1 июня Тюменской городской Думе исполнилось 15 лет. Еще год назад такое событие отмечалось бы торжественно и громко. Теперь не до концертов и банкетов. Однако празднование юбилея все-таки состоится. Сегодня депутаты всех пяти созывов соберутся вместе, чтобы вспомнить, как рождалась и взрослела Дума.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD97.5499EUR106.1426
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -1...+1 °C | |
Ханты-Мансийск | -2...-4 °C | |
Салехард | -1...-3 °C |
Политика
Сергей Медведев: «Мы прошли нелёгкий путь проб и ошибок»
Об этапах становления местного самоуправления, о том, что сейчас волнует Тюменскую городскую Думу, рассказывает ее председатель Сергей Медведев.
О том, как все начиналось
— По историческим масштабам пятнадцать лет — срок небольшой. А вот в человеческой жизни, жизни города — это значительный период.
Формирование местного самоуправления в России началось в девяностых годах прошлого столетия — практически с нуля. Ведь никаких федеральных и областных законов о местном самоуправлении тогда не было. В начале 1994 года администрация Тюменской области издала распоряжение об организации местного самоуправления. Буквально через месяц областной парламент принял закон о порядке выборов депутатов Тюменской городской Думы. И в марте прошли выборы. Они состоялись только в четырех округах из одиннадцати, поскольку тюменцы просто не пришли на избирательные участки.
Помните, какие это были годы? Развал Советского Союза, денежные реформы, в результате которых народ потерял последние сбережения, дикая инфляция, массовая безработица. Власть, особенно на местах, потеряла доверие населения. А тут еще и замена привычного Совета народных депутатов на какую-то дореволюционную Думу. В России тогда мало кто понимал, что такое местное самоуправление.
После дополнительных выборов первый созыв Тюменской городской Думы все-таки был сформирован. К работе он приступил 1 июня 1994 года.
Несмотря на то, что Дума избиралась всего на два года — именно на такой срок был установлен переходный период, — этим одиннадцати депутатам досталось больше всего. Им пришлось готовить нормативные документы с чистого листа, не имея ни опыта, ни законодательной базы. Тем не менее уже через год наш город имел свой Устав, который Дума разработала вместе со специалистами Тюменского государственного университета. В 1995 году вступил в силу федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, который привел в единую систему все муниципальные образования России, а затем и областной закон о местном самоуправлении. После этого дела пошли легче. За два года было принято 94 решения.
Следующий созыв избрали в 1996 году. Стало 16 округов и, соответственно, 16 депутатов. У Думы появился председатель — в первом созыве был только секретарь, свой небольшой аппарат — до этого все документы представительного органа власти готовили специалисты администрации. Второй созыв принял 532 нормативных документа. Именно с его подачи началась подготовка нового генерального плана застройки Тюмени.
У третьего созыва была уже и нормативная, и материальная база. Окончательно сформировалась структура Думы. Могу сказать не хвалясь: именно депутаты третьего созыва создали Думу в том виде, в каком она сейчас существует. Таких прогрессивных представительных органов власти в России тогда было очень мало. Впрочем, мы и сейчас считаемся одними из лучших не только в Уральском федеральном округе, но и во всей стране. И в этом, на мой взгляд, большая заслуга бывшего главы Тюмени Степана Михайловича Киричука, который работал с депутатами трех созывов и вел все заседания Думы. Он всегда находил компромиссные варианты решений самых сложных и спорных вопросов.
О дырах в бюджете...
В период становления российское местное самоуправление столкнулось с серьезными финансовыми проблемами. В Тюмени около восьмидесяти процентов бюджетных средств составляли взаимозачеты. Денег не хватало на поддержание самых важных систем жизнедеятельности. Положение было настолько отчаянное, что на одном из заседаний Думы прозвучало предложение выпустить свои, тюменские рубли. Депутаты и администрация выполняли функции пожарной команды. Городская инфраструктура не имела ни одного отлаженного звена: разбитые дороги, изношенный автопарк, в аварийном состоянии сети водо-и теплоснабжения, требующие ремонта дома, детские сады, поликлиники, учреждения культуры. Ситуация стала еще критичнее, когда на плечи муниципалитета фактически сбросили ведомственный жилищный фонд. Разумеется, без соответствующих денежных ресурсов на его содержание. Но даже в те трудные годы власти ни разу не разморозили город.
Лишь в начале двадцать первого века в бюджете появились живые деньги и возможность не только латать дыры, но и приступить к разработке общественно значимых целевых программ, плана социально-экономического развития Тюмени.
Дума третьего созыва приняла 462 решения и 48 постановлений. Однако самое большое ее достижение — бюджет в объеме пять миллиардов рублей. Помню, когда мы подводили итоги своей деятельности, один депутат, вздохнув, сказал: таких денег у города больше никогда не будет. На что другой коллега возразил: будет еще больше. И оказался прав! Четвертый созыв Думы работал уже с девятимиллиардным бюджетом.
Конечно, в первую очередь деньги направлялись на ЖКХ, на ремонт жилья, социальных объектов, дорог.
Три года назад депутаты приняли программу «Окраина». Мы наконец-то смогли заняться благоустройством отдаленных районов. Раньше денег с трудом хватало на то, чтобы хоть чуть-чуть облагородить центр, об окраинах города не шло и речи. Теперь и в микрорайоне «Тура», на Войновке, в Антипино есть парки, зоны отдыха, детские площадки, построены дороги, нет проблем с общественным транспортом, развита социальная инфраструктура.
Одним из первых областных центров Тюмень вышла на норматив по вводу жилья — 1 квадратный метр на человека в год.
... и взаимодействии властей
Опыт работы последних пяти лет показал: городские власти могут плодотворно работать только в тесном сотрудничестве с региональным правительством. Нормативов по местным налогам, установленных 131-м законом — об организации местного самоуправления, недостаточно для полноценной жизни и развития города. В законе четко прописаны все наши полномочия. Но доходная база муниципалитета позволяет выполнить всего 30-40 процентов этих полномочий.
По инициативе губернатора Владимира Владимировича Якушева был принят закон Тюменской области, согласно которому Тюмени передали 66,7 процента налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в областной бюджет, и к тридцати процентам поступлений от налога на доходы физических лиц добавили еще восемь. Благодаря такому решению бюджет города стал почти в два раза больше. И Тюмень наконец-то начала развиваться.
Нам повезло, что у городских властей и правительства области всегда были конструктивные отношения. Если денег не хватает, а требуется срочно решить какую-то проблему, мы обращаемся в правительство. И получаем помощь.
Далеко не во всех субъектах Федерации такое четкое взаимодействие государственных органов власти и муниципалитетов. К сожалению, система организации местного самоуправления в России выстроена исходя из идеального варианта, из расчета, что экономика государства находится на подъеме. Если бы это было так, нам, возможно, и не понадобилась бы финансовая поддержка из регионального бюджета. Но за 15 лет ряд предприятий разорился, а имеющиеся налогоплательщики не настолько успешны и благополучны, как хотелось бы. Местные налоги очень маленькие, их не хватает для выполнения полномочий, которых с каждым годом становится все больше. Если область передает нам государственные полномочия, то вместе с ними — и соответствующие средства, а вот вопросы местного значения, регулируемые федеральным законодательством, не всегда подкрепляются финансово. Поэтому доходы приходится экономить, а расходы — рассчитывать до копейки.
О больших деньгах и ошибках роста
Как это ни парадоксально звучит, но большие деньги в бюджете — не меньшая головная боль. Когда бюджет Тюмени вырос до пяти миллиардов рублей, мы столкнулись с проблемой грамотного управления им.
Появилось много новых задач и направлений работы. Пришлось корректировать структуру Думы. Если в первом созыве работало всего две постоянные комиссии — по бюджету и городскому самоуправлению, во втором — четыре, то в третьем их стало пять: депутаты решили в отдельный блок выделить вопросы социальной политики. В нынешнем, пятом, созыве комиссий уже семь.
Если в первых созывах Дума в большей степени полагалась на администрацию, то со временем она взяла на себя значительный объем контрольных функций. И дело даже не в том, что это диктовало изменившееся законодательство. Большие деньги требовали скрупулезного учета. В городском хозяйстве куда ни кинь — дыра. Но мы понимали: разом от всех проблем не избавиться. Надо было четко определиться: куда, на что и в каких объемах в первую очередь направить средства. И затем спросить с исполнителя: деньги потратил, а где результат?
Поначалу достичь его в полной мере удавалось не всегда. В те годы в финансовых отчетах нередко звучала фраза: «Нецелевое использование бюджетных средств». Поэтому в третьем созыве Дума сделала упор на работе такого важного контролирующего органа, как городская Счетная палата. Тогда же ввели в практику депутатские проверки. Депутаты выезжали на объекты и лично выясняли, почему, например, в поликлиниках по утрам огромные очереди, как ведется ремонт общежитий и домов, благоустройство тех же окраин.
За короткий период мы прошли нелегкий путь проб и ошибок. Это касается и формирования нормативной базы. Сегодня, прежде чем утвердить тот или иной документ, мы не только сверяем каждое его положение с федеральным и областным законодательством, но и просчитываем все возможные последствия принятого решения. В этом плане хорошим уроком для нас стала история с земельным налогом.
Депутаты, доверившись администрации города, без сомнений приняли ее расчеты и предложения по налоговым ставкам. Введенный налог на землю вызвал справедливое возмущение тюменцев: люди годами вообще не платили за землю, а тут им выставили счета на весьма солидную сумму. Мы такого от избирателей наслушались! Плату за землю надо было вводить постепенно и опираться на проверенные данные, а не на приблизительные. Мне до сих пор вспоминают, как на заседании Думы я довольно резко порекомендовал специалистам департамента финансов пойти и посчитать гаражи, коль они не владеют точными цифрами. Что вы думаете? Посчитали! И выяснили много чего любопытного о том, как используется земля на территории областного центра.
Городское хозяйство — механизм очень сложный, за всем уследить трудно. Но необходимо, чтобы вложенные бюджетные деньги дали максимальный эффект. Именно из-за этого, например, между администрацией и Думой шли споры о размещении муниципальных заказов. Мало того, что федеральное законодательство в этой сфере несовершенно, так и мы еще оказались не готовыми к новой системе работы и к таким объемам освоения бюджетных средств. Не раз обожглись, пока не отладили механизм проведения конкурсов. Сейчас проектно-сметной документации подготовлено на два-три нынешних бюджета. Так что большие деньги нас теперь не пугают. Были бы они!
О мечтах и реальности
К сожалению, кризис внес очень неприятные поправки в жизнь города. На нынешний год мы планировали бюджет в сумме около 24 миллиардов рублей. Теперь, после корректировки, он составляет 9 миллиардов 642 миллиона.
Да, в последние годы Тюмень значительно укрепила свою материальную базу. На этом запасе мы можем продержаться два-три года. Но у нас были грандиозные задумки. В этому году хотели приступить к строительству виадуков через железную дорогу — на улице Монтажников и в районе аккумуляторного завода. Планировали начать проектирование моста через Туру, чтобы сделать восточный объезд, расширить улицу Мельникайте — с выходом на Велижанский тракт. Только-только начали реализовывать программу ремонта муниципального жилья и иных форм управления. В прошлом году на нее было потрачено больше миллиарда рублей. Если бы и нынче работы велись теми же темпами, к 2012 году удалось бы отремонтировать процентов 80 жилищного фонда. Увы, в этом году на эти цели выделено всего 100 миллионов. Правда, губернатор пообещал: если деньги будут, нам помогут. Несмотря на то, что в 2008 году мы плотно занимались сносом ветхого и аварийного жилья, состояние муниципального жилищного фонда оставляет желать лучшего. Один из вариантов решения проблемы переселения горожан из ветхого жилья — покупка строящихся домов в высокой степени готовности. Таким образом, частично будет решена и проблема занятости в строительной отрасли.
В постоянном присмотре и финансовой поддержке нуждается жилищно-коммунальное хозяйство: процент износа системы водо-и теплоснабжения пока остается высоким.
Помимо сокращения расходов перед муниципалитетом как никогда остро встала задача укрепления доходной части бюджета. Хотя инвестиционной политикой и развитием региональной экономики занимается правительство области, мы делаем все возможное, чтобы поддержать реальный сектор. Предоставляем налоговые льготы, снижаем арендную плату за землю и муниципальное имущество. Предприятиям среднего и малого бизнеса, особенно в сфере бытового обслуживания, оказываем организационную, финансовую помощь. Да, сегодня из-за этого городская казна недополучает какую-то часть доходов. Но такие меры работают на перспективу, на будущее областного центра. Доля малого бизнеса в муниципальных бюджетах стран Европы составляет 70-80 процентов, а у нас в Тюмени — процентов
30-40.
О проблемах избирателей
Кризис внес коррективы и в жизнь тюменцев. Вновь, как и много лет назад, обострилась проблема трудоустройства. Все чаще к депутатам на прием приходят люди с просьбой помочь найти работу. Хотя это и не наша функция, главная задача Думы — нормотворчество, мы все-таки стараемся помочь. С этой целью в управах созданы специальные комиссии.
Еще один застарелый вопрос — детские сады. Около 7 тысяч детей ждут мест в детских садах. Делаем все возможное, чтобы сократить эту очередь: открываем частные садики, ремонтируем муниципальные и расширяем группы, выкупаем бывшие ведомственные, строим новые. Если бы Степан Михайлович Киричук в свое время правдами и неправдами не сохранил за городом большую часть ведомственных детских садов, которые хозяева могли продать, ситуация с детскими дошкольными заведениями в Тюмени была бы еще сложнее.
Не удается пока изжить и чиновничье хамство. Нередко избиратели приходят с жалобами на муниципальных служащих, которые гоняют людей по кругу. Объясняем таким зарвавшимся чиновникам: не горожанин на вас работает, а вы на него. Он не будет платить налоги — вы не будете получать зарплату. Если можете — помогите, не можете — подскажите, куда идти. Воюем, наказываем, вплоть до увольнения. Тяжело эту «болезнь» искоренить. Но надеюсь, все-таки получится. Смогли же мы за 15 лет сделать город красивым и удобным для жизни!
О коллегах
Вместе с Тюменью все эти годы менялась и Дума. Сегодня работает уже пятый созыв — 35 депутатов. Состав сильный: 4 доктора наук и 11 кандидатов наук, бизнесмены, ученые, руководители крупных предприятий. Практики, одним словом. Многие избраны в представительный орган власти уже не первый раз. Юрий Иванович Коновалов — депутат всех пяти созывов. В общем, на мой взгляд, Дума рабочая. Ну а хорошая или плохая — пусть судят горожане.
837 нормативных документов приняла Тюменская городская Дума четвертого созыва.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.