В восьмидесятые годы, когда многое в нашей стране считалось дефицитом, В.Жернаков заглянул как-то в тюменский универмаг. Продавцы разглядели его в толпе покупателей, окликнули: чего, мол, изволите, Валерий Максимович? Редко практикующий походы в магазины, он удивился: «Вы меня знаете?»

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +5...+7 °C | |
Ханты-Мансийск | -1...+1 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
Мужчина, которому знакомо счастье материнства
В ответ услышал дружный смех: «Еще как! Почти все наши продавцы у вас рожали». И женщины начали наперебой рассказывать о своих Настенах, Катюшах, Димах, Ванюшках... Светились счастьем, которое им подарил женский доктор Валерий Максимович Жернаков.
«Довоенное дитя любви»
Валерий Максимович сам так себя называет. И в этой коротенькой автобиографической «строчке» можно многое прочитать. Значит, потом была война? Она началась, когда Валере было девять месяцев. Но, несмотря на это обстоятельство, его родители пошли проситься на фронт. Татьяну Федоровну не взяли. И тогда настырная сибиряка поступает в Омское военно-морское училище, и всю войну служит радистом на теплоходе. Ее муж Максим Кузьмич воевал с 1941-го, дошел до Берлина, а потом «повернул» на восток. Глубокой осенью 1945-го на память о битве с японцами он привез домой чемодан, полный сигарет. Открыл его и... дал слово, что больше никогда курить не будет: Валерка плакал — просил есть. Сигареты поменяли на продукты. Детям хлебосольной тыловой Сибири еще долго после войны будет щекотать ноздри запах хлеба. И будет чудиться сайка. За нее, за стакан молока для сына мама Валеры сдавала по 400 граммов крови. А потом падала без сил.
Он видел, на что способна мать ради своего дитя... Но будет неправдой, если скажу, что именно это детское наблюдение сыграло важную роль в выборе его будущей профессии. Простое желание — самостоятельно заработать себе на кусок хлеба, не зависеть от родителей, которые поднимали на ноги еще двоих детей, подсказало Валерию дорогу из Тобольска в Тюмень. В областном центре он пошел в рабочие: три года трудился токарем в пятом цехе судостроительного завода. Похоже, что зарекомендовал себя приличным специалистом. Ведь не зря же, провожая парня на службу, мастер цеха попросил: «Валерка, после армии к нам приходи, дам тебе лучший станок!» И в радиотехнических войсках (мечта его родителей!) он служил три года с мыслью о возвращении в родной коллектив. Военные предлагали ему стать «своим»: ведь он закончил сержантскую школу, проявил себя хорошим специалистом, стал отличником боевой и политической подготовки...
Его будущее определил случай. А случаю было угодно, чтобы сержант Жернаков попал на недельку в госпиталь.
Заметила: наивысшей похвалой у Жернакова служит слово «душевный». Он характеризует им того человека, который работает не просто виртуозно, талантливо, четко, но с полной самоотдачей. Чувствуете разницу? Так, по определению Валерия Максимовича, в этом госпитале лечил больных майор, врач-окулист.
«Интересно, а я бы смог так же?» — задал себе вопрос дембель Жернаков. И сам себе ответил поступлением в Тюменский медицинский институт.
Благословляю ту случайность...
Ассистент кафедры гинекологии Галина Петровна Руднева оказалась тоже очень душевным человеком. «Она, — вспоминает Валерий Максимович, — показала мне под микроскопом сперматозоид. И так рассказала про его возможности, что я «зацепился». По родному судостроительному заводу носился как с писаной торбой с давно отслужившим свой век аппаратом «Красногвардеец», предназначенным для... продувания маточных труб. Обращался к местным умельцам, объяснял, что от их смекалки и умения зависит появление на свет новой жизни. Мужики покумекали, аппарат оживили-усовершенствовали. И вы представляете: он исправно прослужил аж до 1995-го. Во всяком случае, 5% из ста обратившихся женщин после процедур с «Красногвардейцем» беременели!»
По русскому обычаю диплом об окончании института надо обмыть.
Вся семья Жернаковых собралась за столом. Свою торжественную речь отец Валерия Максимовича начал с вопроса:
— Ну расскажи, сынок, что теперь ты будешь делать?
— Буду лечить женщин, принимать у них роды.
— Так ты что, — опешил Максим Кузьмич, — на бабку-повитуху столько лет в Тюмени учился? Что, не хватило у тебя мозгов, чтобы стать полезным хирургом?
Понурил голову отец, замолчал...
А Татьяна Федоровна только и смогла вымолвить: «Бес-стыд-ник!»
После окончания института В.Жернакову сразу предложили ординатуру. Учебу он совмещал с практикой — работал врачом в женской консультации при тюменском роддоме №2.
— Начало семидесятых годов, — вспоминает Валерий Максимович, — время зрелости военных и послевоенных детей. Я бы охарактеризовал его временем развитого женского бесплодия. Представляете: прожив в законном браке по 10-15 лет, очень многие женщины не могли забеременеть. Рушились семьи, надежды, самые сокровенные мечты о материнстве! Я слушал исповеди таких женщин, всей душой желал им помочь. Но в моем распоряжении — в кабинете по бесплодию — были лишь кресло и микроскоп. Сейчас техника обследования и «женского» лечения шагнула вперед. Сейчас женщина (если у нее нет противопоказаний для беременности) может рожать и в 50, и даже в 60 лет! Сейчас...
Но на календаре был 1973-й. По разнарядке военкомата младший лейтенант медицинской службы В.Жернаков прошел курс обучения на анестезиолога. Врач областной больницы, корифей анестезиологии Анатолий Фомич Рудаков, посмотрев на его работу, сказал: «Ты мне подходишь. Работать начнем с понедельника. Но при условии, что ты навсегда забудешь про свою гинекологию!»
После разговора с Анатолием Фомичом он возвращался домой полный решимости начать с понедельника новую жизнь. Улица Мельникайте была по-субботнему многолюдной. Неподалеку от гостиницы «Колос» от толпы гуляющих граждан отделилась женщина с коляской. Она приветливо помахала доктору рукой и закричала на всю улицу: «Валерий Максимович, я родила!»
Подходит к перекрестку Республики и Мельникайте. С другого конца пешеходной зебры одна из его пациенток, сложив ладони рупором, пытается перекричать шум движущегося транспорта: «Валерий Максимович, у меня это... Ну, задержка. Что делать?» Подошел к ней, пригласил: «Приходи, голубушка, в понедельник».
Если две эти встречи произошли тогда случайно, то врач Жернаков «благословляет ту случайность и благодарен ей навек».
Каждый ребенок — это достояние области
Вместе с врачом-сексопатологом областной больницы Наумом Зиновьевичем Хаитом (опять же очень душевным человеком) в 1974-м врач В.Жернаков отправился к заведующему облздравотделом Юрию Николаевичу Семовских (о душевности которого врачи до сих пор слагают правдивые легенды). Результат их разговора — решение о создании на базе третьего тюменского роддома центра семьи и брака. Нет, это еще не учреждение, но уже отделение, к специалистам которого — акушерам-гинекологам, сексопатологам могли обращаться мужчины и женщины с различными брачными дисгармониями.
На полгода позже, чем в Тюмени, подобная служба появилась в столице Родины — Москве. А за эти полгода на «столицу деревень» успели возложить свои надежды супружеские пары с Камчатки, Украины, Урала... И отделение В.Жернакова многих из них осчастливило прибавлением в семействе.
Великое дело — практика: опыт и врачебная интуиция. С 1979 по 1981-й Валерий Максимович трудился хирургом акушером-гинекологом в Тунисе. «Параллельно лечил бесплодие арабок при их хронической беременности». В переводе на русский это звучит примерно так: женщина уже родила подряд 5-6 детей и вдруг не может забеременеть в очередной раз. «Что ты: били тревогу!»
— Во время таких командировок, — признается заслуженный врач России В.Жернаков, — мы приобретали бесценный опыт. На первом этапе создания центра учились все. И потом учились... И работали-работали: опробовали и внедряли новые методы диагностики. Это сейчас ультразвуковая аппаратура может рассказать все о твоих пациентах. А в то время приходилось рассчитывать только на свой опыт, интуицию.
В 1987-м во втором Заречном микрорайоне Тюмени открылся Центр планирования семьи. Помню, как шла на интервью к главному врачу этого учреждения В.Жернакову. В голове крутился лишь один вопрос: «Как можно планировать детей? Это что, все финансово просчитать и отложить личную жизнь на потом, до лучших времен?» Уверена, что людей с такими же заскорузлыми взглядами в то время было много... Мне объяснили: «Ультразвуковая аппаратура, которая имеется в распоряжении центра, позволяет обследовать не только будущих родителей, но и многое рассказать о течении беременности, о самочувствии плода». Аппаратура позволяла заблаговременно выявить пороки, не совместимые с жизнью. Эти показания были основанием для прерывания беременности.
Своеобразной иллюстрацией этого объяснения послужили мне картины, которые довелось повидать благодаря своей работе в домах для детей-инвалидов... В этих домах я вывела для себя формулу счастья: «Счастье — это когда у тебя две руки, две ноги, два глаза и одна голова. И все это исправно работает». У некоторых ребятишек из тех домов было развито лишь два инстинкта... «Но такие дети уже родились, живут-мучаются, и мы обязаны за ними ухаживать», — вспомнила слова тогдашнего директора Успенского дома ребенка Э.Субаревой.
Уверенность в рождении нормального поколения — великое начало начал(!) — дарил людям Центр планирования семьи!
А Жернаков был убежден: «Надо двигаться дальше! Надо, чтобы все специалисты центра «крутились» вокруг семьи». И начал развивать медико-генетическую службу, которая позволяла выявлять патологии на хромосомном уровне. Не грозит ли плоду, к примеру, болезнь Дауна? Нет ли у него заболеваний крови?
В начале девяностых годов, когда в нашей стране явно наблюдались черты разрухи, его центр процветал. Правительство области было солидарно со специалистами центра, утверждающими: «Каждый ребенок — достояние области». И пошло на то, чтобы приобрести очень дорогостоящий аппарат «Генетискан», позволяющий определять «самочувствие» хромосом, затем выделило 350 тысяч долларов на покупку лапараскопического оборудования для хирургических операций, ультразвуковых аппаратов экспертного класса. Новая аппаратура в руках специалистов позволяла делать чудеса: операции стали менее травматичными, а сроки выздоровления больных сократились в шесть раз.
— В середине 90-х годов, — утверждает Валерий Максимович, — мы обошли Москву по объемам и направлениям работы. Москвичи не верили в наши результаты, в Тюмень с проверкой направили профессора из Томска Людмилу Назаренко. Вскоре она отрапортует: «Не врет Жернаков!» Но главным нашим достижением стали сотни детей. Рожденных женщинами, которые считались бесплодными. Эффективность лечения выросла до 48%...
Центр планирования семьи в народе называли «жернаковским». Сам же он никогда не считал и не считает его лишь своим детищем. В разговоре со мной с великим уважением вспоминал тех, о ком никогда не забывал: Любовь Николаевну Калинину, Лилию Генриховну Поветкину, Валентину Александровну Бащелину, Валентину Владимировну Михальчук, Алексея Геннадьевича Новоселова, Татьяну Алексеевну Кирсанову, Наталью Викторовну Лукьянову, Дмитрия Александровича Ушкова... Эти и очень многие другие люди в белых халатах «держали в своих руках сразу две жизни — будущей матери и еще не рожденного ею ребенка».
Пусть тебя похвалят чужие
В народе говорят: «Не та похвала, что мать о своем ребенке сказала. А та похвала, что чужие о нем сказали».
Татьяна Федоровна перестала обзывать своего сына бесстыдником лишь тогда, когда соседи и совсем незнакомые ей люди начали просить ее содействия — записать их на прием к доктору Валерию Максимовичу Жернакову. «Выходит, — похвалила, — все-таки получился из тебя нормальный врач».
В официальном перечне тюменских медучреждений давно уже нет Центра планирования семьи. Но в нынешнем году этот центр... отметил свое тридцатипятилетие. Потому что действуют все службы, все отделения, что родились здесь во благо семьи. Они расширились, усовершенствовались и сосредоточились под крышей государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области под названием «Перинатальный центр». Главный врач этого лечебного центра Елена Владиславовна Кашуба сказала:
— У нас трудятся очень грамотные специалисты, в числе которых много молодых толковых врачей. Пациентов любим, глаза горят... Так что опыт работы Валерия Максимовича не пропал...
Не «пропал» и сам Валерий Максимович: он трудится в этом же центре в должности врача-методиста.
— Он остается для нас главным консультантом, советчиком, другом и врачом от Бога, — признается главный врач третьего тюменского роддома Наталья Владимировна Иванова.
— Только в нашей, Тюменской, области действует программа лечения бесплодия с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Начинал это большое дело Жернаков. И уже хотя бы этим заслужил наше безмерное уважение и признание, — вторит Наталье Владимировне главный врач второго роддома Маргарита Константиновна Грибоедова.
...И все же: почему женщины предпочитают рожать у мужчин-повитух? Этот вопрос задала Валерию Максимовичу.
— Не знаю, — признался. — Может, потому, что мужчины никогда не рожали. Не ведали этой боли и потому искренне сочувствуют женщине, стараются ей помочь.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.