14 июня 2024     

Культура   

"Золотой конёк" разогнал синих собак

«Смотреть спектакли тюменского фестиваля мне было так же интересно, как, например, новую постановку Питера Брука», — смело заявил руководитель нью-йоркского театра Слава Степнов, входивший в состав конкурсного жюри.

На церемонии закрытия судьи назвали победителей конкурса. Их имена до последнего держались в тайне. Многие коллективы, отыграв спектакли, уехали, не дождавшись наград. Во время кризиса редкий театр может позволить себе надолго задержаться в другом городе.

За 11 фестивальных дней ценители искусства посмотрели 22 спектакля. Жюри предстояло определить лучшие работы из 18 конкурсных постановок. Выбор профессиональных критиков-театроведов не всегда совпадает, точнее, всегда не совпадает с предпочтениями обычных зрителей, у них — другие критерии. Но, как заметил директор Тюменской «драмы» Владимир Коревицкий, любая точка зрения жюри спорна. С этим утверждением нельзя не согласиться. Кого назвать лучшим, чтобы ни у кого не было возражений? Театральный фестиваль — не марафонский забег, где определить победителя можно с помощью обычного секундомера... А критерии оценки спектаклей, которыми руководствовалось жюри — отсутствие пошлости и банальности, слишком расплывчаты и абстрактны.

В этом году, в отличие от прошлого фестиваля, комментировать свой выбор судьи не стали. Собравшимся просто объявили имена лауреатов конкурса.

В номинации «Лучшая женская роль второго плана» отметили Наталью Тищенко (Академический молодежный театр «Глобус», Новосибирск. Спектакль «Наивно. Sупер», роль Джессики).

Приз за «Лучшую мужскую роль второго плана» получил Александр Калашниченко (Театр юного зрителя, Пермь. Спектакль «Охота жить!», роль Чудика).

«Лучшая женская роль фестиваля» — Наталья Бахарева (театр «Драма №3», Каменск-Уральский, спектакль «Психоз. 4.48», роль — Она).

«Лучшая мужская роль фестиваля» — Олег Шапков (театр одновременной игры «Zоопарк», Нижний Новгород, спектакль
«М-П», роль Венички).

«Лучшую сценографию» представил Омский академический театр драмы в спектакле «До последнего мужчины» по пьесе Елены Ерпылевой, художник — Олег Головко.

Приз «За лучшую режиссуру» достался Линасу Зайкаускасу. Он поставил спектакль «Пять пудов любви» по чеховской «Чайке» в Новосибирском драматическом театре «Старый дом».

Традиционную награду «За честь и достоинство» получила лауреат Государственной премии имени Станиславского Елизавета Романенко (Академический театр драмы, Омск, спектакль «До последнего мужчины», роль библиотекарши). Премию «Надежда» как «Лучший молодой участник фестиваля» — очередной режиссер Тюменской «драмы» Михаил Заец за спектакль «Момо», поставленный в драматическом театре «Волхонка», Екатеринбург.

Спектакль Курганского государственного театра драмы удостоился специального приза жюри — «За лучший актерский ансамбль».

«Лучшим спектаклем по современной пьесе» стала постановка «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел» (Государственный академический театр имени Наума Орлова, Челябинск).

Лучшим спектаклем и обладателем Гран-при «Золотого конька» названа «Медея» театра-студии «Эски Масжид» (город Карши, Узбекистан), единственный зарубежный конкурсант. Очевидно, этим и объясняется неожиданное решение судей. Публике за редким исключением «заморское блюдо» пришлось не по вкусу.

Приз зрительских симпатий в нынешнем году не учреждали. Зато отметили символическими призами два спектакля — «До последнего мужчины» и «Летит». Председатель Тюменского отделения Союза журналистов России Владимир Кузнецов от имени пишущей братии вручил благодарственные письма Омскому академическому театру драмы (за трепетное отношение к слову) и Магнитогорскому драматическому театру имени Пушкина (за актуальность темы).

Некоторые спектакли, яркие, запомнившиеся, остались не у дел. «Безымянная звезда» «Коляда-театра», «Череп из Коннемары» пермского театра «У моста». Актрису «Коляда-театра» Любовь Кошелеву, исполнительницу роли мадемуазель Куку, номинировали на «Лучшую женскую роль второго плана» — и только. «Череп...» — спектакль не новый, он много лет живет на сцене, пользуясь неизменным успехом у публики. В Тюмень постановку пригласили, чтобы познакомить горожан с известным ирландским драматургом Мак-Донахом...

Чем был интересен, по мнению жюри, нынешний «Золотой конек»?

- Для меня этот фестиваль открыл многие российские театры, лежащие по ту сторону Уральского хребта, — поделился впечатлениями театровед из Эстонии Борис Тух. — Так сложилось, что из Эстонии проще слетать на премьеру в Лондон, чем съездить в Россию. Для этого нужно не один день помучиться с получением визы!

— Впервые среди всех фестивалей, которые проводятся в России, удалось сделать фестиваль современной пьесы, — заверила председатель жюри «Золотого Конька» Ирина Мягкова. — Из 22 спектаклей только четыре поставлены по классическим произведениям. Но это такие авторы, без которых невозможно обойтись: Чехов, Шекспир, Алишер Навои... Еще один важный момент конкурса: как публика реагировала на спектакли. Я с первого фестиваля приезжаю в Тюмень, заметила, насколько изменились зрители. Публика стала более восприимчива к новым веяниям в режиссуре, драматургии. Мы отбирали для «Золотого конька» разные спектакли, чтобы тюменцы знали, какие постановки бывают. Фестиваль создает определенный контекст — и теперь зрители смогут судить о спектаклях собственного театра более пристрастно, не станут довольствоваться только коммерческими постановками.

— Не все спектакли нынешнего «Конька» хорошие, — отметил Борис Тух. — Но много хорошего и не могло быть. Обычно в конкурсе участвует один-два спектакля, о которых говорят: «Зачем это привезли на фестиваль?» Такие постановки — то же самое, что синяя собака на картине художника. Он дорисовывает ее, чтобы привлечь внимание к своей работе. На фестивале такие синие собаки (читай — откровенно слабые постановки. — Л.К.) нужны, чтобы оттенять интересные спектакли...

Тюменский театр показал на «Золотом коньке» вне конкурса два спектакля — «Собачье сердце» в трактовке Александра Горбаня и фантазии Владислава Знорко «Рядом с горизонтом». Как пояснил Владимир Коревицкий, для театра главное не награды, а оценка жюри. Судьи высказали свое мнение, назвав «Собачье сердце» «откровенно кассовым, наглым блокбастером», а постановку Знорко — «мудрым и тонким спектаклем о России». Давать рекомендации тюменской труппе именитые критики не стали: каждый театр развивается по своим законам, и вмешиваться в них нет смысла...

На церемонии закрытия судьи назвали победителей конкурса. Их имена до последнего держались в тайне. Многие коллективы, отыграв спектакли, уехали, не дождавшись наград. Во время кризиса редкий театр может позволить себе надолго задержаться в другом городе.

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"