20 апреля 2024

Спорт

Федор Конюхов приехал в Тюмень за... "буханкой"

Федор Конюхов — всемирно известный русский путешественник, первый и пока единственный в мире покоритель пяти полюсов нашей планеты: Северного и Южного (географические), Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты) и мыса Горн (полюс яхтсменов). Заслуженный мастер спорта. Капитан дальнего плавания, яхтенный капитан, более 1000 суток провел в одиночном плавании. Награжден орденом Дружбы народов. Лауреат премии “GLOBAL 500", учрежденной ООН. Обладатель приза ЮНЕСКО ”За честную игру". В 1996 году имя путешественника было занесено в энциклопедию “Хроника человечества”. Член Союза художников РФ, Член Союза писателей РФ (автор восьми книг). Участник более 40 уникальных экспедиций и восхождений.
Великий шелковый путь... Сразу представляются бесконечные пески, флегматичные верблюды, звезды и космические пространства... Отважится ли кто-нибудь сегодня пройти дорогу предков длиною в семь тысяч километров? Еще как! И идея эта принадлежит легендарному русскому путешественнику Федору Конюхову. Дважды в своих экспедициях он проезжал и Тюмень: в 1989 году — на велосипеде, в 1991-м — на джипе. А на днях Федор Филиппович впервые остановился в областной столице, чтобы принять от компании “Атлант- Авто” автомобиль для предстоящего путешествия по степям и пустыням, а также рассказать журналистам о своем удивительном проекте.
Сказочный бородач
Солидная борода и легкомысленная кепка на голове — отличительные знаки Федора Филипповича. Как описать его образ? Он словно крестьянин, вышедший из русской избы, — и в то же время богатырь из народных сказок, готовый в любую минуту отправиться за тридевять земель...
Когда произносишь “Федор Конюхов”, словно прикасаешься к легенде. Как будто говоришь не о современном человеке, а о древнегреческом герое, который перешагнул за грань человеческих возможностей... А он все исполняет свои “человеческие” мечты — переплывает океаны, покоряет высочайшие горные вершины и полюса Земли... А потом предстает перед нами и добродушно рассказывает об этих странствиях, покоряя своей простотой...
— Когда я захожу в метро, тотчас же снимаю фуражку и кладу ее в рюкзак — так меня никто не замечает, но стоит только ее надеть, как все узнают меня и подходят, — смеется путешественник. — Федор Конюхов для меня — что-то постороннее, а вот когда говорят Федя, Федор Филиппович или Конюхов Федор Филиппович — это я.
Дорога Великого седла
Исторический маршрут Федора Конюхова из Монголии в Калмыкию пройдет через Китай, Казахстан, Волгоградскую и Астраханскую области.
— Еще его называют Калмыкским путем или Дорогой Великого седла, — поясняет путешественник. — Сами монголы прозвали его Путем Чингисхана.
Интересно, что участники проекта не только люди разных национальностей, но и вероисповеданий. Калмыки и монголы — буддисты, казахи — мусульмане, а русские — православные. Но, как известно, километры, пройденные вместе, сближают людей, стирая всяческие границы между ними. К тому же этот маршрут, кроме всего прочего, посвящен защите калмыкских верблюдов, которых с каждым годом становится все меньше... Федор Филиппович хочет возродить в этих краях гонки на верблюдах и почтительное уважение к этим животным (если в Монголии 30 тысяч верблюдов, то в Калмыкии их всего 150).
Как оказалось, и время для этого путешествия было выбрано не случайно. В 2009 году отмечается 400-летие добровольного вхождения Калмыкии в состав российского государства. Путешественник также называет этот маршрут политическим, поскольку сохранить дипломатические отношения с Китаем и Казахстаном — одна из важнейших задач Правительства РФ.
— Этот маршрут мы планируем пройти за 6-8 месяцев, — говорит Конюхов. — Будем перемещаться на верблюдах, которые проходят от 25 до 35 километров в день, и на лошадях. Первоначально мы хотели остановиться, чтобы перезимовать, но потом решили идти без остановок. На днях я вернулся из Монголии, где закупил 25 верблюдов и 15 лошадей для пятнадцати членов экспедиции. В нашу команду войдут погонщики верблюдов, ветеринар, врач, ученый и повар. Все они мои друзья, с которыми мы прошли первый этап Великого шелкового пути в 2002 году.
За ходом экспедиции можно будет наблюдать по Интернету. Несмотря на всю “историчность” маршрута, без этого блага цивилизации в пути просто не обойтись! Этапы прохождения маршрута будут отмечаться на карте. Работать Интернет будет от солнечной батареи.
Русская “буханка” — лучший вездеход!
— Когда мы ездили в пустыню Гоби отбирать верблюдов, — продолжает Федор Филиппович, — машину, шофера и переводчика нам предоставило правительство Монголии. Мы колесили по пустыне на джипе Land Cruiser, но, как оказалось, все там ездят только на “УАЗах”. Особой популярностью пользуется “УАЗ” “Патриот”, которую монголы называют “санитаркой”, а мы — “буханкой”.
Опыт показал путешественнику, что для такой экспедиции нужна наша отечественная машина. Даже шофер-монгол в пути приговаривал: “Знаете, это, конечно, комфортная машина, но здесь лучше прошла бы ”санитарка". Поэтому Федор Филиппович с просьбой предоставить транспортное средство обратился к тюменскому бизнесмену.
Знакомство со спонсором
— Я познакомился с Федором Филипповичем и его сыном Оскаром пять лет назад на автомобильной выставке, — рассказывает директор фирмы “АтлантАвто” Сергей Распутин. Тогда путешественник готовился переплыть Атлантику на весельной лодке. На земле немного людей, которые отважатся на такие путешествия. И когда он позвонил мне на днях, я с большим удовольствием откликнулся — порядка десяти лет я продаю автомобили “УАЗ” и мне было очень приятно, что Федор Филиппович для своей экспедиции попросил не Land Cruiser и не Mitsubishi Pagero, а наш отечественный “УАЗ” “Патриот”... Было приятно автомобиль подготовить и снарядить. Здорово, что такой отважный и всемирно известный путешественник нашел время приехать к нам. В дальнейшем я готов помочь Федору Филипповичу и чем-то большим.
— Дай Бог, чтобы все прошло успешно и потом эту машину, уже пропахшую вечностью, пригнали вам обратно, — говорит Конюхов. — Я с нетерпением жду этой экспедиции. Перед этим я десять месяцев был в океане и безумно соскучился по земле. А когда оказался в пустыне Гоби и вышел ночью из юрты, увидел огромную луну и горы до горизонта, прислушался к дыханию спящих верблюдов... В голову приходит одно слово — вечность...
Конюхов гостям рад!
“Буханка” будет как челнок сопровождать экспедицию — ездить за продуктами в ближайшие населенные пункты, встречать и провожать гостей — ученых и корреспондентов, которые не пройдут весь маршрут, а будут присоединяться на маленьких участках пути.
— Я хочу, чтобы вы приехали и прошли с нами хотя бы недельку, — обратился он к присутствующим. — Очень хочется познакомиться с тюменской прессой. Организовать эту экспедицию для одиночки было бы гораздо легче, но я хочу, чтобы на маршруте было много людей, много животных... Я мечтаю, чтобы с нами пошли поэты, художники, чтобы после что-то осталось. После первого этапа экспедиции в 2002 году двое участников нашей команды даже защитили диссертации...
Путешествие — стиль жизни
— Я путешествую с детства, а сейчас мне уже 57 лет, — рассказывает Конюхов. — Когда я был юным, передо мной стояли одни задачи, сейчас — другие. Раньше в первую очередь я стремился удовлетворить свои амбиции, доказать, что я могу это сделать... Теперь как профессиональный художник и писатель в любом странствии набираюсь материалов для творчества. Одиннадцать лет работаю в университете — сотрудничаю с лабораторией дистанционного образования в экстремальных условиях, поэтому передо мной стоят и научные задачи. Как мастер спорта во многих видах я ставлю перед собой и спортивные цели, поэтому в какой-то мере здесь присутствует тщеславие. Все экспедиции должны финансироваться, но с науки и искусства много денег не возьмешь, поэтому приходится заниматься и рекламой — через какие-то акции организовывать экспедиции. Я признателен судьбе, что все мои цели слились воедино и путешествия стали моей жизнью, работой — все в одном.
Эра одиночек
Федор Конюхов стал известен миру благодаря своим путешествиям в одиночку. Но когда он начинал свои странствия, “глобальные” путешествия в одиночку еще не совершались.
— Все началось с мечты моего деда, который хотел, чтобы я дошел до Северного полюса, — продолжает путешественник. — Дед хорошо знал Георгия Седова, погибшего на пути к “краю земли”. Первым человеком в мире, который достиг его, был японец Уэмура. Именно он открыл эру одиночных путешествий. Доказал, что и один в поле воин. Я осуществил мечту деда в 1990 году и стал третьим человеком, достигшим Северного полюса в одиночку. Но прежде семь лет я ходил в экспедиции в составе команд, чтобы научиться...
Кредо путешественника — всегда замышлять что-то большое и готовиться основательно. 30 лет он готовился к покорению Северного полюса, 19 лет занимался альпинизмом, чтобы взойти на Эверест... В 15 лет он переплыл на весельной лодке Азовское море и только в 50 — Атлантический океан.
Парус размером с футбольное поле
Федор Филиппович рассказал и о своих яхтенных путешествиях. Яхта Федора Конюхова “Алые паруса” — самая большая в мире. Она весит 30 тонн, а самый крупный ее парус — 1200 квадратных метров (такую примерно площадь занимает футбольное поле!).
— Мне смешно, когда говорят, что я ненавижу или боюсь людей и поэтому предпочитаю быть в море один. На самом деле яхта одиночки проходит вокруг света быстрее, чем с экипажем. К тому же одиночки могут выдержать вокруг света non stop, т. е. без единой остановки в портах. Когда я один на яхте, я могу позволить себе рисковать. Ведь возвращается с кругосветных гонок только треть участников... Если чуть-чуть прозевал и яхта перевернулась, обратно она уже не встанет. На самом деле человек такой махиной управлять не может — яхту ведут девять автопилотов. Если я встану за руль, то максимум простою два часа. Потом начинают трястись руки и ноги. Сдают и нервы — яхта мчится с огромной скоростью, и ты должен знать, что если тебя догонит волна и ударит в корму, яхта тут же опрокинется. То же случится, если ты догонишь впереди идущую волну... Только приборы могут контролировать этот процесс, но чтобы за ними наблюдать, ты должен день и ночь не спать.
Кусочек России в Антарктиде
— В океане, как на войне, не бывает неверующих, — утверждает путешественник. — Когда знаешь, что где-то за кормой французы и англичане, пусть и за две тысячи километров, тебе не так одиноко. Но когда они сходят с дистанции и ты остаешься один в этом пространстве, подступает чувство страха... В молодости у меня было тщеславие, а сейчас я просто думаю: “Если и я сойду, они скажут, что и русский не выдержал...” В Антарктиде есть сектор Беллинсгаузена, а теперь появился и сектор Конюхова и яхты “Алые паруса”. Я рад, что на карте появился еще один кусочек России рядом с такими именами, как Кук и Амундсен. Хотя, возможно, многие скажут, что мы ничего бы от этого не потеряли. А я просто хочу, чтобы наша страна участвовала в таких проектах и вошла в океанскую державу.
Признанный художник
— Если мимо твоей картины равнодушно проходят, нужно что-то пересматривать в своем творчестве, — говорит Конюхов. Ни друзья, ни критики не скажут тебе правду — только зритель.
Русский путешественник рассказал тюменцам любопытный факт своей биографии: он учился живописи в Академии изящных искусств в Париже и написал более трех тысяч картин. Холсты находят своего покупателя, а художник тратит вырученные средства на путешествия, в которых пишет этюды к новым полотнам. Такой вот круговорот.
Федор Филиппович очень любит выставлять свои работы и надеется, что после “шелкового маршрута” их увидит и тюменский зритель....
Вокруг света с женой не поедешь...
Поездки часто даже накладываются друг на друга, а экспедиции планируются на несколько лет вперед, поэтому бывать дома Федору Филипповичу удается крайне редко.
— Мы с женой частенько мечтаем: “Вот бы сорвалась какая-нибудь экспедиция и я бы задержался на полгода дома. Мы бы здорово творчески поработали”.
Однако, судя по предстоящим планам, эта простая мечта осуществится еще не скоро. Конюхов собирается пройти с эскимосами и гренландцами по пути датского исследователя Кнута Расмуса через Гренландию, Канаду, Аляску и Чукотку. Расмус в 1925 году прошел задуманный маршрут не полностью — на Чукотку его не пустило советское правительство. Также русский путешественник хочет пройти Сахару — от Атлантического океана до египетских пирамид (маршрут длиною в пять тысяч километров). А потом отправится в путешествие по Аравийской пустыне с юга на север. Это будет самый сложный маршрут на верблюдах сквозь песчаные бури.
— Чем больше я путешествую, тем больше и грехов набираю, — говорит Конюхов. — Каждый православный знает, что подвергать жизнь опасности — грех... Когда я ложусь спать, то думаю: что такое 57 лет? Неужели они так быстро пролетели? Ведь я помню свое детство как вчерашний день. А порой мне кажется, что я прожил все 300 лет...
...Слушая рассказы Конюхова, словно погружаешься в мир, где реальность превращается в сказку, в которой можно вырвать волос из бороды героя и загадать желание и хочется принять приглашение к путешествию.
Великий шелковый путь прекратил свое существование 300 лет назад. Экспедиция Конюхова станет вторым “настоящим” путешествием такого масштаба за это время. Пять лет назад турецкий исследователь и фотохудожник прошел Иранский путь — через Монголию, Китай, Узбекистан, Иран и Турцию. По дороге Великого седла также путешествовали
на машинах, мотоциклах и велосипедах.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.