25 июня 2017     

Блоги   

Ирина Тарасова

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Написал 10:21 06.08.2013

Жить в мире гаджетов и быть свободным от них… нельзя?

С точки зрения любого подростка я ужасно не современна. Потому что слабо представляю себе, чем роутер отличается от ресивера, а айпад от айпода и все это вместе взятое от айфона. Один знакомый отрок двенадцати лет заявил мне: «Вы, тетя Ира, безнадёжно отстали от жизни!» На что я ответила: «Нет, это жизнь безнадёжно отстала от меня!» Пока еще я способна из двух ноутбуков выбрать не тот, который с видеокартой помощнее и оперативкой побольше, и не тот, который навязывает мне консультант гипермаркета электроники, а тот, технические параметры которого подходят для решения конкретных (моих!) задач. И я меняю сотовый телефон тогда, когда ломается старый, а не тогда, когда Apple выпускает в продажу очередной навороченный гаджет, заменяющий голову.

Однако в гонку за техническими новинками, способными делать почти всё, включаются и дети. В детском саду мне случалось наблюдать только словесные перепалки, типа «у моего папы вообще крутая тачка, а у брата крутой планшетник!» Но школа уже не позволяет ребёнку прикрываться авторитетом родителей, она требует от него полноправного владения какой-либо дорогостоящей игрушкой.

Старшего сына сначала не устроил простенький телефон, в котором даже фотокамеры нет. Недели три изо дня в день он с восторгом рассказывал мне о сенсорном телефоне мальчика из параллельного класса. Мы с папой терпеливо объясняли, что такой телефон первокласснику ни к чему, что если он потеряется – будет очень жалко, что вместо телефонных игр лучше поиграть в те, которые дома в коробке лежат и уже запылились, наверное… Подозреваю, что мы были не очень убедительны. Но однажды Алёша спросил: «Мама, а от телефона можно получить зависимость?» Я предложила сыну проследить, в каких случаях и зачем он берёт в руки свой телефон. Лёша обнаружил, что делая уроки, за полтора часа он восемь раз брал телефон просто так – повертел, потыкал кнопочки, поменял настройки… «Ну вот, - говорю, - так и начинается любая зависимость, сначала вещь понемногу и неизвестно для чего забирает твоё время, а потом ты добровольно отдаёшь ей всё свое время». Сын посопел и пошёл отключать телефон. «Это чтоб телефонной зависимостью не заболеть», - прокомментировал он.

Не успели мы вздохнуть свободно, как началось исполнение арии на тему «О дайте, дайте мне планшетник!» Ну как не хотеть эту штучку, если лучшему другу – подарили, если в классе на переменке тридцать человек толпятся вокруг тридцать первого, у которого есть ОНА, дорогая машина с наворотами, начинённая прикольными игрушками…

Нет, я не выступаю за тотальное изгнание ПК из нашей жизни и не призываю бороться с всемирной паутиной посредством электронной супер-швабры. Каждый родитель сам решает, когда знакомить ребёнка с компьютером. Кто-то восхищается своим трёхгодовалым младенцем, который выучил буквы благодаря детской компьютерной игре, кто-то приходит в восторг от своего десятилетнего отпрыска, способного хакнуть чужое «мыло»… Я же просто считаю, что не стоит надстраивать детскую психику всевозможными электронными устройствами, пока в этом нет острой необходимости.
Но как же трудно взращивать в ребёнке чувство собственного достоинства  и самодостаточности, когда ловкие пальцы потребительской эпохи накрепко завязывают в единый узел самосознание человека и материальные блага: если у тебя нет вещи икс, то ты никто в этой жизни и ещё на сто жизней вперёд. И всё жёстче и навязчивей приходится объяснять своему чаду, что виртуальные впечатления – это пустышка, а интерес к жизни, радость познания, восторг новых открытий – не притекают через компьютер.

- Лёш, ну разве Саша, твоя подруга, научилась петь, потому что с планшетником целыми днями сидела? А ты сам занял третье место в соревнованиях благодаря планшетнику? И «Лего» ты влёт собираешь тоже с помощью компьютера? Давай в Нижнюю Синячиху не поедем – посмотрим в Интернете всю красоту, на том и успокоимся?

В общем, с компьютером, Интернетом, планшетником было заключено перемирие до того момента, пока процесс обучения не затребует от ребёнка выхода в мировой океан информации. Надеюсь, год ещё продержимся.

А вот телевизор – враг, который ловко маскируется под члена семьи, эрудированного, весёлого, мудрого, в меру серьёзного. Сначала он завоевал обеденное время нашего первоклассника, предложив в качестве сопутствующего блюда Discovery с его познавательными передачами, потом Disney, Nickelodeon… Посмотрев как-то с детьми – в целях повышения образованности – шедевры современной мультиндустрии, я поняла: надо что-то делать.  Направление действий подсказал старший сын: «Мам, почему когда смотришь телевизор, не отдыхаешь, а наоборот, устаёшь?» Начали искать ответ:
- Потому что не двигаешься, потому что глаза устают, - стали перечислять дети.
- А мысли вам в голову какие-нибудь приходят? – спрашиваю я.
- Нет, обычно просто смотришь или смеёшься, если смешно, - говорит Лёша.
- Или бывает страшно, - добавляет Антон.
- А вам хочется играть, что-то мастерить, размышлять? Возникает желание почитать книжку, поговорить с мамой, погулять с другом?
- Нет, мы будто там, внутри, и ничего не хочется делать, только смотреть, - кисло отвечает Алексей.
- Даже, представляешь, оторваться невозможно! – размахивая руками, возбуждённо говорит Антошка.
- Значит, за вас думает, мыслит и чувствует телевизор? – в полувопросительной форме подвожу итог я.
- Мамочка, получается, телевизор забирает у нас душу, - задумчиво произносит Алёша.
- И тебя! - добавляет Антон.
- Что вы, мальчики, я-то как раз здесь и никуда не делась – вот пирог испекла и компот сварила.
- Ну, мы как бы тебя поменяли на телевизор, - уточнил старший сын.
Ура! 1:0 в мою пользу! Первый раунд выигран, но завтра…

- Мальчики, через пять минут умываться и спать! 
- Ма-а-а-м, ну можно мы последний мультик посмотрим? Он не тупой, он интересный, про умизуми… Пять минуточек, пожа-а-луйста…
- Я вам почитаю про Кота Леопольда или про чудеса света…
- А можно мы без чтения сегодня? Досмотрим и быстро уснём! Ну, мы обещаем, что быстро…

И я, соглашаясь на эти «пять минуточек», опять безуспешно пытаюсь понять, какой такой усилитель вкуса упаковывают в телевизионные программы, и почему свобода быть собой так легко меняется на суррогатные эмоции и псевдоинтеллектуальный мусор.

Назад к списку записей

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"