Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.
Написал 12:53 12.04.2013
Симка ради Интернета
Что такое Китай для Европы и Америки? Ему отведена роль дешёвого наёмного партнёра, о котором вспоминают только когда требуется воплотить очередной проект. При этом любая попытка азиатов проявить инициативу приводит к скандалам, будь то гаджеты или автомобили. Недавно зарубежные концерны начали проявлять очередной нездоровый интерес к китайскому интернет-гиганту Tencent и его продукту под названием WeChat. Их разработка попала в немилость, даже у отечественных чиновников, а Запад усмотрел в ней своё возможное будущее.
Tencent — холдинг, контролирующий множество как интернет-, так и классических массмедиа, в 2011 году занялся разработкой нового инструмента для персональных коммуникаций. Так
на свет появился WeChat, программа для смартфонов, позволяющая общаться через Интернет различными способами. Многие пользуются ICQ, и до недавнего времени он был стандартом интернет-пейджинга.
WeChat — это «форсированная аська», решающая задачу общения на новых идейном и техническом уровнях.
Сообщения здесь могут быть и текстовые, и голосовые, и видео; взаимодействовать с друзьями можно как в привычном диалоговом режиме или, например, в режиме «уоки-токи» (как будто у вас рация). Здесь есть все функции, присущие соцсетям (потребление контента, массовые рассылки, привязка к географическим координатам и др.). В общем получилось свежо и достаточно оригинально, чтобы привлечь внимание.
«Самый страшный кошмар любого сотового оператора» - так теперь китайская пресса называет WeChat. И есть за что: он не только заменяет SMS и обычную телефонию, но и перегружает каналы связи.
За два года идея вымахала в проект мирового значения.
WeChat сегодня это свыше 300 миллионов пользователей, главным образом в азиатско-тихоокеанском регионе, но также в Европе и России. Это поддержка всех популярных мобильных платформ, от Android до Symbian, самых современных стандартов беспроводной связи, и общий функционал, сравнимый с Twitter, Facebook, Skype.
Основой проекта была китайская доктрина «посмотри и сделай лучше»: ведь Tencent фактически начинала когда-то с копирования ICQ. И когда в его судьбу вдруг решило вмешаться Министерство промышленности и информационных технологий Китая, это стало большим сюрпризом. Такой бы проект финансировать и гордиться, что им пользуются далеко за пределами страны. Но у китайского Минпрома оказалось своё мнение: чиновники предупредили, что могут разрешить сотовым операторам взимать с клиентов, желающих использовать WeChat, дополнительную плату.
Впрочем, если китайскую публику действительно больше беспокоит судьба WeChat, наблюдателей по другую сторону Великой Китайской стены волнует прежде всего причина, которой руководствовались чиновники и сотовые операторы (очевидно, пролоббировавшие вопрос принудительной платы). Причина эта понятна и близка сотовым операторам всего мира и сводится всего к трём буквам: OTT (Over The Top — сервисы, за которые клиент не платит напрямую оператору). WeChat — типичный пример современного OTT-приложения, которое избавляет пользователя от необходимости оплачивать сравнительно дорогие SMS и минуты разговора. Таким образом операторы лишаются двух важнейших источников дохода, гарантировавших самую высокую прибыль.
Без SMS и телефонии операторы превращаются в подобие коммунальных предприятий, которым платят только за "интернет-трубопровод". Но в коммунистическом Китае у операторов больше рычагов влияния. Имена компаний, особенно тяжело пострадавших от WeChat, известны. Это три крупнейших телекома КНР, включая China Mobile, которые и раньше жаловались, что WeChat отъедает значительную и постоянно растущую долю их мощностей. Все трое принадлежат государству, а значит, и «лоббирования» в западном понимании скорее всего не было, а была простая договорённость между телекомами и министерством. Из чего аналитики делают вывод, что WeChat таки суждено стать платным приложением: взимаемые с его пользователей суммы должны будут компенсировать операторам недобор по SMS и голосовым минутам.
Попытка обложить данью OTT-сервисы созвучна «налогу на цифровые носители», в той или иной форме действующему в настоящий момент во всём цивилизованном мире (и в России тоже). Поскольку изготовить любое количество качественных копий аудиозаписи или фильма нынче может владелец любого компьютера или MP3-плеера, с продажи таких устройств (CD-дисков, флэш-накопителей и пр.) взимается некоторый процент, перечисляемый «пострадавшим от цифровых технологий» авторам и издателям музыки и кино. Что касается конфликта сотовых операторов и OTT, Запад пока отыгрывает идею естественного симбиоза: операторы кооперируются с разработчиками OTT-приложений, деля прибыли пополам, либо варьируют цены и состав тарифов, заставляя клиентов брать в нагрузку к безлимитному Интернету предоплаченные минуты и SMS.
Однако объёмы трафика, генерируемые OTT-приложениями, растут слишком быстро и в конце концов «китайская модель» может оказаться единственно эффективной. Вообще, аналогичные эксперименты уже ведутся в Гонконге, Индии, Японии; китайцы просто нашумели больше других. Но в любом случае пока что принудительным «налогом» облагаются только наиболее популярные приложения, вроде уже упоминавшегося WhatsApp, Facebook, Line.
Если китайская модель получит распространение, платным может стать любое приложение с коммуникационными функциями. К каким последствиям это приведёт — можно только гадать.
← Назад к списку записей