20 апреля 2024     

Общество   

Главное, ребята, сердцем не стареть !

Только такой человек, как Дмитрий Иванович, мог повести за собой огромный коллектив строителей легендарной «трассы мужества» железной дороги Абакан — Тайшет на новые испытания. Строительство железной дороги Тобольск — Сургут из-за сложных геологических условий и непроходимых болот сами же строители потом назовут «трассой ужаса». Но Коротчаев не сдавался. Будучи уже немолодым, Дмитрий Иванович возглавил Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, и работа закипела. Началась передислокация строительных подразделений управления строительства «Абаканстройпуть», мехколонн, мостовиков, создавались новые коллективы. Практически все строители переехали с Коротчаевым на новое строительство: люди верили в своего руководителя, и он их не подвел.

«...Зимой 1966-1967 года мы начали отсыпку земляного полотна на участке «разъезд Тахтаир — станция Сетово». А это непроходимое Еланское болото! Работали день и ночь, весь автомобильный парк управления строительства помогал мехколоннам вести отсыпку. Ночью машины шли одна за другой сплошным потоком. «Как на Курской дуге!» — заметил как-то один из водителей, участник Великой Отечественной войны. Это было мудрое решение начальника стройки Коротчаева: он объединил весь коллектив на выполнение этой задачи, ведь весной и летом вести работы на этом участке было бы просто невозможно.

Запомнились слеты молодых строителей в Тобольске, проводимые ежегодно в начале года в деревянном здании (построенном без единого гвоздя) Тобольского драматического театра. Это были праздники для строителей! На слет приезжали лучшие люди стройки, руководители министерства, партийные руководители области. Всегда присутствовал первый секретарь обкома партии Борис Евдокимович Щербина и первый секретарь обкома комсомола Геннадий Иосифович Шмаль. Их выступления строители слушали с вниманием и надеждой.

Дмитрий Иванович был очень трудолюбивым человеком, хотел все сам знать и уметь — и требовал этого от подчиненных. На первом месте у него всегда была работа, он не знал выходных и праздников, редко ходил в отпуск. Мы, его заместители, тоже с трудом выпрашивали отпуск, и только осенью или зимой, если не было сдаточных объектов, Дмитрий Иванович разрешал нам отдохнуть.

9 мая 1979 года на станции Сургут Дмитрий Иванович проводил совещание. Начиная совещание, он заявил: немножко поработаем, а потом отпразднуем. Совещание закончилось в 3 часа дня. И Коротчаев сказал: а теперь пообедаем и отдохнем. Главным девизом его жизни были слова из песни: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Дмитрий Иванович был честным, порядочным и ответственным руководителем. Когда 8 января 1978 года министр путей сообщения И.Г. Павловский подписал акт государственной комиссии о вводе в постоянную эксплуатацию участка железной дороги «станция Демьянская — станция Сургут» без производственных, жилищных и культурно-бытовых объектов, Дмитрий Иванович, чувствуя ответственность перед железнодорожниками, принял решение о создании оперативной группы по усилению работы на этих объектах. Под его руководством объекты распределили между строительно-монтажными коллективами стройки, вскоре они были закончены и сданы в эксплуатацию.

Дмитрий Иванович никогда не увлекался спиртными напитками, старался избавляться от работников, которые этим делом грешили. На нашей стройке, как и ранее в Абакане, был сухой закон. Спиртные напитки продавались только в выходные дни в течение 3-4 часов. В остальное время спиртным, находящимся на складах орсов, распоряжался начальник СМП. По особому распоряжению они отпускались, как исключение, на торжества, свадьбы и похороны. Это была хорошая мера в борьбе с пьянством, и жалко, что она не внедряется сейчас.

Дмитрий Иванович был очень скромным человеком и не любил торжества, особенно если они касалось лично его. 10 июня 1969 года Дмитрию Ивановичу исполнилось 60 лет — еле-еле убедили провести торжественное собрание в его кабинете. Исполнилось 70 — история повторилась. Коротчаев отказался отмечать юбилей в столовой управления строительства или в ресторане, согласился на самое скромное кафе «Отдых» возле Центрального рынка...

На пленуме Тюменского обкома КПСС, который проводился 10 июня, в день рождения, Геннадий Павлович Богомяков назвал Коротчаева «патриархом транспортных строителей», сказал много теплых слов в его адрес, вручил почетную грамоту и ценные подарки. Нам было приятно, что Дмитрия Ивановича ценят и уважают в области.

Коротчаев мечтал дойти с укладкой железнодорожного пути до Ледовитого океана. Но эта мечта не сбылась при его жизни. Только в январе 1986 года было открыто движение поездов на участке «станция Ягельная — станция Ямбург» протяженностью 236 км. При жизни Дмитрия Ивановича стальная магистраль дошла до станции Старый Уренгой (ныне станция Коротчаево). Это произошло 28 декабря 1980 года — в день, когда проходила отчетно-выборная конференция обкома КПСС, делегатом которой был Дмитрий Иванович и находился в составе президиума конференции. Последние звенья железнодорожного пути на станции Коротчаево были уложены бригадой путейцев Героя Социалистического Труда Виктора Васильевича Молозина.

Дмитрий Иванович всегда далеко смотрел вперед. Заканчивая какой-нибудь важный объект, он уже думал о другом. 5 августа 1975 года было открыто движение поездов до станции Сургут. Спустя неделю, в выходной день, Дмитрий Иванович приглашает В.П.Фролова и меня поехать на место, где произведена разбивка земельного участка под постоянный пионерский лагерь возле деревни Криводаново. Съездили, посмотрели, полюбовались красивым местом в сосновом бору с мачтовыми соснами, и Дмитрий Иванович сказал: «Скоро здесь будет построен пионерский лагерь». Работа закипела в зиму 1976 года, объект был сдан в эксплуатацию в мае 1978-го, а в июне 360 ребятишек со стройки уже отдыхали в пионерском лагере «Красная гвоздика».

Дмитрия Ивановича уважали и ценили на стройке. Его уважали и в Министерстве транспортного строительства, ставили в пример другим трестам и управлениям. Следует отметить, что наше управление строительства было награждено орденом Трудового Красного Знамени, неоднократно завоевывало переходящие красные знамена.

Справка об авторе: Неживенко Анатолий Филиппович, 1939 года рождения, закончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. После окончания института направлен на Всесоюзную комсомольскую стройку Абакан — Тайшет. В марте 1966 года вместе с управлением переехал на строительство дороги Тюмень —Тобольск — Сургут. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», знаком «Почетный транспортный строитель». Последняя должность — заместитель генерального директора ассоциации «Тюменьстройпуть».

Моя первая встреча с Дмитрием Ивановичем Коротчаевым состоялась в июле 1955 года в Абакане, куда я приехал по комсомольской путевке с намерением устроиться прорабом на строительство сельхозобъектов.

В трудоустройстве мне отказали. Пришлось обращаться в обком партии.

— Хотите вернуться в Ленинград или остаться здесь?

— Хочу остаться, — ответил я — и уже через полчаса был в рабочем кабинете начальника управления строительства «Абаканстройпуть» Коротчаева.

Эта встреча, длившаяся несколько минут, определила всю мою дальнейшую судьбу. Дмитрий Иванович поинтересовался моими анкетными данными и с ходу предложил должность строительного мастера в СМП-183. Ровно через сутки я принимал участок.

...Июль 1956 года. Начинается бетонирование фундаментов опор моста на кривой по схеме 3х10,3 м на обходе 61 километра железнодорожной ветки Аскиз — Абаза. Есть бригада бетонщиков-плотников, передвижная электростанция, бетономешалка, насос «Андижанец», вибраторы, создан необходимый запас материалов. В качестве заполнителя — природная песчано-гравийная смесь местного карьера, доставляемая на объекты железнодорожными платформами.

Совершенно неожиданно на объект приезжают Коротчаев и главный инженер управления «Абаканстройпуть» Владимир Игнатьевич Кличко, обходят объекты строительства ветки, проверяют качество. Я, конечно, иду к ним, докладываю о ходе работ, но Дмитрия Ивановича интересует один вопрос: как соблюдаются требования по качеству приготовления бетонной смеси? Я не могу полностью ответить на все его вопросы — и тут же получаю замечание. Затем Дмитрий Иванович примитивным способом, используя стеклянную колбу, показывает мне, что используемая песчано-гравийная смесь имеет загрязненность больше допустимых пределов, и тут уже я получаю выговор. Выговор — это мягко сказано. На самом деле это был настоящий разнос!

Поразмыслив с рабочими, мы соорудили промывочную лестницу. Хоть это было примитивно и очень трудоемко, но наладили промывку и сортировку смеси. Понимал это и Коротчаев. Через две недели на объект была доставлена гравиемойка-сортировка с электромотором, и проблема соблюдения качества песчано-гравийной смеси с повестки дня была снята.

В этом коротком эпизоде нашли свое отражение заслуженное порицание, требование к собственной инициативе и самостоятельности, понимание наличия проблемы — и быстрое ее разрешение. Таким был Дмитрий Иванович...

Справка об авторе: Аглицкий Сергей Борисович, 1930 года рождения, начинал строительным мастером в СМП-183, вырос до заместителя управляющего трестом «Тюменьстройпуть». Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалью  «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"