20 мая 2024     

Культура   

Юного музыканта из Тюмени приняли в «семью» Спивакова

В ноябре 2008-го — победа на IX Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», где в финале Коля играл с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф.Светланова под управлением народного артиста РФ Марка Горенштейна. В апреле — Гран-при областного конкурса «Дебют». В мае — сольный концерт в академии искусств и культуры и выступление на открытии Международного фестиваля «Москва встречает друзей» с прославленным оркестром «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова.

Маэстро подарил Коле ксилофон — настоящий концертный инструмент ручной работы московского мастера с прекрасным «поющим» звуком. На этом инструменте юный музыкант может теперь заниматься дома.

За впечатлениями из первых рук я отправилась к другому непосредственному участнику этих нерядовых культурных событий — Сергею Никитичу Самсонову, у которого Коля Конаков уже шестой год учится по классу ударных инструментов, в ДШИ академии культуры и искусств.

...Взволнованно комментируя кадры любительской видеосъемки, запечатлевшей встречи, репетиции, творческое общение тюменцев с музыкантами мирового класса в Москве, Сергей Никитич вновь и вновь переживает эти незабываемые впечатления.

— Это просто фантастика! «Виртуозов» я впервые слышал в Киеве, лет 20 назад, и представить даже не мог, что доведется вот так сотрудничать!

— Чем запомнился вам маэстро Спиваков?

— Больше всего при встрече с Владимиром Теодоровичем поразила его естественность, даже какая-то обыденность, сдержанность, немногословность и... свет, да-да, свет, исходящий от него. Мы смотрели на него с восторгом, а люди, работающие с ним постоянно, воспринимают его как близкого друга.

— Как он работает с оркестром, солистами?

— На стадии подготовки не обращает внимания на мелочи, не пьет кровь из музыкантов. Сам Спиваков и весь оркестр с большим интересом наблюдали за Колей. Чувствовалась поддержка: ты — наш, мы тебя уважаем и все хотим, чтобы ты сыграл как можно лучше. Вот такая дружественная атмосфера была! Мы даже не ожидали, что они так быстро примут нас в свою «семью». Слишком разные весовые категории: ребенок из провинции и оркестр с мировым именем.

— Но Коля, судя по видеозаписи, уже на первой репетиции чувствовал себя неплохо! А потом... в какой-то момент оркестр уже ему аплодировал.

— Коля просто оказался на высоте! Нужно было видеть реакцию, глаза музыкантов, когда он все время играл с ощущением новизны, как в первый раз, и при этом свободно!

— Какие произведения прозвучали на открытии фестиваля?

— Коля играл с оркестром «Русский танец» Чайковского из балета «Лебединое озеро» и своеобразную «Кармен-сюиту» современного педагога и композитора Лукьянова по мотивам оперы Бизе. Пьеса написана для двух ксилофонов, малого барабана, тарелок, кастаньет и оркестра, разумеется. Партию первого ксилофона исполнил Ростислав Шараевский, студент РАМ имени Гнесиных, уже известный московский музыкант, а Коля играл партию второго ксилофона и на всех остальных перечисленных ударных инструментах...

— Кому «круче» приходится в таких ансамблях?

— Первая партия ответственная, но и простая одновременно, а вторая фактически является слугой двух господ — первой партии и дирижера. Нужно очень чутко подстраиваться в плане темпа, динамики, ведения подголосков, выстраивания аккорда... И, несмотря на то, что у Коли было всего три репетиции, он справился со своей задачей блестяще, что и было отмечено дирижером. Он продемонстрировал при помощи этих инструментов весь колорит, всю красоту пьесы. Москвичи были просто в восторге, они в хорошем смысле слова не ожидали такого результата.

— Сейчас много говорят о том, что конкурсы, соревнования пагубно сказываются на детской психике.

— Конкурсы необходимы как стимул дальнейшего роста. Каждая интерпретация неповторима, уникальна. Нет в музыке единоличного обладателя истины — нет абсолютной, окончательной трактовки сочинения. Конкурсы это выявляют и заставляют музыканта стремиться к тому, чтобы стать еще более техничным, интеллектуальным, совершенным. Но люди занимаются музыкой не из-за конкурсов, а из-за того, что любят музыку и свое дело. И ребенка нужно правильно сориентировать, что кормить его будут не конкурсы. Конкурс — это остановленное мгновение: в этот день и час ты оказался на вершине. А завтра там будет другой...

— В чем, на ваш взгляд, состоит сверхзадача педагога-музыканта?

— Научить ребенка работать. Тогда в дальнейшем, чем бы он ни занимался, не пропадет.

— Есть мнение, что дети из-за ранней профессиональной ориентации лишаются детства. Ежедневные многочасовые занятия не дают им просто поиграть в футбол, пообщаться с друзьями...

— Если ребенок — музыкант, он должен находиться среди музыкантов, не слоняться по улице. Кроме того, именно ранняя профориентация делает пресловутые многочасовые занятия осмысленными и мотивированными. А таковые уже не в тягость!

— Хорошо, тогда какие проблемы в музыкальном образовании актуальны для вас?

— Во-первых, наличие элементарного набора ударных инструментов, во-вторых — качество имеющихся. Специфика нашей специальности такова, что ребенок должен освоить не один инструмент, а несколько основных, базовых, причем каждый из них становится доступным в определенном возрасте. Это, безусловно, требует серьезных финансовых вложений. К сожалению, еще никто не научился плавать, стоя на суше. Невозможно научиться играть на маримбе, которой нет! Невозможно полноценно освоить виброфон, который пережил уже не один предельный срок эксплуатации!

— Затраты большие, а результатов приходится ждать годами...

— Любой музыкант в целом учится своей профессии 16-18 лет...

— Чтобы остаться работать потом где угодно, только не в Тюмени. Так может, одаренным тюменским детям сразу отправляться в Москву, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, туда, где есть инструменты и перспектива трудоустройства?

— Нет. Не лучше. Ребенку нельзя рано покидать свой дом, где он окружен любовью, где у него есть чувство защищенности. Никакая школа, никакие успехи этого не заменят. Он должен подрасти, окрепнуть, а там — хоть в Москву, хоть в Оксфорд... Но город, взрастивший и воспитавший его, — малая родина. И он вернется сюда из любой точки планеты, если будет уверен в том, что здесь его знания, мастерство, творческий потенциал будут необходимы, востребованы.

— У вас есть основания для оптимизма?

— Да. Сейчас, похоже, наступает время собирать камни: новый театр, академия культуры и искусств завоевывает авторитет, город взял курс на мегаполис — это качественный скачок в культуре Тюмени, вселяющий оптимизм. И надежду в том смысле, что жизнь города, куда хочется вернуться, невозможна без всероссийских и международных конкурсов, яркой, разнообразной, насыщенной концертной жизни, масштабных коллективов, таких, как симфонический и камерный оркестры, опера... А уж талантами наш край был богат всегда!

Нравится

Статьи по теме

№96 (4838)
02.06.2009
Ирина Тарабаева
Маэстро, которого ждали
№184 (4687)
15.10.2008
Виктория НЕЗНАНСКИХ
Третье пришествие Юрия Башмета

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"