29 марта 2024     

Спорт   

Паркур — не спорт, а стиль жизни!

После этих слов невольно стал прикидывать, сколько раз за время общения успел «оскорбить» представителей популярного молодежного движения, потихоньку развивающегося в областном центре.

Совсем недавно слова «паркур» и «трейсер» в России, да и в мире были никому не известны. Сейчас их смысл понимают миллионы, сотни тысяч этим делом увлекаются, а для тысяч людей паркур — образ жизни. Однако если даже сегодня пройтись по улицам Тюмени и поинтересоваться значением вышеназванных слов хотя бы у представителей молодежи, вряд ли каждый второй ответит верно.

Поэтому для начала поясним: паркур — это искусство рационального преодоления препятствий, а трейсеры — люди, занимающиеся паркуром. Это те товарищи, которые с ходу могут перемахнуть высокий забор, которые способны спрыгнуть с внушительной высоты и, перекатившись через плечо, как ни в чем не бывало продолжить движение вперед. Кроме того, они могут перепрыгивать через внушительные расстояния и с обыденным выражением лица делать сальто.

Учитывая вышесказанное, к определению «рациональное» я бы еще добавил «зрелищное», потому что все эти «кульбиты», согласитесь, смотрятся на одном дыхании. Сами же трейсеры склонны называть свое увлечение философией, стилем жизни, отличным средством для саморазвития и постижения собственных возможностей.

Именно эти основы, создавая паркур, ставил во главу угла основатель теперь уже мирового движения Давид Белль. Как подсказывает Википедия, в 15 лет он бросил школу и решил полностью посвятить себя спорту, но не любому, а тому, который полезен для жизни. Он рос в спортивной семье и к этому возрасту уже успел попробовать себя во многих дисциплинах — легкой атлетике, гимнастике, скалолазании и боевых искусствах.

Сам же паркур возник благодаря фантазии Белля. Бродя по городу, он постоянно думал о том, где мог бы проявить свои физические способности, чтобы избежать трудных ситуаций, как быстрее добраться до определенного места, как перемещаться по улицам, чтобы не попасть в ловушку. Он стремился освободиться от препятствий и получить возможность проходить там, где хочет.

Вряд ли тогда подросток из парижского пригорода думал, что его забава окажется столь заразительной. Сейчас продолжателей его дела можно найти практически в каждой стране. В нашем городе, по словам президента тюменской федерации паркура Андрея Кузьминова, сейчас живет несколько десятков трейсеров.

— Тех, кто регулярно занимается паркуром, не так уж много, — подтверждает трейсер Дмитрий Плосков (19 лет). — Хотя летом достаточно зайти практически в любой двор, чтобы увидеть людей, пытающихся учиться этому делу. Что-то выполнять пробуют даже совсем маленькие ребята. Есть люди, которых хватает лишь на пару тренировок. Все эти люди в паркуре надолго не задерживаются. Но даже многие из тех, кто относится к паркуру серьезно, зимой прекращают тренироваться. В холодную погоду заниматься любят не все, в это время приходится ограничиваться лишь общефизической подготовкой.

Сам Андрей Кузьминов увлекается паркуром уже 3 года, идея создать официальную организацию, объединяющую трейсеров города, появилась значительно позже — весной 2008 года. Как говорит 20-летний президент, перед этим событием подробно изучали опыт коллег из других регионов, а уже потом пошли на прием к директору областного департамента по спорту и молодежной политике Дмитрию Грамотину. Он инициативу тюменцев поддержал, выделил средства для поездки на соревнования, проходящие в других городах. После этого была организована федерация.

Само же увлечение паркуром к Андрею пришло довольно стандартным путем. Похожую историю наверняка может рассказать практически каждый трейсер.

— О паркуре узнал из Интернета, — рассказывает Андрей Кузьминов. — Первое время бродил по Глобальной сети, буквально тоннами скачивал ролики, посвященные этому делу. Был даже какой-то фанатизм. Кроме того, свою роль сыграли фильмы «Ямакаси» и «Тринадцатый район». Первое время не верилось, что те трюки, которые показаны в фильмах, действительно возможно выполнить. Думал, что это спецэффекты. Начал прыгать сам, выполнять некоторые элементы, постепенно стало получаться. Теперь понимаю, что все это правда. Как сказал Давид Белль, нет границ, есть лишь препятствия.

Если основателям тюменской федерации паркура приходилось самим понимать, как выполняются различные элементы, учиться на собственных ошибках, то нынешним трейсерам-новичкам гораздо проще. «Сейчас есть различные руководства, в которых подробно описано, как выполняется каждый элемент», — заверяет 16-летний трейсер Дмитрий Обухов. Если с методической базой за последние годы дело стало лучше, то мнение людей, далеких от паркура, осталось практически прежним.

— Часто приходится слышать: «А вот вы там по крышам сигаете, по стройкам бегаете, да вы из-за этого все переломаетесь!» — рассказывает Андрей Кузьминов. — Паркур — не такое уж опасное занятие, каким его хотят выставить. Риск получения травмы, конечно, есть, но если подходить к делу грамотно, аккуратно, не прыгать выше своего уровня, то все будет хорошо.

— Главное, чтобы голова была на плечах, — подхватывает Дмитрий Плосков. — Нужно реально оценивать собственные возможности. Травмируются, как правило, новички, потому что начинают выполнять те элементы, которые им делать еще рано. Губят их элементарные понты.

— Согласен. Лично у меня за три года занятий были только синяки и растяжения, да и то редко. Что касается переломов, то их вполне можно заработать просто поскользнувшись на улице, — считает Андрей Кузьминов.

Есть и еще один момент недопонимания, на котором представители тюменской федерации паркура заостряют внимание. По мнению обывателей, любой уважающий себя трейсер должен исполнять сальто, кульбиты и прочие зрелищные трюки.

— У каждого трейсера свой личный стиль перемещения, — считает Дмитрий Обухов. — Если брать различные сальто и подобные им элементы, то это уже не паркур. Это акробатика. Многие считают, что если ты не можешь делать сальто, значит, ты не трейсер или, в лучшем случае, начинающий.

— Это абсолютно неправильно. Это позиция дилетанта, — поддерживает коллегу Дмитрий Плосков. — Более образованные в паркуре понимают, что умение выполнять сальто — не главное. Профессионализм трейсера можно определить по тому, как он двигается. Человек опытный исполняет привычные для него элементы с легкостью, без натяга.

Паркур не является видом спорта, и это трейсеров даже радует. По мнению Дмитрия Плоскова, получение подобного статуса убьет паркур как таковой. После его официального признания как вида спорта появятся всевозможные стандарты, регламенты, а паркур — в первую очередь творчество, способ самовыражения для человека. Несмотря на это, физическая подготовка трейсера должна быть не хуже, чем у легкоатлета, гимнаста или какого-либо другого профессионального спортсмена.

Если человек раньше ходил в какую-либо секцию, то встать на путь Давида Белля ему будет легче. Хотя, как говорит Андрей Кузьминов, некоторые люди приходят и начинают развиваться с нуля. Например, он сам до знакомства с паркуром никаким видом спорта активно не занимался. В свою очередь, Дмитрий Обухов 8 лет был хоккеистом, а Дмитрий Плосков полтора года занимался ушу. По мнению Плоскова, постигая азы этого боевого искусства, он получал одностороннее развитие, а паркур дал ему намного больше.

Опять же, если сравнивать паркур с различными видами спорта, то он более демократичен. Для занятий, по заверениям тюменцев, нужны лишь крепкие кроссовки, удобная одежда и... огромное желание. Тренировочной базой для трейсера является весь город со всем его урбанистическим пейзажем: заборами, лестницами, крылечками, перилами, пандусами... Вдобавок к этому нужно лишь ходить в тренажерный зал, чтобы поддерживать физическую форму.

Паркур учит преодолевать любые препятствия, тюменские трейсеры стараются следовать этому правилу, однако одну «высоту» им взять так, наверное, и не удастся. Просто зависит она не от них. «В Тюмени довольно своеобразная архитектура, здесь даже и попрыгать толком негде», — объясняет Дмитрий Плосков.

 

 

 

 

 

Нравится

Комментарии к статье

pasha: 28.08.2009 01:25
Я СЧИТАЮ,ЧТО ПАРКУР ЭТО-ОЧЕНЬ КРУТО.
/{:|:}@T@|>;: 04.10.2009 16:23
Ну, насчет неумения трейсером выполнять заднее сальто мало что сказать могу.
На мой взгляд, он должен уметь выполнять различные акробатические трюки. Сужу по себе - сам трейсер.

Статьи по теме

№112 (4854)
26.06.2009
Андрей Решетов
Граффити — не вандализм, а популярное искусство
№131 (4634)
29.07.2008
Полина СМЕРТИНА
Нет границ, а есть лишь препятствия

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"