Заболеваемость наркоманией в Югре снизилась в четыре раза по сравнению с 2001 годом, когда проблема была обозначена и началась активная борьба с распространением зелья. Немалую роль в этом противостоянии сыграл Лемпинский наркологический реабилитационный центр.
Общество
Игра без зелья
Сотрудники Лемпинского реабилитационного центра разработали собственную методику возвращения обществу тех, кто ему когда-то предпочел наркотический дурман. В основе манипуляций по формированию мотивации к выздоровлению лежит... игра.
Вероника — пациентка центра. Она уже заканчивает лечение и через несколько дней вернется домой в Нижневартовск. На контакт с журналистами она идет легко, разрешает сфотографировать и охотно рассказывает о себе. Ей 24 года, по специальности она преподаватель иностранных языков, имеет опыт технических переводов и уверена, что сможет найти работу и в дальнейшем состояться в обществе. Да, ей очень помогли в центре, научили не только навыкам рукоделия, выращивания овощей и другим домашним делам, но и организации досуга. Теперь она поняла, что если весь день занят, то некогда думать о наркотиках. И отношения с родителями наладились.
Непринужденность разговора даже удивляет, но руководитель реабилитационного центра Александр Тайшин поясняет: «Наши подопечные практически все достаточно раскованны и контактны, ведь в поисках наркотика надо уметь расположить человека к себе. Из них хорошие менеджеры и индивидуальные предприниматели могут получиться. Подавляющее большинство из них имеет высшее образование».
Беспокоит Тайшина другое: за последние годы наркомания как болезнь повзрослела. Средний возраст обитателей центра перевалил за 25 лет. Теперь сюда юные почти не поступают, а вот 37-летние имеются. Но всех их в Лемпинском центре зовут «ребята». «Ну а как же иначе к ним обращаться?! — удивляется социальный работник Валентина Варламова. — Ведь мы с ними конкурсы проводим «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», рассуждаем о культуре Востока. Спортивные и культурные мероприятия они организуют сами». — «И что, — интересуюсь я, — ребята идут на это охотно, не отлынивают?» — «А как же! Обязаны это делать в течение месяца по графику».
В том и состоит особенность Лемпинского центра. Реабилитация здесь не просто медицинская, когда купируются последствия отказа от приема наркотиков. Задачи здесь поставлены глобальные: пациент должен полностью изменить свой стиль жизни, научиться получать радость другим путем. Человеку в ходе лечения практически показывают, чем заменить антисоциальное поведение, как развить у себя нужные навыки, помогают поменять ценностные ориентации.
В комплексе предпринимаемых мер есть большая психологическая и социальная составляющая. Ноу-хау центра — разработанная его командой и апробированная ролевая игра, сотрудники называют ее рыночно-экономической. За все положительные действия, в том числе проведение тематического вечера, спортивного мероприятия, участие в труде, пациенты получают баллы по специально разработанной шкале. Теми же баллами поощряются инициатива, личная отзывчивость и прочие положительные качества, о существовании которых некоторые даже не подозревали. Но есть и отрицательные баллы — за проступки, лень, отказ выполнить задание.
Игровая терапия, терапия творчеством и даже арт-терапия — не новое в этой отрасли медицины, но специалисты в Лемпинском названные виды лечения так скомпоновали, чтобы побуждать пациентов раскрываться творчески и психологически. В здешнем мини-обществе так же, как в большом, зарабатывают, осваивая навыки трезвой жизни, чтобы потом потратить «капитал» на себя. Девушки и парни здесь с удовольствием занимаются вышивкой, ухаживают за кроликами, выращивают овощи к общему столу, выжигают по дереву, строят, мастерят. Недавно по заказу Лемпинской церкви сделали два стола, подсвечник и скамейки. «Успокаивает очень хорошо», — сказал один из парней, вышивающий гладью, поймав мой удивленный взгляд.
Некоторые ребята, по словам сотрудников центра, просто не знали, что такое нормальный образ жизни. Поэтому их здесь, по сути, просто учат жить. Да, именно заработанное (здесь — баллы) дает возможность получить дополнительные удовольствия, некоторые привилегии. В зависимости от желания это может быть работа с компьютером, посещение тренажерного зала, свободное время, дополнительные контакты с родителями.
Кстати, с отцами и матерями пациентов в центре ведут очень кропотливую работу. И это тоже особенность Лемпинского. Близких учат снимать раздражение по поводу проступков своих чад. Тайшин уверен, что наркомания — семейная болезнь, она начинается и заканчивается именно внутри этих уз. И центр помогает восстановить взаимопонимание между детьми и родителями, которые в течение реабилитационного курса приезжают сюда шесть раз. Их тоже учат, как себя вести, чтобы помочь вернувшемуся найти новое общение, как определить, что начинается срыв.
Обычно медики и психологи работают обособленно, а здесь — в самом тесном контакте. Пациент постоянно под внимательным взглядом — и на личных беседах, и в работе подгрупп. Постоянно изучается динамика его состояния. Ему дают не просто выговориться, но и прописывают телесно ориентированные процедуры, например, йогу, ведь у наркоманов своя биохимия. И постоянно формируют стрессоустойчивый биоритм организма.
Постоянное комиссионное наблюдение и обмен информацией дают более высокий эффект врачебного заключения и рекомендаций. Происходит, как выразился главный врач центра, многоточечное воздействие на психику.
Забор вокруг центра — тоже охрана, но она только от внешнего проникновения. Никого из пациентов, если пожелает уйти, задерживать не станут. Бывает, уходят. В основном те, у кого низкая мотивация к выздоровлению, кто прибыл сюда лишь по настоянию родителей, у кого высокая раздражительность. Такие обычно не выдерживают напряженного ритма с практически 24-часовой занятостью. Она — основной терапевтический инструмент.
Лечение для пациента здесь совершенно бесплатное, хотя на каждого в среднем тратится 87 тысяч рублей в год. Но команда Тайшина вывела свой аргумент по поводу этих затрат: если наркомана оставить самого по себе, то обществу придется потратить на каждого в среднем ежегодно 150 тысяч. Тут учтены и стоимость доз, ушедших в теневую экономику, и преступления, которые надо будет расследовать, и медицинское воздействие в необходимых случаях, и работа других служб.
За семь лет существования центра через него прошло 1200 человек. Показатель заболеваемости по Югре снизился с 136 до 33 человек на 100 тысяч населения. Правда, распространенность снизилась мало: с 690 до 601 человека на 100 тысяч. Но это связано с тем, что однажды поставленных на учет с него не снимают до конца жизни. Однако вновь заносимых в этот реестр становится все меньше и меньше. И это хороший показатель.
Бывает, в центр возвращаются неоднократно — во второй и даже третий раз. Из сегодняшних посетителей, по предположениям персонала, человек пятнадцать могут вернуться. Но 60 процентов прошедших курс лечения, как показывает статистика, которую ведут с 2003 года, все же «завязывают» с наркотиками. Остальные строят долгосрочные планы на будущее.
87 тысяч рублей в год тратится в среднем на лечение пациента Лемпинского наркологического реабилитационного центра.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.