24 мая 2025     

Культура   

Тобольский след пушкинской Татьяны

В ноябре 1998 года в квартире историка и коллекционера Владимира Ефремова появился на стене загадочный портрет. Обладатель не мог и предположить, что на нем изображена Наталья Фонвизина, знаменитая декабристка, прототип Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».
Картина была приобретена у владелицы из Тобольска, утверждавшей, что это «портрет декабристки». Шли годы. Бывая в гостях у Ефремова, я часто смотрел на портрет. Хотелось по возможности приблизиться к разгадке изображенной на нём модели и назвать имя художника. В 2005-м я решил дерзнуть и взяться за исследование.
Сравнительный анализ нового портрета и портретов декабристок очень скоро позволил выявить его близость к Наталье Фонвизиной, прожившей в Тобольске свыше 15 лет (1838 — 1853). Первоначальный вывод основывался на внешне одинаковой комплекции моделей, темном цвете их одежд, сходстве лиц, наличии на нашем портрете и двух других изображениях Фонвизиной одного и того же предмета на золотой цепочке... Более серьёзные выводы можно было сделать только после знакомства с ее биографией и иконографией.
Наталья Дмитриевна Фонвизина родилась в 1805 году в семье Дмитрия Апухтина и Марьи Фонвизиной, двоюродной сестры будущего мужа нашей героини — генерал-майора Михаила Фонвизина, активного участника подготовки вооруженного выступления в Москве в декабре 1825 года.
Когда Наталье исполнилось 16 лет, в имение Апухтиных приехал молодой человек, который стал добиваться её руки. Он сумел тронуть сердце девушки. Но, разведав, что состояние её отца расстроено, уехал, даже не объяснившись. После этого она пыталась бежать в монастырь, но неудачно, и вскоре вышла замуж. Спустя некоторое время после замужества на одном из балов в Москве Фонвизина вновь встретилась с молодым человеком, который разбил её мечты. Он стал рассчитывать на прежнюю симпатию, но был уничтожен отпором как низкий ухажёр за чужой женой.
Тема «Евгения Онегина» взята Пушкиным именно из жизни Фонвизиной. Однажды один из её родственников, Молчанов, прибежал к ней со словами: «Наташа, знаешь, ведь ты попала в печать! Подлец Солнцев передал Пушкину твою историю, и он своим поэтическим талантом опоэтизировал тебя в своей поэме «Евгений Онегин». Матвей Солнцев — дядя поэта, муж его тётки. О том, что Пушкин «срисовал» Татьяну Ларину с Натальи Фонвизиной, было достаточно хорошо известно в декабрист-ской среде. К слову, в черновиках к «Евгению Онегину» Татьяна первоначально звалась Наташей. Сама Фонвизина считала себя прототипом пушкинской героини, подписывая иногда письма «Татьяна».
После вынесения приговора Михаилу Фонвизину, Наталья, единственная дочь престарелых родителей, последовала за мужем в Сибирь, оставив отцу и матери двух маленьких сыновей, с которыми больше никогда не увиделась. Она прибыла на каторгу в Читинский острог в марте 1828 года. В 1832-м Фонвизин был обращён на поселение в Енисейск, а в 1835-м супруги получили разрешение о переводе в Красноярск. Спустя три года последовал их перевод в Тобольск.
В 1853-м в результате хлопот брата Фонвизина декабристу и его жене разрешили досрочно покинуть Сибирь и поселиться безвыездно в имении Марьино Бронницкого уезда Московской губернии. После кончины мужа энергичная вдова два года занималась хозяйством, а в начале 1856-го тайно отправилась к Ивану Пущину в Сибирь, с которым сочеталась законным браком и которого спустя два года тоже похоронила рядом с могилой Фонвизина. Наталья Дмитриевна скончалась в Москве десять лет спустя и была погребена в Покровском монастыре рядом с родителями. Могила её не сохранилась.
Портрет Фонвизиной — не парадная, а камерная работа. Вряд ли она предназначалась для просторных коридоров загородных резиденций. Ее место напротив глаз близкого человека. Женщина, примерно 40 лет, изображена сидящей в кресле вполоборота. Она одета в длинное строгое платье коричневого цвета из плотного материала с длинными рукавами и глухим воротом. Модель немолода, но женственна и внешне притягательна, несмотря на полноту. Под стать строгой одежде и её причёска: волосы разделены прямым пробором и стянуты на затылке. На лице нет и тени кокетства, говорящего о желании понравиться. На правом указательном пальце женщины видно обручальное кольцо. В ушах — золотые серьги. На длинной цепочке, скреплённой на груди цветком, подвешен некий предмет, придерживаемый правой рукой модели. Он не похож ни на медальон, ни на лорнет, ни на зеркальце, ни на веер. Быть может, это табакерка? Из воспоминаний воспитанника декабристов Михаила Знаменского известно, что Фонвизина не разлучалась с ней. Описывая Тобольск в 1840-х годах, он сообщает: «Наталья Дмитриевна ходит взволнованная по своему кабинету, нервно вертя в дрожащих руках свою неразлучную табакерку».
Портрет свидетельствует о высоком профессионализме художника. Ему, судя по всему, удалось не только правдиво отразить индивидуальность модели, но и с фотографической точностью передать её внешность и сложный кружевной рисунок одеяния. На обороте портрета когда-то имелись маргиналии, по неизвестным причинам удаленные чьей-то рукой вместе с верхним слоем картона. Следовали они в три строки. Впрочем, отдельные буквы можно рассмотреть с помощью оптических приборов. Например, внизу в месте предполагаемой подписи отчетливо различимы: «рис....» и «..ловъ». При пристальном рассмотрении можно даже увидеть «Гр. БЪловъ».
В настоящее время известно шесть портретов, представляющих известную декабристку. Первый из них — миниатюра, исполненная неизвестным художником на слоновой кости. Второй принадлежит кисти Николая Бестужева. Третий, по мнению искусствоведа Татьяны Селиновой, написан в 1840-е годы Григорием Беловым, крепостным полковника Ивана Фонвизина, родного брата Михаила. Последние из известных портретов принадлежат кисти Михаила Знаменского. Карикатурист, сотрудник революционно-демократических изданий, а также автор воспоминаний Знаменский лично знал декабристов. Его родной брат Николай был воспитанником Фонвизиных в Тобольске. Сам Михаил учился в Тобольской духовной семинарии и был опекаем супругами, а потом при содействии Михаила Фонвизина продолжил обучение в Санкт-Петербурге.
Известны три работы Михаила Знаменского, на которых изображена Наталья Фонвизина: небольшой акварельный портрет, представляющий нам декабристку по пояс в чепце с лентами, портретная группа «Музыкальный вечер у Муравьёвых». Оба произведения можно датировать 1860 — началом 1870-х годов. Последний из известных портретов Фонвизиной принадлежит также Знаменскому. По размерам он напоминает наш «портрет декабристки» и выполнен маслом на металле. Красно-коричневый фон и коричневое платье модели, такое же (если не то же) кресло, кружевные рюши, ажурный бант, те же серьги, висящий на цепочке предмет, напоминающий табакерку, а также живописная манера художника — всё это роднит наш «портрет декабристки» с этой картиной и вызывает сомнения в авторстве Знаменского. Скорее, это Григорий Белов.
В Экспертно-криминалистическом центре ГУВД Тюменской области на основании моего письменного обращения провели исследование сопоставительного характера портретов. 28 мая 2007 года я получил от эксперта Андрея Шапошника справку, из которой следовало, что в результате проведённого сравнения были установлены совпадения: «по форме лица, его конфигурации, полноте, соотношении высоты и ширины; волосяному покрову головы, его виду и форме, линии роста волос; высоте и форме лба; глазам, контуру и протяжённости глазной щели, векам; степени выраженности скул и форме щёк; носу в целом, ширине переносья, контуру и длине спинки носа, кончику и крыльям носа, носогубому фильтру; размеру рта, контуру линии смыкания губ; высоте, ширине и контуру подбородка». Это позволило эксперту заключить, что на портрете, вероятно, изображена Н.Д.Фонвизина. Слово «вероятно» является наивысшей оценкой качественного уровня результата в такого рода справках при работе с субъективными портретами. Особенно это актуально при сравнении портретов кисти разных художников.
Судя по маргиналиям на обороте нашего «портрета декабристки» его автором был Белов. Его имя упоминается в переписке братьев Фонвизиных несколько раз. Григория Ивановича Белова, крепостного дворового человека И.А.Фонвизина, освободили от крепостной зависимости в 1836 году. Тогда же он был принят в Академию художеств, где обучался живописи и литографированию. В 1839-м академия присудила ему звание «свободного неклассного художника живописи исторической» и выдала аттестат.
Тематика работ Белова разнообразна: он писал портреты, жанровые сцены, интерьеры, религиозные сюжеты. В собрании ГИМа находятся два портрета И.А.Фонвизина кисти Белова. В ГИМе находится и уже названный нами портрет Н.Д.Фонвизиной. Художественная манера исполнения их работ одна: коричневая гамма тонов, способ прорисовки черт лица. Это позволило предположить Татьяне Селиновой, что автором портрета Н.Д.Фонвизиной является также Г.И. Белов.
Названные живописные особенности художественной манеры характеризуют и наш «портрет декабристки»». Тот же небольшой размер портрета, та же цветовая гамма, те же стилевые способы изображения надбровных дуг. Кроме того, на авторство работы указывают и оставшиеся следы подписи на обороте. Характерно и слово «рисовал». Так Г.И.Белов подписал не только рисунок из Третьяковской галереи, но и жанровую композицию «Масленица» (1860).
Как и когда портрет оказался в Тобольске?
В переписке М.А.Фонвизина не находим о нём никаких упоминаний. Вероятно, он был выполнен на расстоянии с использованием акварельных портретов Н.Д.Фонвизиной кисти Н.А.Бестужева. В любом случае как-то этот портрет попал в Тобольск. Возможно, он висел в кабинете Натальи Дмитриевны рядом с известными портретами сыновей Фонвизиных, Дмитрия и Михаила, в красных рубашках, написанных неизвестным художником (Г.И.Беловым), составляя триптих. В настоящее время они хранятся в ТГИАМЗе.
Известно, что, уезжая из Сибири, дом и всё своё имущество Фонвизины завещали Николаю Знаменскому. Не исключено, что наряду с портретами сыновей Фонвизиных в доме остался и портрет их матери. Эту работу мог привезти в 1852 году навестивший в Тобольске родного брата с женой И.А.Фонвизин, или М.С.Знаменский в 1853 году, возвращавшийся в Тобольск через Марьино, или в 1856-м сама Наталья Дмитриевна, когда приезжала в Ялуторовск и Тобольск для встречи с Пущиным.
Видимо, настал момент перестать называть рассматриваемый портрет «нашим «портретом декабристки», а начать именовать его портретом Натальи Фонвизиной кисти Г.И.Белова. Авторство этого художника после экспертизы с учётом оставленных следов маргиналий не вызывает сомнений, а вот точной даты создания портрета сообщить пока не представляется возможным. Скорее всего, это 1840-е годы.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"