24 апреля 2024     

Общество   

Есть ли жизнь на Марсе, или Проблемы российского образования

Однако никто не задал вопрос: «Почему дети получают двойки?» На это может быть только один ответ: ребятам неинтересно учиться в школе. В последние годы очень влиятельным воспитателем стало телевидение. А если смотреть фильмы, которые идут ежедневно, то приходишь к выводу, что главное — не знания, а мощный удар и лидирующее место в волчьей стае.

5 сентября 2005 года тогдашний Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырех приоритетных национальных проектов. В их списке на первом месте стоит нацпроект «Образование», в котором заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. В проекте предусмотрена поддержка лучших учителей и школ, а также поощрение талантливых молодых людей. Но не сказано, что делать преподавателям-середнячкам и ученикам-двоечникам, а также двум миллионам школьников, не умеющих читать и писать.

В авторитете — Саша Белый?

Мои дети уже окончили школу, причем довольно успешно. Во время их обучения в мои обязанности входило посещение родительских собраний. На них неоднократно задавал вопрос учителям, могут ли они привести примеры практического применения знаний, которые они дают учащимся. Никто не смог ответить на мой вопрос. Я тоже учился в школе и, будучи уже взрослым человеком, понял, что в ней давали много полезной информации, но не учили ею пользоваться.

Все мы изучали теорему синусов, сразу после окончания школы большинство о ней забыло, однако меня знание этой теоремы «кормило» до появления персональных компьютеров. Кроме того, на уроке физики, как и все, узнал о полиспасте, а после сдачи экзаменов я о нем забыл. Но жизнь заставила о нем вспомнить. Как-то пришлось вручную вытаскивать из реки утопленный вездеход. Руководил тремя ИТР рабочий, который называл систему из блоков и тросов «тройным блоком». Вездеход мы вытащили. Вернувшись на базу, посмотрел справочник и понял, что рабочий соорудил тот самый полиспаст...

Я не педагог. Вопрос образования интересует меня с точки зрения безопасности моих близких и в частности моей. Ведь ясно, что талантливая молодежь, поддержанная государством, добьется больших успехов. Но чем будут заниматься два миллиона безграмотных людей, для которых авторитетом является Саша Белый из популярного фильма «Бригада»?

По закону Ньютона

Все мы в школе изучали закон всемирного тяготения Ньютона, согласно которому между любой парой тел во Вселенной действует сила взаимного притяжения. Как и все физические законы, он облечен в форму математического уравнения. Если M и m — массы двух тел, а D — расстояние между ними, тогда сила F взаимного гравитационного притяжения между ними равна: F = GMm/D2, где G — гравитационная константа, определяемая экспериментально.

Если к этому закону подойти творчески, то можно значительно повысить интерес школьников к учебе. В законе присутствуют два тела с постоянной массой. Расстояние между телами постоянно. Если масса одного из тел будет уменьшаться, то расстояние увеличится. Если рассматривать два безымянных тела, то ничего особенного нет, если же телам дать названия, то может быть очень интересно...

Как уберечь цивилизацию

Людей давно волнует вопрос: есть ли жизнь на Марсе? К планете посылают космические аппараты, готовят дорогостоящую экспедицию. Согласно закону Ньютона можно сказать: жизнь на Марсе была. Солнце постоянно излучает в космическое пространство энергию. Соответственно его масса должна уменьшаться, а расстояние между планетами увеличиваться. То есть очень давно Марс был ближе к Солнцу и климат там был гораздо комфортнее. Там жили люди. По мере удаления Марса от Солнца энергии не стало хватать, и люди переселились на Землю. Совершить планетарное переселение могла только высокоразвитая цивилизация. Почему от нее не осталось следов?

Парадокс заключается в том, что чем выше развита цивилизация, тем больше шансов у нее бесследно погибнуть в каком-нибудь природном катаклизме.

В начале XX века основным вычислительным прибором были счеты, в случае их поломки любой пользователь мог их отремонтировать. Для ремонта современного компьютера нужны детали, изготовленные на высокотехнологичных предприятиях. В шестидесятых годах в журнале «Юный техник» описывалась технология изготовления фотоаппарата из спичечного коробка и двух кассет. Современные дети могут смеяться, но эти самоделки работали. Современный фотоаппарат «на коленке» не сделаешь. Из Большой советской энциклопедии, побывавшей в воде или в огне, можно получить какую-то информацию, из электронной же версии БСЭ, подвергшейся даже небольшому термическому воздействию, никаких сведений не выудить.

Словом, чтобы не повторять ошибок погибшей цивилизации, необходимо создать систему сохранения знаний. Каждый ребенок в зависимости от своих интеллектуальных способностей должен стать носителем информации. Знание высшей математики очень важно, но иногда, чтобы сохранить носителя этих знаний, нужно уметь развести костер с одной спички или поймать рыбу без специального снаряжения. Получение знаний должно стать не принудиловкой, а интересной игрой. «Школьные войны» должны прекратиться. («Школьные войны: учителя против учеников», «Комсомольская правда» от 21 ноября 2008 года).

Игра вместо принудиловки

Условия предлагаемой мною игры могут быть такими. После катастрофы, уничтожившей всю промышленность, остались ограниченные, безопасные для проживания выживших людей территории. Необходимо их расширить, сохранить имеющиеся знания, начать восстановление промышленности. Материалы для этого находятся в зоне, пребывание в которой ограничено по времени. Туда идут поисковики, прошедшие специальную подготовку и получившие соответствующий значок. Для подготовки поисковика его учат, как выполнять определенные физические упражнения, необходимые для преодоления ловушек и приобретения обязательных знаний, которые нужны для распознавания предметов, подлежащих доставке на базу.

На курсы поисковика может быть зачислен любой желающий, прошедший тестирование по физической и интеллектуальной подготовке. Те, кто не преодолел это испытание с первой попытки, могут пройти повторное тестирование после дополнительной подготовки.

Перед походом в зону проходят соревнования для отбора самых подготовленных поисковиков. Доставленные из зоны части оборудования передаются механикам, задача которых восстановить и привести в действие оборудование.

Мудрецы должны собрать и сохранить все имеющиеся знания. Передать их гражданам в удобной для запоминания форме, то есть в стихах, песнях, сказках. (Не секрет, что расположение цветов в спектре мало кто назовет, если не знает присказки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Перечень задач можно расширять неограниченно долго, чтобы ни один ребенок, независимо от своих физических или умственных способностей, не остался в стороне.

Игра должна проходить и за границами школы. Разумно вовлечь в сферу обучения всех ребят школьного возраста. К тому же программа позволит повысить физическую подготовку школьников.

Согласитесь: чтобы отжаться от пола 50 раз, необязательно ходить в спортивный зал, тем более если его нет в населенном пункте. Главное — цель. Кроме того, программа позволит сформировать группу лидеров, которые, повзрослев, будут управлять страной. В России появится не долларовая, а интеллектуальная элита.

Нравится

Статьи по теме

№57 (4799)
02.04.2009
Елена СУСЛОВА
Образование: услуга или капитал?
№38 (4780)
05.03.2009
Елена СУСЛОВА
Учиться, учиться... и еще два года учиться!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"