25 апреля 2024     

Блоги   

Серафима Бурова

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Написал 18:10 26.02.2013

В зеркале искусства

В сюжетах поверхностного слоя наиболее популярных фильмов последнего времени с пугающей настойчивостью повторяется одна ситуация: герой находит какое-нибудь «окно в Европу» или полуподвальную дверь в прошлое или будущее («Мы из будущего») и начинает фланировать туда-сюда, пока не перессорится с теми и этими. 

Эта волна романтических смещений в нашем кинематографе открывается прекрасным фильмом Владимира Хотиненко «Зеркало для героя», где герой, поссорившийся со своим старым, вечно недовольным отцом, страдающим от сознания, что становится обузой для сына, неожиданно переносится в бесконечно повторяющийся день первых послевоенных лет. Он увидит молодых отца и свою мать, беременную, готовящуюся к его появлению на свет. Пронзительным эротизмом наполнена сцена встречи героя с беременной молодой женщиной, его матерью.
Финал путешествия в прошлое – откровенный разговор героя с отцом, заплатившим за свою молодую бескомпромиссность и самоуважение душевной усталостью в старости и унынием. Миг появления на свет младенца совпадает с рождением в герое чувства ответственности за своего отца и понимания природы и трагичности его душевного надлома. В этот миг герой и возвращается в своё перестроечное настоящее. 

Путешествия героев не ограничиваются перемещениями во времени и пространстве, балансированиями между документом и мистификацией, псевдодокументализмом (мокьюментариями). С удивительным постоянством киногерои начинают меняться телами, перемещаясь то в своих родителей, то в своих друзей или соперников, а то и в представителей противоположного пола («Тутси», «Кара небесная» («Подмена»), «Ночной дозор», «Любовь-морковь»). Приём нарушения гендерных оболочек (опыт переодевания, использовался ещё у Гольдони и Шекспира) настолько беспроигрышен, что неоднократно применяется в рекламах (по-моему, сникерсов), где нуждающиеся в подкреплении уставшие баскетболист и музыкант превращаются то в балерину Волочкову, то в капризную старую даму. 

Разве только любознательность побуждает художников, нарушая границы времени, пространства, возраста и пола, перемещать героя в неожиданную для него ситуацию? Разве только в том дело, что окружающий мир кажется нам удручающе понятным и известным? Не отсутствие ли в герое внутренних механизмов преображения, не атрофия ли воли, преодолеть которую можно лишь исключительным способом: преобразив привычную среду обитания его, провоцируют художников «оживлять» сюжет таким способом? 

Иногда кажется, что только бандиты с ментами да «засланные казачки» - разведчики обходятся у художников без насилия над своей природой. Возможно, тоже только пока… 

С другой стороны, программы TV заполняются бесконечно длинными сагами, в которых на протяжении от трёх до десятка серий несколько поколений персонажей напропалую воюют между собой, сходятся, расходятся, рожают, хоронят, неожиданно находят друг друга и разлетаются, как осколки разорвавшейся гранаты…

Эта оппозиционность ностальгически натуралистичных фамилиативных (семейных) историй отечества и искусственно экспрессионизированных историй путешествующего (в пространстве, времени и телесных оболочках) героя - симптом нашего духовного кризиса. Его причина в отсутствии представлений о целях и перспективах современного общества, в отсутствии общенациональных и общегосударственных ценностей и обращении к единственно доступной деятельности, результаты которой можно было бы более или менее предсказать – деятельности «семейной». 

Когда-то в 19-м веке, сопоставляя романы А.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Лермонтова «Герой нашего времени», гениальный, но подзабываемый сегодня В.Г. Белинский назовёт эпоху безвременья, которая не позволяла Печорину, как сейчас выразились бы, самореализоваться, - «семейной». 

Не бывает времён, которые не оставляли бы человеку возможности найти в мире свой путь и своё дело. «Нечто великое», «инстинкт истины» откроет В. Белинский в самих пороках Печорина. Лишённый возможности участвовать в творческом преобразовании мира, герой Лермонтова направил усилия на познание человеческой природы, границ свободы личности и самопознание. Что узнаём о природе человека мы в художественных масскультовских экспериментах современников?

Назад к списку записей

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"