26 апреля 2024     

Общество   

Пациент всегда прав. Но не для всех

С незапамятных времен очаг любого социального конфликта в России кроется на местах, в районах. В нашем случае — в обычной муниципальной поликлинике. И дело даже не в безумных очередях со скандалами «вас здесь не стояло», дело в отношении пациента к врачу и врача к пациенту.

Человеческий фактор

Медицина сегодня официально переведена в сферу услуг, созвучную сфере обслуживания. Раньше на врачей смотрели как на избранных вершителей человеческих судеб. Современный участ- ковый доктор — человек, который просто выполняет свою работу, оказывая медицинскую услугу. К сожалению, все чаще от пациентов звучат комментарии, что выполняет он ее плохо. Неужели врачи стали менее компетентны? «Скорее, менее человечны», — ответит каждый второй пациент.

«Мне кажется, не все врачи в поликлиниках квалифицированные специалисты. Иногда они не замечают очевидного», — рассуждает двадцатилетняя Рита. В течение года она не посещает поликлинику по месту своего жительства и даже с обычной простудой идет в платную. Расхожее мнение, что в платной поликлинике обслуживание по первому разряду, Рита не поддерживает. «Со мной разговаривают всего минут пять. Врач не вникает в проблему, не выясняет деталей болезни, — говорит она. — Деньги мои родители платят исключительно для того, чтобы я не стояла в очереди».

Почему для пациента, даже столь юного, важно, чтобы с ним разговаривали? Возможно, причиной тому разобщенность людей, редкая возможность услышать ободряющее слово, почувствовать, что ты и твое здоровье кому-то, кроме тебя, важно? Любой врач знает, что огромное количество посетителей поликлиники — мнимые больные, люди, которым просто необходимо внимание.

Участковый врач Владимир Николаев (настоящее имя, как и место работы, скрыто по требованию доктора) рад бы выслушать пациента, поговорить по душам, но считает, что «хамство и грубость чаще всего исходят от самих пациентов. К концу рабочего дня уставшему врачу остается только на хамство ответить хамством». Причины гнева пациентов кроются то в отсутствии определенного лекарства в льготном списке, то ограничение времени пребывания пациента в медицинском кабинете.

— Устранить эти причины можно, — говорит Владимир Иванович, — но это не во власти участковых терапевтов, такими делами занимается Минздрав.

Департамент по здравоохранению Тюменской области, в свою очередь, на это заявляет, что «время приема пациента зависит от конкретного случая и варьируется в зависимости от проведения лечебных мероприятий, в соответствии со стандартами». Конечно, беседовать с вами за чашкой чая никто не станет, но задать пару вопросов, проявить внимание, хотя бы во время заполнения медицинской карточки, врачу никто не запрещает.

Нагрузке доктора не позавидуешь.

— Обычно участковый терапевт с утра сидит на приеме, а потом отправляется по домам пациентов, чтобы обслужить поступившие вызовы. Кроме того, он еще и берет на дом посыльные листы и медико-социальную экспертизу. Разумеется, врач устает. Раздражение и усталость — это ведь вполне человеческий фактор, — добавляет Владимир Иванович, словно не допуская, что пациент тоже человек — со своими потребностями, характером, болезнями и... усталостью.

Ситуация напоминает пресловутую палку о двух концах — начала не найти. Однако выход все же есть, и он, как всегда, гениально прост — врачу надо просто любить свою работу. Именно так считает участковый врач тюменской поликлиники №8 Ольга Садыкова.

Пациент всегда прав

— Если ты пошел в участковые терапевты, ты должен понимать, какая это нагрузка. Общение с пациентами — это прежде всего длительная работа над собой. Сегодня пациенты очень грамотные, юридически подкованные — они могут свободно вступать в дискуссию с врачом, что раньше было совершенно недопустимо. Бывает так, что пациент входит в кабинет, и от него исходит желание поскандалить. Здесь важно не поддаться на провокацию, успокоиться самому и успокоить пациента. Ровным тоном, правильными словами. Если пациент видит, что обстановка доброжелательная, он начинает разговаривать нормально, — убеждена Ольга Николаевна. — Среди врачей есть такие, которые работают без желания, спустя рукава. Их единицы, но именно они способствуют тому, что авторитет врача падает. Против врачей возбуждается огромное количество судебных разбирательств, об этом нам регулярно сообщают в СМИ. Естественно, это создает почву для сомнений пациента в компетентности конкретного доктора. Дошло и до такого: медики требуют собственной защиты, в стране создается ассоциация по защите прав врачей. Кстати, если говорить о правах, то у пациента их по закону 18, а у доктора всего 2 пункта, но даже эти два пункта касаются прав пациента. В общем, пациент в любом случае в более выигрышной ситуации. И это правильно. Только относиться друг к другу нужно с взаимным уважением, стараться приходить к компромиссу — тогда проблем точно не возникнет и обе стороны будут довольны друг другом.

В муниципальных поликлиниках после приема (иногда и во время него) медсестры выдают специальные бланки, где пациент должен указать, удовлетворен он качеством обслуживания или нет. В доброй половине медицинских учреждений слово «да» в бланке уже подчеркнуто заботливой медсестрой — пациенту остается всего лишь поставить свою подпись. Это беспредел или страх врача получить нагоняй за плохое отношение к пациентам? Удивительно, но такой практики придерживаются даже компетентные и вежливые доктора. Обидно, что пациент не может от всей души подтвердить хорошее обслуживание, не то что пожаловаться на плохое.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь... внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах».

Из Клятвы врача России, принятой в 1999 году Государственной Думой в 1999 г.

Нравится

Комментарии к статье

Надежда: 13.03.2010 21:19
Я врач-стоматолог! И поверьте моя з/п 7400 рублей . мне приходиться работь с 8 до 20 ч . ,и выходной воскресенье-день уборки и тому подобное. Нет у меня сил слушать пациентов.Мне самой жаловаться хочеься.У пациентов мнимая информация по поводу наших ";огромных"; з/п,по этому они требуют слишком многого!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"