что город бурно развивается, но при этом его культурная инфраструктура остается очень маленькой. На такой большой город всего три театра и филармония! Нет музыкальных театров, нет оперы, нет консерватории. Не хватает профессиональных кадров. В профессию люди не идут. За многие годы ее престиж упал. Способные люди не видят свое будущее в музыке, потому что этим нельзя прокормить себя и свою семью. Решить проблему можно только за счет привлечения свежих творческих сил...
— А ваши кадры не жалуются на зарплату?
— Если честно, доходы артистов оставляют желать лучшего. Они растут, но незначительно...
— В таком случае, как можно думать о привлечении профессиональных музыкантов со стороны? Кто поедет? Кто еще бедней? Или им светит другая зарплата?
— Зарплата музыкантов высокого класса должна соответствовать европейским стандартам. Мы не собираемся создавать бедный провинциальный коллектив. Наш симфонический оркестр должен получать не меньше, чем ведущие коллективы Москвы. Во всем мире оркестры различаются по уровню и бюджету. Чем больше возможностей у оркестра, чем лучше музыканты, тем большую зарплату они получают. Если наше правительство примет историческое решение создать оркестр (а от этого зависит музыкальное будущее города и области!), на коллектив должны быть выделены и соответствующие деньги. Только в этом случае мы сможем получить высококлассных музыкантов.
— Какие города станут кадровыми донорами?
— География городов, которые готовы поделиться с нами музыкантами, обширна: от Владивостока до Москвы, включая еще и северо-запад страны. Звонки идут отовсюду. Из Санкт-Петербурга, Петрозаводска и даже Москвы. Многие музыканты готовы покинуть свои оркестры и приехать в Тюмень.
— Что же их сюда так влечет?
— Во-первых, высокий уровень зарплаты. Во-вторых, не каждому музыканту нравится коллектив, в котором он работает. К тому же это редкая возможность начать с нуля в оркестре, который только-только собрался.
— Михаил Михайлович, есть ли у вас какие-то соображения по поводу развития музыкального образования в Тюмени?
— Консерваторское обучение возможно лишь при наличии профессионального педагогического состава. Если в нашей академии искусств и культуры задумаются о консерваторском курсе, то прежде всего необходимо будет привлечь на работу больших мастеров. У талантливых педагогов и ученики талантливые. Мы обсуждали этот вопрос и с ректором академии Евгением Заболотным, и с председателем комитета по культуре области Евгением Негинским. Они осознают, что приток музыкантов в оркестр может стать основой для улучшения подготовки будущих музыкальных кадров. Оркестранты наверняка в свободное время будут преподавать. И со временем это принесет свои плоды. Кроме того, создав оркестр, мы повысим престиж профессии музыканта. Студенты, которые станут учиться на оркестровых специальностях, будут знать, если они пройдут конкурс в оркестр, их ждет нормальная, материально обеспеченная работа. Это не значит, что мы будем принимать всех желающих. Повторяю, музыканты должны соответствовать высокому уровню. Творческая планка очень высокая. Никаких скидок на провинцию. Есть гениальная музыка, и ее нужно исполнять гениально. Независимо от того, кто ты: тюменский или московский музыкант. Для публики нет разницы. Не понравится исполнитель, люди больше не придут на его концерт.
— Несколько лет назад вы получили отреставрированное здание филармонии. Как вам живется здесь сейчас? Не приходится ли сталкиваться с хозяйственными проблемами?
— Проблемы были и остаются. Они разного характера. Требуется хотя бы текущий ремонт филармонии после беспощадной эксплуатации помещений в течение пяти лет, прошедших со времени реконструкции. Кроме того, из-за просчетов в проектировании нам неудачно сделали кровлю над органным залом. Посмотрите, что делается! Крыша протекает. Кое-как спасаем орган! Еще одна очень важная проблема — нам очень тесно в филармонии, не хватает площадей. У нас нет репетиционной базы! Камерный оркестр ютится в комнатушке. Хоровая капелла занимается в маленьком классе. Шестьдесят человек просто задыхаются там! “Зори Тюмени” обитают в “Строителе”. Ансамбль “Санрайз” репетирует в колледже искусств. Мы находимся в очень стесненных обстоятельствах. А если будет создан симфонический оркестр (добавится еще сто двадцать музыкантов!), можете себе представить, что будет?! И если оркестр в полном составе, как это заведено, может репетировать в зале, то где будут репетировать группы скрипок, группы духовых?
— В таком случае, будет ли ставиться вопрос о строительстве нового здания филармонии?
— Думаю, что мы этого не дождемся. Может, молодежь доживет...
— Когда затевалась реконструкция, говорили о пристройке к основному зданию филармонии как раз репетиционных помещений...
— Был такой проект. Но потом его отмели. Когда шла реконструкция, у области еще не было таких финансовых возможностей. Поэтому на всем экономили, все делали скромно...
— Прошло пятьдесят лет со дня основания филармонии. С какими результатами вы подошли к этой дате?
— Самым главным результатом стало то, что люди полюбили приходить в концертный зал. Насколько я знаю по отзывам, они получают здесь колоссальный энергетический заряд, сильные художественные впечатления, потрясения даже. Мы сформировали в Тюмени музыкальную среду. И это нас радует. Я давно живу в Тюмени. Город никогда не был музыкальным. И только за последние десять лет мы сделали прорыв. Вышли в филармоническую элиту страны. Я думаю, в этом и есть смысл нашей работы. Сегодня могу смело сказать, что классическая музыка в нашем городе востребована значительной частью общества. За этими простыми словами стоит колоссальный труд.
— Не могли бы вы рассказать о новых, перспективных формах работы со зрителем?
— Мы используем все формы, которые приняты в ведущих концертных организациях. Другое дело, что мы с каждым годом улучшаем и развиваем их. Возьмем ту же абонементную систему. Ведь не сразу народ полюбил абонементы. Мы приучали к этому постепенно. Сегодня перспективное планирование концертной деятельности прочно вошло в нашу практику. Люди перестали сомневаться и приобретают абонементы на год вперед. Помимо этого мы проводим фестивали: “Алябьевская осень”, Международный джазовый фестиваль, “Лето в Тобольском кремле”, Рождественский фестиваль. Но это, по сути, праздники, а вот абонементы — кропотливая работа круглый год. Сейчас мы уже планируем сезон 2009-2010 годов и весной будем проводить большую ярмарку-продажу абонементов. Представьте себе, в каком режиме работает филармония! Система планирования — довольно непростое дело. Америка, к примеру, на пять лет вперед планирует концерты. Европа — на три-четыре года. В России пока идет процесс формирования концертного рынка в академической музыке.
— Вы говорите о планах. А каких ярких имен ждать тюменским зрителям в будущем сезоне?
— В 2010-м вполне вероятно в Тюмень согласится приехать сам маэстро Гергиев с оркестром Мариинского театра. На осень этого же года планируем приезд Французского симфонического оркестра из города Лилля. Это один из самых ярких коллективов знаменитого дирижера Жана-Клода Казадезюса. Французский оркестр сам выбирал маршрут и предложил пять городов России: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тюмень. А нынче у нас должены быть камерный оркестр театра “Ла Скала”, оркестр Санкт-Петербургской филармонии с Юрием Темиркановым, Максим Венгеров с Московским симфоническим оркестром. Вас ожидает полноценная культурная жизнь! Вы не должны чувствовать, что живете в глубинке, в отрыве от Москвы.
— Кого ждете в гости на юбилейный концерт?
— Мы никого не планировали приглашать из артистов, решили сделать концерт своими силами. Единственное — в прологе и финале будет работать сводный оркестр. Мы позвали музыкантов из Екатеринбурга, практически весь состав камерного оркестра “Бах”. Вместе будут играть екатеринбуржцы, наша “Камерата Сибири” и еще приглашенные музыканты-духовики. Получится малый симфонический оркестр. Дирижировать им будет заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков.
— А заслуженный артист России Михаил Бирман будет выступать в концерте?
— Я буду играть с оркестром очень интересное сочинение Бетховена “Фантазия для оркестра, хора и солиста”. Более яркого сочинения, прославляющего искусство, как мы посчитали, нет. Это настоящий гимн, который звучит мощно и торжественно.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"