2 мая 2024     

Культура   

На смену цивилизации приходит культура?

Давно ли человечество радовалось приходу XXI века, и вот уже подходит к концу его первое десятилетие. Чем было оно для тюменской культуры и профессионального искусства? Что значил ушедший в историю год?
И десятилетие, и минувший год занимают уникальное место: вложения в камни тюменского искусства велики как никогда. Только за последнее время около 4 миллиардов рублей. Конечно, эти большие цифры несопоставимы с инвестициями лидеров культуры: к примеру, столько же выделено на очередное расширение московского Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Но наши шансы приблизиться к ним все же становятся выше.
«Всемирный доклад по культуре», подготовленный учеными для ЮНЕСКО, провозгласил: «Культура формирует наше видение мира». И далее: «В настоящее время мы стали свидетелями создания такой универсальной вселенной, в рамках которой понятие «культура» приходит на смену понятию «цивилизация». Мы утверждаем, что показатели культуры и развития должны служить мерой интеллектуальной, эстетической, социальной и политической деятельности».
Активная инвестиционная политика областного правительства и правительств автономных округов проводится в створе этой идеи. В Тюмени только за несколько лет реконструированы театр кукол и филармония, выстроено здание цирка, в 2008 году заработал на новом месте театр драмы. Реконструированы корпуса академии искусств и культуры, накануне 2009 года сдан последний — в бывшем Гостином дворе открылся концертный зал академии.
Еще год — и заработают обновленная Президентская библиотека, дворец «Нефтяник», завершится реконструкция колледжа искусств. В Ханты-Мансийске в минувшее десятилетие построены крупные музейные здания, включая здания художественного музея, музея нефти и газа, музея Игошева и др., а в 2008 году начал возводиться крупнейший в стране центр ремесел. Масштабные реставрационные работы ведутся в Тобольске и Тюмени. Продолжалось строительство нового здания Тюменского краеведческого музея, реконструируется музей Ершова в Ишиме. Перечень неполон.
Если созидание «камней» воспринималось позитивно, то с меньшим энтузиазмом встречены «рабочими муравьями» культуры изменения в ее структуре: соединение Тюменского областного краеведческого музея и изобразительных искусств и смена их руководства, ликвидация Тюменского колледжа искусств и передача его академии искусств и культуры.
Тонус художественных событий был стабилен: его образовали несколько крупных акций с участием российских мастеров — «Дух огня» и театральный фестиваль в Ханты-Мансийске, с которыми вряд ли могут сравниться акции в областном центре; прошла становящаяся все более академичной «Алябьевская музыкальная осень», Всероссийский фестиваль «Столица российского дизайна — Тюмень». К ним присоединился становящийся ежегодным конкурс «Книга года» (организаторы — ТюмГУ и областной департамент информационной политики), фестиваль театров кукол «Золотой конек». Небольшие локальные события, часто дублировавшие друг друга, с трудом поддаются исчислению, что во многом связано с «целевым» финансированием мероприятий ведомствами. Кстати, неэффективность «социально-творческого заказа» (названия варьируются) стала очевидной еще в 1930-е годы, когда эта практика впервые была опробована и отвергнута как расточительная после критики мастеров искусств (Сергея Эйзенштейна и др.).
Все мы знаем, что количество время от времени переходит в качество, но в художественной культуре, как и в природе, этот закон работает при некоторых условиях.
Очевидной особенностью тюменской ситуации является интерес правительства и руководителей автономных округов к развитию культуры. Кроме этого, наша пресса — и печатная, и электронная — не оставляла без внимания ни одно из явлений художественной жизни, невзирая на качество и значимость. Очевидно, что и власть, и пресса отражают некие общественные потребности. Насколько им соответствуют творческие организации, художественные силы?
Незадолго до конца года мы начали опрашивать мастеров об их впечатлениях от «художественных итогов» года. И выяснили интересную особенность, что, несмотря на обилие культурной информации, не обнаружилось двух схожих мнений. Оказывается, многие события проходят кулуарно, нет единого культурного пространства, нет аналитики и критики, общественной и профессиональной оценки. Творческие союзы отмечают, что Тюменская область единственная, в которой нет региональных премий в области искусств. То, что для работников искусств учреждены гранты, не снимает вопроса. Премия — это другое, здесь важен факт общественно-профессионального «ранжирования» творческих достижений.
Многие «творцы», говоря о событиях ушедшего года, любовно называли собственные работы. Получается, что художественный процесс как бы рассредоточился по мастерским и студиям, письменным столам и концертным залам.
Более-менее единый резонанс вызвала в обществе выставка работ Фаберже, случившаяся в начале 2008 года. Впервые два месяца музей искусств выдерживал осаду граждан. Но кто бы еще им объяснил, что ничего особенного, кроме любопытства к «дорогой пошлости» (высказывание Саввы Ямщикова), выставка не содержала?
В 2008 году работники искусств сделали свой шаг — образовали Содружество творческих союзов, чтобы заняться координацией творческих усилий, развитием человеческого капитала и, в конечном счете, дать импульс нашей региональной художественной культуре. Многие мастера искусств — архитекторы, театральные деятели, дизайнеры, писатели — не только заняты личным творчеством, но вникают в социально-культурные процессы, воспитывают смену, участвуют в художественно-творческих акциях. Но появились ли у нас творцы или события общенационального значения? Стала ли наша духовная атмосфера насыщенней? Были ли в ней явления, которые помогали бы нам и нашим детям ощутить смысл жизни, понять ее ценности — разве не в этом задачи профессионального искусства?
Проблема творческого потенциала тюменских искусств жарко обсуждалась в 2008 году на круглом столе творческих союзов. Об этом же думали в правительстве области, предпринявшем реорганизацию художественного образования. По мысли правительственных чиновников, академия культуры и искусства создаст систему непрерывного многоуровневого образования и сможет готовить кадры всех специальностей искусств. Отметим, что Правительство России в августе 2008 года приняло Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства на 2008 — 2015 годы. В последние 15 лет художественное образование в стране резко деградировало, стало полем поспешных экспериментов; растеряли свой потенциал старые известные школы, а из примерно 300 новых кафедр, факультетов и институтов только три-четыре заявили о себе как о стоящих школах. Тюменской культуре предстоит трудное восхождение. В феврале планируется обсуждение Содружеством творческих союзов и Академией культуры и искусств перспектив художественного образования в нашей области.
В 2008 году Тюмень была шестой «Столицей российского дизайна». Это событие заявлено было на общероссийский статут. Обширная программа фестиваля состояла из 18 выставок и акций в течение года, в том числе 2 национальных конкурсов — «Выставки дипломных работ архитекторов и дизайнеров» (на сайте idva.info) и конкурса «Столица российского дизайна» (230 работ из 23 городов России). Для тюменских дизайнеров подобный масштаб был трудноват, но в целом привычен. Вот как отзывалась о тюменской «столице» главный редактор популярной в дизайнерской России санкт-петербургской газеты «Форум». «Пишу свои мысли о Тюмени — мне правда все понравилось, но обидно, когда побываешь сначала на таком же фестивале в мировой столице (имеется в виду Турин, ставший в 2008 году первой «столицей мирового дизайна»), а потом в российской... Тут на одном энтузиазме и личных контактах не вытянешь... Хочу сказать вам и всем, кто организовывал мероприятия, большое спасибо!!! У нас «Модулор» (питерская биеннале дизайна. — Прим. ред.) на фоне ваших мероприятий какой-то дохленький получается».
Тюменская «столица», хотя и была поддержана комитетом по культуре Тюмени и правительством области, стала личной проблемой небольшой группы «сумасшедших» дизайнеров и 110 их гостей из 23 городов. Причина не только в организации, финансировании или чьем-то «недопонимании». Видимо, таков этап нашей отечественной жизни, что культура осталась жизненной необходимостью небольшого круга людей. Каков он? Собственно творческая элита и какой-то круг людей, которые не представляют жизни без нее. Если подсчитать, будет что-то около 10 тыс. человек. Цифра условная, но музейщики скажут, что среднее число посетителей приличной художественной выставки — 6 тыс. человек (музейной ночи — 12 тыс.). Есть свои меры и в театрах, в филармонии.
Если сравнить с армией любителей искусств «царской России» — критик А.Эфрос определял ее когда-то в 30 тыс. человек, — огромный исторический прогресс, тем более что Тюменская область в 100 раз меньше той самой России 1913 года. Прогресс есть даже относительно Москвы: в 2007 году Третьяковку посетило около 500 тыс. человек, а тюменский музей искусств примерно 50 тыс. — в два раза больше, цифры 2008 года примерно такие же.
Конечно, сегодня искусств в нашей жизни больше, чем в 1913 году. Посещение какого-нибудь торгового центра с мультиплексом — экскурсия в мир дизайна, кино, искусства моды и т.п. Кроме того, мы можем припадать к большой культуре в телеканале «Культура», «Евроньюс» или французском музыкальном канале «Mezzo». Эти медийные события — тоже события культурной жизни Тюменской области, той ее части, которая имеет доступ к названным каналам. Хотя, увы, количественный и информационный перекос нашей местной культуры в сторону самодеятельности был привычной доминантой и в 2008 году.
Но еще один факт хотелось бы отметить. Уже многие годы «руководители партии и правительства» разных уровней не посещают спектаклей, выставок, концертов. Исключения в 2008 году — выставка живописца Василия Нестеренко, на которой был весь административный цвет области, а также спектакль «Потеха про Левшу...», на котором также было изобилие уважаемых и известных лиц. Жаль, что никто из них не был на действительно блестящих выставках тюменского дизайнера и художника Елены Улькиной и живописца Михаила Гардубея. Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь, может быть, это случится даже в 2009 году, политическая, деловая и художественная элиты станут интереснее, ближе, понятнее друг другу, без чего «создание такой универсальной вселенной, в рамках которой понятие «культура» приходит на смену понятию «цивилизация», останется для нас примером из чужой жизни.
Продолжение темы — в одном из следующих номеров.
230 работ из 23 городов были представлены на конкурсе «Столица российского дизайна».
Около 4 миллиардов рублей вложено в прошлом году в строительство и реконструкцию объектов культуры и искусства.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"