19 апреля 2024     

Общество   

Учитель, всё в твоих руках!

Один из питомцев, самый любимый, однажды задумался: «Есть ли вопрос, на который бы Учитель не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и посадил ее между ладоней. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбка застыла на его губах, когда он подошел к Учителю и спросил: «Скажи, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Учитель не смотрел на руки ученика — он улыбнулся ему одними глазами и ответил: «Все в твоих руках...»

Эту притчу впервые услышала от академика РАО, педагога-новатора, страстного подвижника гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, когда он лет десять назад давал, пожалуй, свой самый первый открытый урок в Тюмени. Впрочем, многие из нас на собственном опыте убедились: жизнь удается, если судьба дарит встречу с Учителем. Тем, кто не просто стремится забить голову ребенка знаниями, но — наполнить мудростью и добротой его сердце.

Убеждена: как бы мы ни модернизировали систему образования, как бы ни совершенствовали информационно-коммуникативные технологии, методики обучения и воспитания, учитель был и остается ключевой фигурой в школе. Нашим центровым. Он каждый день приходит в класс, становится у доски... И тот диалог, который педагог ведет там, за закрытой дверью, с глазу на глаз со своими учениками, определяет успех проводимых в образовании реформ. По большому счету — будущее России.

Эти непреложные истины давно познало общество и сумело-таки донести до власти. И президент страны, поддержав инициативу Всероссийского педагогического собрания, объявил 2010-й в России Годом учителя. Именно под его знаком пройдет наступающий новый учебный год. Поэтому закономерно, что августовские педагогические конференции, которые традиционно организуются накануне 1 сентября, нынче были посвящены совершенствованию потенциала педагогических кадров. Это касается и России в целом, и нашего региона в частности. Не могу припомнить, чтобы большой педсовет Тюменской области еще когда-либо вот так, напрямую, ставил в центр своего пристального внимания именно учительский вопрос.

Не случайно на нынешней конференции был дан старт проекту, который впервые запускается в нашей области. Он посвящен педагогическим династиям. О двух из них, самых многочисленных в Тюменском регионе, — Мамиковых из Вагайского района и Поповых-Созоновых из Тобольска — рассказали авторы видеофильма, специально подготовленного к большому педсовету.

Также впервые региональный форум педагогов состоялся благодаря новым информационным технологиям. Видеосвязь объединила шесть площадок: областную в Тюмени и пять зональных — в Тобольске, Ялуторовске, Голышманово, Сладковском и Тюменском районах. Всего в видеоконференции участвовала почти тысяча человек — заместители глав муниципальных районов по социальным вопросам, руководители органов управления образованием, методиче-ских кабинетов, педагогических вузов и ссузов. Кроме того, в Тюмень съехались гости из других регионов: доктор педагогических наук, профессор Российского педагогического университета им. Герцена Надежда Суртаева, директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес, заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий Ивановского института повышения квалификации работников образования, доктор медицинских наук Наталья Нежкина.

В режиме он-лайн представители всех муниципальных образований области делились мнениями о том, как воплощать в жизнь национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». С ней в ноябре прошлого года к Федеральному Собранию РФ обратился Дмитрий Медведев.

Глава государства признал, что если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего. С передовых позиций мы откатились». А подобная слабость — это угроза конкурентоспособности страны в целом.

Не просто определяющим и самым длительным этапом жизни каждого человека, основой не только индивидуального успеха, но и долгосрочного, причем опережающего развития России, с точки зрения президента, является школьное образование. Поэтому в ближайшей перспективе все силы государства будут брошены на формирование «нашей новой школы», отвечающей вызовам времени. Сейчас идет работа над федеральной программой развития образования, которая станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование».

Развитие современной российской школы предполагает решение пяти основных задач. Во-первых, требуется создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Во-вторых, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования предполагается выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В-третьих, должен измениться облик учебных заведений.

Наша школа, как подчеркивал в своем первом обращении к российскому парламенту президент Медведев, не может, не имеет права быть ветхой в прямом и переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов. В школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически. В-четвертых, в новую программу развития общеобразовательных учреждений должно войти решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. И, конечно же, в перечне направлений «главного удара» значится сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей.

— Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей.

Обо всем этом и шла речь на нынешнем областном учитель-ском совете. Тему заострила директор департамента образования и науки Тюменской области Ирина Лысакова, посвятив свой доклад развитию профессиональной компетенции педагогов.

Ирина Николаевна, например, констатировала: некоторые учителя области имеют завышенную самооценку, хотя результаты обучения их учеников довольно низки. И это, с точки зрения руководителя областного образовательного ведомства, во многом объясняет проблемы, выявляемые итоговой аттестацией выпускников школ. В частности, ограниченный выбор учащимися предметов, по которым сдают ЕГЭ, невысокий процент выполнения части «С» экзаменационных тестов.

Ирина Лысакова сравнила две территории: Ишим и Тобольск. В обеих работают два педагогических вуза, однако ситуации в двух муниципальных образованиях по многим позициям принципиально разнятся. Взять хотя бы увеличение числа правонарушений. В Ишиме его нет, а в Тобольске, подчеркнула Ирина Николаевна, наблюдается устойчивая тенденция к росту преступности, здесь же отмечен низкий уровень толерантного поведения школьников. По поводу этих и других нелицеприятных фактов в кулуарах конференции ее участники выразили по меньшей мере недоумение. Впрочем, и у нас возникают вопросы, насколько корректны высказанные сравнения. Однако выводы, прозвучавшие в выступлении, могут (и должны!) стать предметом вдумчивого и беспристрастного анализа.

Обратим внимание еще на один момент, который тоже отозвался болезненным эхом. Речь — о замечании Ирины Лысаковой, что сокращается количество научных обществ учащихся, из школ уходит дух олимпиадного движения... Ольга Ройтблат, ректор ТОГИРРО, который непосредственно занимается проведением в области предметных олимпиад, парировала: в минувшем учебном году в интеллектуальных турнирах школьников только на муниципальном уровне участвовало более 7 тысяч ребят. Беспрецедентное количество!

Однако объективности ради заметим, что работа с талантливыми, одаренными детьми пока, к сожалению, не вошла у нас в систему. Подготовка к олимпиадам, как и в мою школьную бытность, нередко оборачивается натаскиванием лучших учеников класса на выполнение заданий повышенной сложности за неделю-две перед турниром. Отчего так? Как-то в беседе один учитель откровенно сказал, что заниматься с олимпиадниками ему невыгодно. Большого резона нет. Почему-то не срабатывает новая система оплаты учительского труда, которая, по идее, должна стимулировать учителя на поиск нелегких путей.

Конечно, как сказала во время торжественного открытия конференции заместитель губернатора области Наталья Шевчик, мы идем не без издержек и ошибок... Но минусы не умаляют наших плюсов. Мы были и остаемся инновационной образовательной площадкой для всей России. У нас есть понимание, чего в итоге хотим достичь. Огромное число людей работает в системе образования для того, чтобы полученный результат был закреплен.

Всю эту армию педагогов от лица Тюменской областной Думы приветствовал председатель комитета по социальной политике Владимир Столяров. Он поздравил учителей с началом нового учебного года, новой встречей с коллегами и питомцами, которые придут в храм науки не только за книжными знаниями, но и за теми, что составляют основу жизни. Депутат поблагодарил учителей за их труд, за душевные усилия, которые они прилагают, чтобы из недоросля сделать человека с большой буквы...

Все в твоих руках, учитель!

14 тысяч первоклассников области сели сегодня за парты.

139 тысяч школьников приступили сегодня к занятиям. Их встретили 9800 педагогов.

Их встретилипедагогов.
Нравится

Статьи по теме

№124 (4866)
14.07.2009
Галина Задорина
Простой учитель из Вагая
№89 (4831)
22.05.2009
Людмила Мальцева
Югорские педагоги готовы к нововведениям

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"