Оркестру народных инструментов под руководством Александра Андрюшкина нынче стукнет пятьдесят. Для тюменского коллектива (как, впрочем, для любого другого) — редкое долголетие. Почетное. Надо склонить голову перед заслугами наших народников — многажды лауреатов, которых с восторгом принимали за далеким бугром представители совершенно чуждых нам культур. Но отчего-то сам Александр Ефимович, обладатель премии «Душа России», клонит голову. У него усталый взгляд, в котором читается неверие в... будущее.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.2628EUR99.7057
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -3...-5 °C | |
Ханты-Мансийск | -3...-5 °C | |
Салехард | -8...-10 °C |
Культура
Оркестр Андрюшкина не хуже «Boney M»
Концерт для фена с баяном
— Пойдемте, я вам что-то покажу, — говорит он и поводит плечом в сторону, призывая следовать за ним.
Что еще может показать мне постоялец странного помещения, пропитанного запахом старчества, где окна прикрывает занавесь, похожая на застиранную простыню? Где с потолка свисают лохмотья облупившейся краски, а холодные стены украшает бархатная черная плесень? Где пол, исшарканный за годы существования ДНК «Строитель» сотнями ног, демонстрирует разноцветье красок, когда-то покрывавших половицы? Что еще?
В углу этой жуткой комнаты есть закуток. Кладовочка, в которой музыканты хранят инструменты, сценические костюмы и нотные сборники.
— Как только дождь, у нас здесь лужи. По два ведра воды выносим, — рассказывает бесцветным, давно смирившимся с обстоятельствами голосом Александр Андрюшкин. — Костюмы заплесневели. Библиотека расплылась. Дорогие музыкальные инструменты находятся в ужасных условиях. Сейчас придет баянист, и вы сами увидите, как он будет сушить баян феном.
Поеживаюсь. И от того, что увидела, и от того, что услышала. А пуще всего от того, что в этом унылом склепе даже погожим весенним деньком стоит собачий холод. Заметив, что я кутаюсь в рукава, Александр Ефимович горько усмехается:
— Здесь всегда и холодно, и сыро. Зимой музыканты играют в тулупах.
— Давно вы сюда переехали?
— По-моему, четвертый год уже... Раньше базировались в ДК «Железнодорожник». Лет, наверное, тридцать. Там у нас было большое помещение. Шкафы для нот и для костюмов. Человек пришел, сел и заиграл. Сейчас мы свое музыкальное хозяйство туда-сюда тягаем, потому что делим эти стены с тремя хорами и ветеранской самодеятельностью.
— Простите мою не-осведомленность, как же вас сюда занесло?
— ДК «Железнодорожник» теперь совсем другое ведомство. К культуре не относится. С нас стали требовать деньги за занимаемые квадраты. В итоге те жалкие рубли, которые нам выделяли на приобретение костюмов и инструментов, стали уходить за аренду. А потом с нас такую сумму запросили, что мы были вынуждены въехать сюда. А в ДК «Железнодорожник» сейчас, как вы знаете, караван-сарай и торговые лавки. Шубы, тряпки... Оттуда выселили даже старейший самодеятельный народный театр! Вот и нас... Теперь тут кувыркаемся.
Входит обещанный баянист. «Усаживает» баян на покореженный стул. Включает фен и начинает терпеливо согревать «больные косточки» своего напарника по сцене. Вообразите себе такой номер — концерт для фена с баяном! Ну, это я удивляюсь. А для музыканта, похоже, привычное дело.
О культурном наломе и творческом подъёме
— Александр Ефимович, неужто и юбилей вам придется встречать в этом помещении? Кстати, когда намечается торжество?
— 9 ноября. Посмотрим, где мы в это время будем жить... Как дальше все будет складываться с кризисом этим, с принадлежностью оркестра. Конечно, нам хотелось бы перейти из муниципалитета в ведение области. Власти обещают, что заберут коллектив в новый роскошный (ни в сказке сказать, ни пером описать) «Нефтяник». Но когда он будет готов? Дай бог, к осени.
— Вы пришли в оркестр совсем юным. Хорошо помните то время?
— Ну, конечно. Я пришел на четвертом году. Играл партию первого баяна. Мы тогда вели насыщенную концертную деятельность. Хотя что можно было с любителей взять? Немножко струны шевелили. И тем не менее пользовались спросом. Жили при Доме народного творчества. У нас была огромная студия напротив филармонии. Сейчас там бутики. Оркестр участвовал во всесоюзных и всероссийских фестивалях. И обязательно привозил лауреатские звания. Коллектив был создан в 1959 году. А уже в 1961-м мы выезжали в Москву на ВДНХ, где получили первый диплом лауреата и почетную грамоту, подписанную Дмитрием Шостаковичем. Работали с выдающимися мастерами (!), народными артистами СССР Людмилой Зыкиной и Владиславом Пьявко, народным артистом России и Татарстана Ренатом Ибрагимовым, солистом Миланской оперы «Ла Скала» Мауро Аугустини... Много интересного было. А сейчас ничего! В городе площадок для выступлений практически нет. В «Строителе» два раза в месяц играем танцевальную программу для пенсионеров. И раз в месяц абонементные концерты.
— Сколько продлилась яркая творческая жизнь? Когда произошел надлом?
— А когда по телевизору перестали балалайку показывать... Надлом-то произошел не у нас. Напротив, оркестр переживает творческий подъем. А вот то, что сейчас народная музыка не востребована и не имеет выхода на большую сцену, тут уж ничего не поделаешь.
— То есть вы потеряли слушателя?
— Ну, не совсем так... Когда идет живой концерт, всегда есть отклик. Не важно, кто сидит в зале — молодежь, люди среднего возраста или пенсионеры. Однажды мы выступали в университете. Так нам написали в книге отзывов: «Ваш ансамбль не хуже «Бони М». Вот такое восприятие. На Дне города лет десять назад играли до двух часов ночи. Тюменцы стекались к площадке. Молодые и старые. Солистка Наташа Кулинич пела песню «Течет Волга». Ребята прорывались к сцене и кричали: «Волгу давай!» Мы три раза бисировали. Народ-то помнит корни!
— Тем не менее, мне кажется, у нас сейчас существует реальная угроза потерять свою исконную культуру...
— Считайте, что мы ее с каждым шагом теряем. Еще лет десять назад во всех музыкальных школах было не по одному, а по два детских оркестра. Один — народных инструментов, а другой — баянистов и аккордеонистов. Потом музыкальные школы оптимизировали и укрупнили. Задрали родительскую плату. Теперь дети на такие инструменты, как балалайка, домра, баян, не идут.
— Александр Ефимович, в свое время вы возглавили оркестр вместо Леонида Беззубова. Сейчас вы видите себе достойную смену?
— Есть ребята, которые смогли бы... Но наш труд настолько низкооплачиваемый, что у меня каждый оркестрант имеет еще по две-три работы. При этом мы играем очень серьезные программы. Коллектив подобрался такой. Старые энтузиасты воспитали состав. На этом все и держится. Вы чувствуете, культура видоизменилась? Зачем учить ребенка музыке? Мучить его в музыкальной школе, потом в училище? Музыкант — очень затратная специальность. Профессионалу надо как минимум пять часов каждый день сидеть за инструментом. А на выходе он получает, простите, стольник...
— С другой стороны, талант — явление редкое...
— Но таланты-то выискиваются из какой-то массы! У меня был замечательный ученик — одаренный мальчишка. Прекрасно окончил музыкальную школу. Предлагал ему: «Давай дальше». Но его отец откровенно сказал мне: «Не хочу своему сыну такую жизнь!» Вот современное видение мира. Замечательные музыканты, которые чувствуют себя невостребованными, бросают специальность и идут торговать на рынок.
— Осуждать их нельзя...
— Вот именно! Поэтому когда кричат про национальную идею, меня тошнить начинает. Раньше мы входили в десятку известных оркестров России. Нас и за рубежом хорошо принимали. В Тунисе, Югославии, Польше... Нам говорили: «Что ж вы так ненадолго приехали? Мы бы вам стадионы собрали!» Вот там мы востребованы. А здесь те, кто «made in оттуда». У нас есть сильные программы французской, немецкой, испанской, еврейской музыки. Кто бы нас выпустил? Мы рады и в Армизон выехать!
— А просились?
— Ой, не надо! Из французского консульства лет пять назад пришел вызов на музыкальный фестиваль. Ну и что? Уехали... Звоню, допустим, в район. Там готовы встретить коллектив, но у нас на автобус денег нет! Мы сами-то за смешные цены играем. Билет на абонементный концерт оркестра стоит тридцать рублей!
— Мой вопрос после такого разговора прозвучит странно, но все же какие-то перспективы для себя в Тюмени видите?
— Я бы весь оркестр во Францию увез. Вот и все перспективы... Вернулись бы мы лет через десять. Денег бы привезли оттуда. Понимаете, духовые и джаз-оркестры есть во всех странах. А русскому народному оркестру нет аналогов в мире! У народников огромный репертуар, неповторимое звучание. Эх, сознание человеческое изломали. Русское национальное чувство тоже. В соседней Прибалтике знаменитые праздники песни проходят. Тысячные толпы собираются и поют! А у нас? Геннадий Цибульский — уникальное явление в российской культуре! Слепой композитор, дирижер двух тюменских коллективов. Его песни входят в репертуар Архангельского и Красноярского хоров. И все... и нет его... и не будет подобного.
— Александр Ефимович, вы все-таки что-то ждете от юбилея? Пятьдесят лет — дата весомая...
— Жду внимания. Может, мы будем замечены и наш труд будет оценен?..
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.