29 марта 2024     

Блоги   

Ирина Тарасова

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Написал 12:10 26.08.2013

Куда уходит детство…

Сижу на берегу волжского затона – это такой маленький речной залив. Наблюдаю за барахтающимися в воде ребятишками. Полуденное солнце жарит спину. В этом году по астраханским меркам здесь прохладно  – воздух не прогревается даже до сорока.

Впрочем, нам хватает… Надо бы окунуться, но снова падаю на циновку, закрываю лицо лёгким вязаным беретиком. Сквозь хитросплетения столбиков с накидом разглядываю лёгкие облачка. Вот петух на заборе готовится пропеть своё «Кукареку!», а вот лисица тащит утку, а это…  А это, обдав меня холодными брызгами, плюхается рядом Лёша. «Мам, смотри, пиратский корабль, а вон там лохматая собака!» И я понимаю, что не облака проплывают надо мной, это детство, расталкивая бестолковые мысли о неизвестном завтра, сквозь летнее марево, сквозь отпускное безделье стучится в моё сердце, просит, чтоб я открыла ему дверь. И я, излишне осторожничая – как бы чего лишнего не вспомнить и не расковырять какую-нибудь коросту, – открываю.

Некоторые образы, оказывается, запечатлелись яркими несмываемыми красками. Наверное потому, что не было у нас ни моментальной фотографии, ни цифровой мыльницы. Каждое фото из моего детского альбома – это либо фотоателье, куда мы шли всей семьёй – красивые, причёсанные, чинные, либо «Чайка» старшей сестры, фотоувеличитель и чудодейство над ванночками с проявителем и закрепителем.

Сын с ватагой местных пацанов убегает смотреть, как старшие парни ловят шахматку (так водяного ужа называют), а я с каким-то волнением и радостью рассматриваю всплывающие в памяти эпизоды – будто и не со мной всё это было, и не меня в детстве называли таким смешным именем – Ёжка. Немного странно быть зрителем кино про себя: смотришь, а героиня не то чтобы тебе знакома – ты её как бы изнутри чувствуешь, и в то же время понимаешь, что ты и она – это разные человеки. Потому и пишу про себя в третьем лице.

***

Ёжку поставили в угол – у чёрного монстра под названием «ПианиноТюмень». И она совершенно не собирается просить прощения. Чтоб извиняться, надо понимать, в чём виновата, а Ёжка не понимала. И вообще ей не скучно – она дотянулась до малиновой пластмассовой корзинки с кубиками и начала строить город. А после кубиков можно будет сесть на пол, обняв коленки, и пофантазировать – про всё что хочешь: про секретик за верандой, который еще летом сделала в садике вместе с Олькой – красивый получился, про сестринские лаковые сапоги, которые непременно надо будет примерить, или про Юлика со второго этажа…   Нет, лучше про 7 ноября, которое наступит через несколько дней, и Ёжка, счастливая, пойдёт со старшей сестрой на демонстрацию. И все вокруг будут радостные. Они пройдут мимо трибуны, будут кричать «Ура!», а потом вернутся к 12 часам домой за праздничный стол и будут смотреть московский парад.

***

У Ёжки был сад. Назывался он палисадник. Там жили флоксы, просто-цветы, пушистые ёлочки, которые ставили в букеты, и яблоня-дичка. И бабочки. Желтые, с черными пятнышками. Они просто летали, а Ёжка их просто ловила – за крылышки. Крылышки были хрупкие, посыпанные мукой. Говорят, что бабочки без неё не могут летать. Ёжка брала бабочку за крылышки, рассматривала, а потом возвращала её на цветок. Мука оставалась у Ёжки на пальцах. За палисадником, ближе к соседскому дому, под огромным кустом лежал Тайный Камень. Тайный, потому что никто про него не знал, а Ёжка знала, и он про неё знал. Они как бы дружили.

- Ёжка, кукурузы хочешь? – это Ёжкина сестра вышла за калитку.

- Хочу! – кричит Ёжка и, выбравшись из-под куста, бежит по солнечной траве, разгребая руками встречные лучики и пряча от них лицо. Над кустом шиповника, что растёт у калитки, веселились мухи. Ёжка с разбегу ткнулась носом в розовый цветок.

- Осторожно, смотри куда несёшься! – сестра сунула Ёжке початок.

***

По дороге идет парочка. «Тили-тили-тесто!..» - горланят мальчишки. Ёжка стоит в стороне – подумаешь, обнимаются! Вот у неё в Тюмени тоже жених есть. Но всеобщий гомон вовлёк Ёжку в свой бурлящий водоворот.

На крыльцо выходит бабушка. «Кыш-кыш-кыш, погани!» – басит бабушка, перекатывая в гортани «Г» фрикативное. И Ёжке: «А ты чего? Глума! У них же любовь». Легко поймав это круглое и теплое слово, Ёжка остановилась. Интересно, какая она, эта любовь? У Лены с Сашей – любовь? А у Таньки и Димки из соседнего дома?..

Задремавший было в кроне дуба ветер спустился в траву и легонько толкнул Ёжку под коленки. Раскинув крыльями руки, Ёжка, смеясь, оттолкнулась от земли. И будто полетела. Вслед за бабушкиным голосом. Вслед за шуршащим и легким, как ветер, словом.

***

За окном снежинки играют в чехарду. Ночь гуляет по крышам и заглядывает в окна. Вот заглянула она и к Ёжке. Ёжка крепко-крепко зажмурилась. Звездочки замелькали перед глазами. Ёжка уносилась через всю Бесконечную Вселенную, по которой разлиты чёрные чернила, и  которая где-то обязательно заканчивается. А там, на краю, если проколупать дырочку в чёрной стене – белое. Но не цвет, а свет. Чёрное – конечно. Бесконечность белого для Ёжки была неоспорима и понятна.

Ласковые мамины руки поправили сбившееся одеяло, а потом коснулись Ёжкиных кудрей. Ёжка заворочалась в полудрёме, улыбнулась подступающему сну и прижалась щекой к тёплой, шершавой руке, пахнущей молоком с мёдом.

- Ты меня увидишь? – спросила почти неслышно Ёжка.

- Увижу, - также тихо ответила мама.

- А почему увидишь?

- Потому что люблю тебя…

***

Под Ёжкиным окном росло дерево с красивым звенящим именем - Клён. Оно было причудливо изогнуто и напоминало гордого коня. Ёжка садилась на него верхом, обнимала за длинную изящную шею и скакала в неведомые края. Этот клён, полный сил и цвета, совсем, похоже, не возражал против роли, определённой для него Ёжкой. Каждой весной, которая приходила вдруг и совсем не по календарю, Ёжка, вспоминая о своем бессловесном друге, бежала к окну и с удивлением и радостью замечала, что конь стал ещё на чуточку выше, чем в прошлом году. И что ещё чуть-чуть, и он своими мягкими ветвями в несмелом зелёном пуху постучится в её окно.

Со временем Ёжке стали неинтересны сказочные страны – мир оказался причудливее Ёжкиных фантазий. Но каждый раз, торопливо пробегая мимо клёна, Ёжка ласково гладила его по шершавому стволу. А иногда, под самый вечер, когда двор пустел, шумные мальчишки после футбольных матчей расходились по домам, а любопытные и всезнающие старушки покидали свои скамеечки, Ёжка спускалась вниз и, прячась в густых сумерках, прижималась к дереву щекой, и долго-долго стояла так, закрыв глаза, ни о чём не думая и слушая лишь шёпот листьев…

…А однажды, вернувшись домой из какой-то не очень долгой поездки, на месте клёна Ёжка увидела пенёк. В августовской предосенней темноте он светился свежим спилом. Ёжка, не веря, провела по нему горячей ладонью. Ладонь стала влажной – Клён еще жил. Вокруг валялись поломанные зелёные ветки, но дерево уже успели увезти. К горлу подкатил противный ком. Ёжка вспомнила, что в какой-то детской книжке герой, когда ему хотелось плакать, смотрел в небо. Ёжка подняла голову. По тёмно-синему небосклону скатилась звезда. Это закончилось Ёжкино детство.

***

Закончилось? Нет, никуда оно не делось! Вот оно, рядом со мной, вокруг меня: в жёлтом песке, в серой речной гальке, в бездомной собаке, которая решила, что её обязанность – охранять всех детей этого маленького пляжа, и даже в свалке пластиковых бутылок под кустом (представляете, дети придумали одиннадцать разных способов использования в своих играх этих отходов цивилизации!). Для детства нет ни времени, ни пространства. Оно во мне, бурлит, как высвобождаемая мятным ментосом углекислота из кока-колы, поднимает меня и толкает вперёд. Я срываюсь с горячего песка, с разбегу врезаюсь в тугую речную воду, успев громко крикнуть: «Кто со мной в льва и крокодила?». И оглушённая детским: «Чур, я лев!  А я крокодил!» – плюхаюсь в реку. Здравствуй, детство!

А вечером, когда я снова стану мамой, принесу своим мальчишкам в постель тёплого молока с мёдом, укрою лёгким пледом и расскажу сказку («Только, мамочка, обязательно документальную», – попросит Антон) – может, про Ёжкин сад, может про Клён, а может про Слона с грустными голубыми глазами, которому никто не говорил: «Спокойной ночи»…

***

PS: Невероятная встреча с собой, случившаяся этим летом, подарила мне и моей семье что-то важное, что-то настоящее, но что именно – ещё не успела осознать, только почувствовать. Может, оно прячется где-то между написанных строк…

Назад к списку записей

Нравится

Комментарии к статье

Анна: 27.08.2013 07:02
Как замечательно... Как пронзительно... И как знакомо, узнаваемо. Почему большинство людей забывают про свое детство? Из-за этого многие беды у новых детей.
Ирина Тарасова: 27.11.2013 12:08
Да, детство - удивительная пора, и дети дают нам возможность прожить его еще раз. Нельзя упускать такую возможность!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"