14 июня 2024     

Экономика   

Бензиновое ралли

Сговор олигархов

Обвинения, которые предъявляют нефтяникам, достаточно разнообразны по форме, однако содержательно все они сводятся к одному: слишком высока, по мнению ФАС, стоимость нефтепродуктов в России. Штрафы за «сговор олигархов» и монопольное завышение топливных цен исчисляются миллиардами рублей. А ведомство грозит уголовным преследованием, обещая внести соответствующие поправки в существующее законодательство.

Более того, последние месяцы только и разговоров, что бензин в экспортирующей излишки нефти России дороже, нежели в Соединенных Штатах, которые вынуждены закупать едва ли не половину энергоресурсов на мировом рынке.

Да, в США бензин действительно дешевле. В пересчете их галлонов, которыми измеряется объем топлива, на более привычные нам меры литр бензина стоит сегодня порядка 54 центов. Не так давно с американца просили 60 центов. Конечно, можно говорить о заработной плате в Америке, которая в разы выше, чем в России. Но это проблема явно государственного масштаба, а не работающих в России нефтяников. Можно говорить о курсе рубля по отношению к доллару. После ослабления российской валюты литр качественного бензина за океаном обходится автолюбителю, опять же в пересчете с подорожавшего доллара, в 17 рублей.

Но так ли велика во всем этом заслуга или вина (кому что больше нравится!) нефтяных корпораций? Попробуем разложить цены у них и у нас на составляющие. По данным агентства EIA при Министерстве энергетики США, в розничной цене американского бензина доля налогов не превышает 11 процентов. Десятую часть занимает транспортировка и продажа топлива, в шесть процентов обходится переработка, а оставшиеся 73 процента составляет стоимость сырой неочищенной нефти.

В России все совершенно иначе. Наше государство изымает в виде налогов и акцизов сразу 59 процентов от стоимости нефтепродуктов. Более чем в полтора раза выше доля расходов на транспортировку и продажу топлива, что объясняется нашими поистине бескрайними просторами. Кроме того, средний американец потребляет топлива почти в пять раз больше среднего россиянина, а общее потребление нефтепродуктов там — в десять раз выше! Количество автозаправок в Америке в девять раз больше, чем у нас, а крупных нефтеперерабатывающих заводов — в четыре раза.

И это не говоря еще о технологической отсталости большинства «советских» НПЗ, нуждающихся в коренной модернизации для перехода на новые экологические стандарты. Из одной тонны нефти, которую мы перерабатываем на отечественных НПЗ, получается всего 150 литров бензина. Хотя в США из той же тонны получают 430 литров. При столь неравных условиях конкурировать с американцами в ценах и, что не менее важно, в качестве точно не приходится.

Впрочем, не будем зацикливаться на Америке. Лучше обратим свой взор на Европу, в том числе и на добывающие нефть государства. Норвегия, например, в расчете на одного жителя добывает в шесть раз больше нефти, чем Россия, а стоимость литра бензина на АЗС превышает там в пересчете на российскую валюту 55 рублей. По последним данным все того же агентства EIA, литр высококачественного бензина в Великобритании стоит 46,2 рубля (в июле 2008-го, на пике нефтяных цен, — 55,7 рубля), в Италии — 52,5 и 57 рублей, в Нидерландах — 60,3 и 62,7 рубля соответственно. Таким образом, падение цен, произошедшее с прошлого июля, не столь уж и велико. А различия в ценах обусловлены прежде всего спецификой налогообложения в каждой конкретной стране. Нельзя сбрасывать со счетов и уровень доходов в обеспеченной Европе и развивающейся России. Сравнение здесь опять не в нашу пользу.

Чем дороже, тем выгоднее государству?

Если же вспомнить недавнее прошлое, то в 2005-м мировые цены на нефть, равно как и на нефтепродукты в России, были аналогичны сегодняшним. Тогда на встрече с Владимиром Путиным нефтяники пообещали главе государства, что внесут свой вклад в снижение цен на бензин. Правда, Российский топливный союз призвал ФАС разобраться с нефтяниками, которые сбили цены на своих АЗС ниже рыночных и тем самым попытались выжить мелких продавцов с этого света. Руководству «ЛУКОЙЛа» пришлось даже публично объясняться: мол, «розничные цены повышать уже некуда — они и так приближаются к пределу платежеспособного спроса, а перепродавцам бензина пора входить в цивилизованные рамки, снижая рентабельность с нынешних 35 до 12-15 процентов». Однако по иску антимонопольщиков суды принудили нефтяные компании отказаться от замораживания цен и выписали им солидные штрафы.

Последующие годы, пока баррель нефти неуклонно прибавлял в цене, обеспечивая сверхдоходы государству Российскому, бензин хоть и дорожал, но никак не в разы. Его стоимость не превышала 28 рублей за литр. Сегодня же, несмотря на инфляцию и неуклонное повышение тарифов естественных монополий, цены вернулись к уровню четырехлетней давности.

Кстати, во времена Советского Союза, когда бензин, казалось бы, должен был продаваться по народным ценам, он тоже стоил недешево. По расчетам журнала «Эксперт», в конце 1980-х при среднедушевом доходе 153 рубля в месяц советский человек мог на всю свою зарплату купить 383 литра бензина Аи-92. В феврале 2009-го, если верить статистике, среднедушевой доход россиян составил 14010 рублей, а значит, при средней цене бензина даже в 20 рублей на эти деньги можно купить 700 литров.

Понятно, что любые сравнения достаточно условны. В конечном итоге именно рынок задает уровень цен и заставляет ту или иную компанию продавать свои продукты по конкурентным ценам. Одним из инструментов для этого во всем мире являются биржи. Более прозрачного и объективного механизма реализации товара по справедливой цене человечество еще не изобрело. Именно поэтому «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и «Зарубежнефть» выступили соучредителями Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, которая планирует начать торговлю нефтепродуктами уже нынешней весной.

 

 

Правила игры

Возобновившийся подъем нефтяных цен вызывает еще больше вопросов. Тюменцы опасаются удорожания нефтепродуктов — ведь это, как обычно, подстегнет цены на продукты и другие товары... Бензин в рознице тем временем продолжает дешеветь, все еще отыгрывая понижение оптовых цен начала года. Более того, «Газпром нефть-Тюмень» в преддверии посевной заключила традиционное соглашение с областным департаментом агропромышленного комплекса о поставке нефтепродуктов по льготной цене. Сотни предприятий региона, независимо от объема приобретенных горюче-смазочных материалов, получат скидку. А «Газпром нефть-Тюмень» возьмет на себя все транспортные расходы по доставке нефтепродуктов.

Нефтяники не против контроля со стороны государства. Они уверены: ценообразование должно строиться на открытых рыночных принципах, на балансе спроса и предложения, на развитии системы отраслевых ценовых индикаторов, в том числе с использованием торговых площадок. Правила игры должны быть понятны и одинаковы для всех. Только вот контролирующие органы, прежде всего ФАС, не дают пока ответа, какими они сами видят эти правила.

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России: — Цены на дизельное топливо, керосин и бензин в России необходимо снижать, прежде всего, путем уменьшения налоговой нагрузки. Все налоги, конечно, не отменишь, но уменьшить их можно, что позволит на 7-8 рублей снизить стоимость литра моторного топлива.

В этом году мы работаем хуже, чем в прошлом. Речь сейчас даже не о росте, поскольку мы находимся в стадии стагнации по добыче нефти. У страны здесь есть две реальные возможности по увеличению добычи нефти. Во-первых — ввод новых месторождений в Восточной и Западной Сибири, а также разработка шельфа. Кстати, разработка шельфа обходится в несколько десятков раз дороже такой же разработки на суше. Значит, без господдержки и налоговых льгот освоение шельфа мы не потянем. Во-вторых, многое говорится об инновационных способах добычи. Не секрет, что сейчас мы извлекаем из недр менее 30 процентов нефти, остальное — остается в земле. Мы же за последнее время уменьшили коэффициент нефтеизвлечения примерно на 15 пунктов. А ведь если нарастить коэффициент хотя бы на сотую долю, то это будет равносильно открытию нового крупного месторождения.

 

 

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"