Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Написал 13:38 27.11.2013
Рыцарь XX века
«Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка»
Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года о правах ребенка. Ст. 6
20 ноября в день принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка (1989г) отмечается Всемирный день детей. Это не единственный день в году, посвящённый защите прав детей, и не единственный документ, посвящённый этой проблеме. Ещё до послевоенных международных соглашений 1946, 1948, 1950 гг. тревога о судьбе будущего планеты звучала в Женевской Декларации прав ребенка 1924 г. Одним словом, дети не остаются забытыми в нашем таком сложном, таком безжалостном мире. И может, именно поэтому так хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
В этом году исполнилось 135 лет со дня его рождения (он родился в Варшаве 22 июля 1878 г.). Имя его - великого педагога, учёного, гуманиста, писателя и общественного деятеля - должно бы быть не только известным, но и бесконечно дорогим и святым для всех, кто профессионально занимается воспитанием детей. Но, к сожалению, сегодня и личность, и героическая смерть великого польского гуманиста не относятся к числу известных… у нас. Мне попалась лишь одна публикация этого юбилейного года о нём, но какая! Превосходная статья В.И. Новодворской «Король Матиуш в гетто» на сайте «Новое время»: № 23 (291) от 1 июля 2013 г. Замечательна она и тем, что автор рассматривает трагедию главного героя повести (для детей и взрослых) Януша Корчака «Король Матиуш Первый» сквозь призму своего опыта человека, размышлявшего над социальными и политическими закономерностями, осознавшего несовместимость высоких нравственных идеалов с технологиями и стратегией политологии. Мальчик-король в повести 1923 года своей трагической судьбой предсказывал катастрофу 11 сентября 1973г. в Чили и гибель Сальвадора Альенде.
Не менее сильное потрясение испытываешь, когда узнаёшь, как ушёл из жизни Корчак. В оккупированной фашистами Польше он остался верным своему профессиональному и нравственному долгу. В августе 1942 г. вместе с Домом сирот, вместе со своими воспитанниками и помощницей Стефанией Вельчинской он отправился в Треблинку, где все они и погибли в газовой камере. Всё в этой истории поражает: героическая смерть человека, жизнью всей, всем своим творчеством, каждой строкой призывавшего к верности в любви к детям и решительно отказавшегося спастись. Возможность такая ему представилась, но он её отверг. Вместе с ним погибла и мало кому известная помощница Корчака, и еврейские сироты, осуждённые на смерть за принадлежность к одной из множества национальностей.
XX век – век двух мировых войн – обесценил человеческую жизнь. Наше воображение потрясают теперь только большие цифры. И чем больше, тем сильнее! А тут речь идёт не о миллионах. В «Доме сирот», который основал Корчак, было всего-то 200 человек.
Мальчик-король в повести Януша Корчака о Матиуше Первом поднимет зелёное знамя детей, мечтающих перестроить мир по законам любви и здравого смысла. Преданный всеми своими подданными и друзьями, осуждённый на казнь во имя «порядка и покоя», Матиуш Первый сохранял верность рыцарскому правилу автора книги «поступать не «как все», а как велят разум и совесть». И даже тогда, когда, избрав участь обыкновенного мальчика-сироты, Матиуш будет «как все» искать себе заработок на жизнь, искать время на учёбу, он останется верным главному правилу - вере в доброе начало в людях. И это и было тем уроком, который всем читателям повести и многочисленным нечитателям её так необходим и который всем нам никак не удаётся усвоить.
Много и охотно говоря о своих неусыпных заботах о детях, мы в своих бесконечных экспериментах со школьными программами, с непременным стремлением максимально заполнить сознание детей «насущно необходимым» превосходным английским, «отличной» математикой, «сносным» русским и ещё требовать от них успехов по всем - щедро оплаченным из родительского кармана - факультативам, подготовительным курсам и т.п. А как же иначе? Высокие баллы и отличные оценки, первые места во всевозможных олимпиадах и конкурсах – гарантия успеха в конкурсе абитуриентов и, в сущности, единственное, чем можно компенсировать отсутствие у родителей средств для «договорного» (платного) обучения в престижном вузе.
Твёрдые хорошисты и отличники рано встают и поздно ложатся, редко смотрят кино, кажется, совсем не включают телевизор… «Почему?» - спрашиваю я, мысленно перечисляя: родительские запреты, развращающие программы, интернет, не менее опасный… Нет! Всё не так. Им некогда! Разве не об опасности такой безумной гонки писал Януш Корчак в замечательной книге, адресованной родителям и воспитателям, «Как любить ребенка»? «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример "удачного ребенка" и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться.
Невозможно, чтобы сын состоятельных родителей стал ремесленником. Лучше пускай будет несчастным школяром и человеком без моральных устоев. Не любовь к ребенку, а эгоизм родителей выходит тут на первое место, не счастье личности, а амбиции семейного сообщества, не поиски своего пути, а железная поступь шаблона».
Можно бесконечно долго рассуждать о неудачных образовательных экспериментах последних лет, осложнивших жизнь многим представителям молодого поколения, превративших процесс учёбы в изнурительный марафон. Признаюсь, сегодня я бы не поступила без божьей помощи на филфак, что и говорить! Не набрать бы мне, такой впечатлительной, и не «прикупить» необходимого для бюджетного места балла. Впрочем, лёгких эпох не бывает. Как нам научить молодое поколение не потерять в этом бешеном марафоне то, ради чего и в самом деле нельзя жалеть ни себя, ни своего окружения, не позволяющего тебе забыть обо всём, кроме каких-то высших целей? Обращаясь мысленно к детям, Януш Корчак писал, что честность старшего поколения в отношении к детям состоит в том, чтобы признаться: «Мы не даем вам Бога, потому что вы должны открыть его в своих душах путем усилия, в одиночестве. Мы не даем вам родины, так как ее вы должны открыть трудом ваших сердец и мыслей. Мы не даем вам любви к людям, ибо нет любви без прощения, а прощение — это тяжелый труд, это ноша, которую каждый обязан нести сам. Одну вещь мы даем вам: тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая наступит когда-нибудь, по жизни истинной и справедливой. Может быть, именно эта тоска приведет вас к Богу, к родине и к любви».
← Назад к списку записей
Комментарии к статье
В июне этого года в школе, где я работаю в Гренобле ( юг Франции ) была поставлена опера о Януше Корчаке, написанная специально для этого случая. Основная идея: возможность создания в сошедшем с ума общества пусть маленького, но островка, построенного и живущего по правилам разума, добра и человечности. Нужно только поставить правильные цели и не отступать от своих принципов. В современном контексте всё это крайне актуально.
Серафима Николаевна, я ваша бывшая студентка ( выпуск 1992). 92 группа
Спасибо, Елена!
Мне приятно осознавать, что мы с Вами на одной волне, мне очень приятно было узнать, что Вы меня помните. Пишите, если буду нужна или захочется пообщаться!
Всего Вам доброго!
С.Н.