24 сентября 2022     

Спорт   

Без надежды в спорте делать нечего!

Соревнования, в которых победил наш земляк, еще молоды, в этом году они состоялись лишь во второй раз. Первопроходцем в мировых состязаниях по высшему пилотажу на легендарной спортивно-тренировочной машине Як-52 стала Россия. В прошлом году дебютный чемпионат прошел в Новосибирске, организаторами которого стали областная администрация и Международная авиационная федерация.

В этом году эстафету у россиян переняла Литва. С 25 июня по 5 июля мастера высшего пилотажа выясняли отношения на частном аэродроме близ небольшого городка Роюнай. Соревнования, организованные общественной организацией «Человек-птица» и национальным аэроклубом Литвы, собрали 23 летчиков-спортсменов из России, Бельгии, Казахстана, Украины, Финляндии, Эстонии и Литвы.

Волею жребия дебютный полет на чемпионате 2009 года достался ишимцу Александру Мякишеву. Выйдя на взлетную полосу первым, представитель Тюменской области сразу же завоевал лидерство и в итоге не уступил верхнюю ступень пьедестала почета ни в одной из программ. Несмотря на это, в нашем регионе чемпиона по высшему пилотажу встретили без масштабных поздравлений и пресс-конференций. О своем успехе журналистам «ТИ» победитель мирового первенства поведал, прибыв по долгу службы в областной совет РОСТО ДОСААФ.

— Александр Леонидович, наверное, более удачного выступления на чемпионате мира и представить невозможно. Сами-то рассчитывали на подобный исход?

— Сложный вопрос. Перед соревнованиями я мало тренировался, начал летать только в конце мая. Сами понимаете, если учесть, что чемпионат был в конце июня, месяц — очень маленький отрезок для подготовки. А до этого был большой перерыв в пилотаже, с сентября 2008 года по май 2009 года в небо я не поднимался. Вдобавок к этому хозяева соревнований всегда славились хорошим мастерством в высшем пилотаже, это одни из сильнейших летчиков в мире. Так что множество факторов было не в мою пользу.

Однако надежда на победу, конечно, была. Если нет даже надежды, тогда вообще бессмысленно ехать на соревнования. В итоге все сложилось удачнее, чем в прошлом году. В чемпионате мира 2008 года я тоже участвовал, но занял лишь 8-е место. Одну фигуру я тогда «забаранил» (улыбается).

— Как происходил отбор на чемпионат? Где завоевали путевку?

— Отборочные состязания проходили в Екатеринбурге на базе их клуба, к слову сказать, недавно перестроенного по последнему слову техники. Соревнования на Кубок губернатора Свердловской области проходили накануне саммита ШОС (Шанхайская организация сотрудничества. — А.Р.), поэтому участвовали в них не только российские спортсмены, но и летчики из Казахстана и Узбекистана. В итоге Россия заняла первое общекомандное место, я стал абсолютным чемпионом. По показанным результатам была сформирована сборная, члены которой тренировались на десятидневных сборах в Серпухове. Оттуда уже выехали на соревнования в Литву.

— Хозяева соревнований обеспечили достойный прием?

— Конечно. Полеты проходили на частном аэродроме возле города Роюнай. Сам Роюнай больше похож на миниатюрный поселок, который находится в 20 километрах от города Паневежиса. Аэродром тоже небольшой, он используется исключительно в спортивных целях. Площадка проверенная, здесь уже неоднократно проводились крупные соревнования. Да и природа вокруг аэродрома красивая: все ухожено, неподалеку течет живописная речка.

— Кроме того, что литовцы выступали дома, у них были какие-нибудь преимущества?

— Конечно, дома, как говорится, и стены помогают, но не стоит сбрасывать со счетов и мастерство литовских летчиков. Также стоит сказать, что они летали на более новых модернизированных самолетах Як-52ТД. От оригинальной машины его отличает несколько другая конструкция, более мощный двигатель, трехлопастной винт. Благодаря этому у них наряду с украинцами, также использовавшими эту модель, изначально были очень неплохие бонусы, но российская сборная их все же пододвинула, хотя и летала на обычных Як-52. А в целом конкуренция на чемпионате была серьезная, один из спортсменов даже снялся с соревнований. Понял, что уровень подготовки участников высок и он конкурировать не готов.

— Вам приходилось летать на самолетах, предоставленных организаторами соревнований? Вряд ли было возможно транспортировать в Литву тот самолет, на котором вы тренируетесь в Ишиме.

— На своей технике летали только литовцы и украинцы. Наша сборная брала самолеты в аренду за довольно большие деньги, за каждый из них пришлось отдать порядка 1800 евро. Получается, летали на чужих самолетах, что добавляло сложностей. Самолет как машина: когда садишься за руль не того автомобиля, к которому привык, чувствуешь, что и управление у него несколько другое, и ведет он себя иначе. Так и с Як-52: с виду они все одинаковые, но каждый ведет себя по-разному.

— К слову о Як-52: почему проводится чемпионат мира по высшему пилотажу исключительно в этом классе? Он обладает какими-то присущими лишь ему характеристиками?

— Як-52 — довольно сложный самолет в пилотаже и обучении. Много катастроф происходило именно во время обучения, однако лучшей «парты» для новичков на данный момент нет. С виду
Як-52 — довольно простецкий самолет, но у него очень много скоростных ограничений, штопорных характеристик, ошибок этот самолет не прощает.

Мне есть с чем сравнивать: начиная с 1984 года, когда начал заниматься, успел полетать практически на всей технике, что распространена в наших авиаклубах. В том числе Ан-2, Вильга, планеры и вертолеты. Хотя, с другой стороны, при управлении любым самолетом необходимо быть крайне осторожным.

— На пути к победе были какие-то трудности?

— Самыми сложными были так называемые темные программы. В отличие от обязательной и произвольной программ здесь судьи сами составляют комплексы фигур, которые должны выполнить спортсмены. Как правило, в данном случае выбирается наиболее сложный комплекс, чтобы было проще выявить сильнейшего. После получения программу, прописанную судьями, необходимо проработать и просчитать на земле. Нужно выстроить свое выступление так, чтобы оно было цельным, а не спонтанным. Иногда это бывает далеко не просто.

— За десять дней, что проходил чемпионат, удалось увидеть что-нибудь кроме аэродрома?

— Практически все свое время посвящал соревнованиям. Только в последний день, когда удалось освободиться пораньше, нас организованно «погрузили» в автобус и свозили на экскурсию. Посмотрели Вильнюс, побывали в старинном замке, в местных костелах, на смотровой площадке телебашни. Да и перед отъездом получилось погулять по городу, местные жители там как раз отмечали какой-то национальный праздник. В принципе, город красивый, все чинно, благородно.

— В Ишиме вы возглавляете авиационно-спортивный клуб. За время визита в Литву удалось подсмотреть у коллег, может быть, какие-то новые находки?

— Что-то принципиально новое в авиаспорте найти сложно. Однако везде, куда бы не приехал — на соревнования или просто зашел в гости к друзьям на аэродром, всегда замечаешь что-нибудь интересное, берешь на заметку и помаленечку перетягиваешь к себе. В Литве меня приятно удивило их отношение к нашему виду спорту. Там все иначе, начиная от ограждений на аэродроме и от таких простых действий, как заправка и швартовка самолета. Большинство клубов в Литве частные, соответственно и отношение к своей технике абсолютно другое.

— А как авиаспорт поживает в Ишиме?

— Авиаспорт — дело дорогое, поэтому финансовая составляющая для нас является основной проблемой. Из-за недостатка средств летаем намного реже, чем хотелось бы. Если по норме в год необходимо налетать 100 часов, то у нас получается только порядка 20. Хорошо, что помогают региональный департамент по спорту и молодежной политике и областной совет РОСТО. Они выделяют средства на тренировочные полеты, поездки на соревнования, вступительные взносы для участия в соревнованиях, которые являются довольно внушительными. Скажем, те же белорусы в этом году не смогли приехать на чемпионат мира, хотя не думаю, что они так уж плохо живут.

В ишимском авиаклубе занимается много парашютистов, к нам приезжают люди из 13 близлежащих районов. А во время зимних и летних каникул бывают ребята с севера: из Ханты-Мансийска, Сургута, Когалыма, Лангепаса. Проблем, конечно, хватает. И техника заканчивается, и штат приходится сокращать до минимума, но самое плохое в том, что подходит время к уходу старых специалистов. Пытаемся готовить им смену. Как бы ни было, потихонечку живем.

Нравится

Статьи по теме

№106 (4848)
18.06.2009
Андрей Решетов
Мотофристайл: без страха и силы притяжения
№99 (4841)
05.06.2009
Андрей Решетов
Четыре недели экстрима

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"