29 марта 2024     

Общество   

Физика не так страшна, как кажется

— Виталий Федорович, открывающаяся 9 ноября физико-математическая школа пока особого интереса у школьников не вызывает. А ведь были времена, когда отбоя от старше-классников на вашей кафедре не было?
— Физика, к сожалению, стала притчей во языцех в этом году. Дело в том, что минобразования очень поздно включило этот предмет в перечень обязательных вступительных испытаний для поступающих на технические и инженерные специальности. И у школьников, не испытывающих пиетета к этой занимательной дисциплине, естественно, возникла настороженность. Ведь в школе в последние годы она преподается по остаточному принципу, за 2 часа в неделю ребята не успевают освоить ее должным образом. Если с начала изучения курса вникнуть в принципы действия физических законов, понять взаимосвязь явлений и процессов, уверяю вас, сложностей не будет. Но когда одна неусвоенная тема наслаивается на другую, ребенок и самой простой задачки к девятому классу решить не сможет. И к выпускным экзаменам твердо для себя решит, что физика для него недоступна, значит, и дополнительные усилия для восполнения знаний предпринимать не стоит. Но так было не всегда. Еще пять лет назад школьникам было интересно изучать сей предмет не ради оценок. В школах тогда и преподавание было в полном объеме, и оснащенность кабинетов радовала. К нам в физико-математическую школу учащиеся школ шли с горящими глазами. Им интересно было и в теорию вникать, и экспериментировать в вузовских лабораториях. Вступительные испытания по этому предмету тогда никакой дрожи у абитуриентов не вызывали. Как, впрочем, и последующие занятия на первом-втором курсе.
— Страх ребят перед неизученным вовремя материалом понятен. А как быстро сумевшие этот страх перебороть студенты адаптируются к вузов-ским нагрузкам?
— Плохо адаптируются, скажу я вам. Вот смотрите: журналы посещения наших занятий первокурсниками. Сплошные пропуски! Все еще, видимо, их тот страх перед неизученным материалом не отпускает. Мы, конечно, стараемся как можно быстрее донести до ребят простые истины, но зачастую это удается сделать только во втором семестре. Понятно, что и отчисления бывают именно по этой причине, и с «хвостами» студенты мучаются не один месяц. Поэтому, встречаясь со школьниками или их родителями, не устаю повторять, что, поступая в вуз на инженерные или технические специальности, надо разобраться с основополагающими дисциплинами. Без хороших знаний по физике еще ни одному инженеру не удалось получить диплом о высшем образовании. Учебные планы по этим специальностям ведь не мы придумываем, исключить тот или иной раздел просто не имеем права, да и смысла в этом никакого нет. Ну а про то, что любая точная наука всегда была гимнастикой для ума, я думаю, все знают.
— Все бы хорошо, но тот факт, что большинство абитуриентов 2010 года уже приступили к занятиям на подготовительных курсах в других вузах или с репетитором, вас не смущает?
— Это вы верно подметили, поздновато в этом году мы открываем физико-математическую школу. Но для решения организационных проблем нам потребовалось время, ведь прошло почти пять лет с тех пор, как у нас в вузе физматшкола была закрыта. Тем не менее, хочется верить, что потенциальные абитуриенты и нефтегазового университета в целом, и конкретно нашей специальности еще успеют сориентироваться. Ведь если выбор будущей профессии ими уже сделан, надо шаг за шагом идти к воплощению своей мечты. Радует нас и тот факт, что стоимость обучения в физмат-школе ТюмГНГУ — не запредельная. Изучение одного предмета обойдется в 4 тысячи рублей за весь цикл семимесячных занятий. Сразу скажу, что физикой мы не ограничиваемся, готовы помочь будущим школьникам восполнить знания и по математике. Стоимость «математических» занятий та же.
— Восполнив пробелы в знаниях по физике, математике, ребята наверняка не только легко справятся с тестами ЕГЭ, но и на большее замахнутся?
— Вполне реально. Мы имеем большой опыт занятий со школьниками, и на теории никогда не зацикливались. В свое время у нас было сначала 500 задач для поступающих в вузы, потом и вовсе тысяча. И, прорешав хотя бы половину из них, ребята, как правило, увлекаются физикой настолько, что с удовольствием и в предметных олимпиадах участвуют, и другие конкурсные задания им поддаются без особого труда. Занимательный физический практикум, который мы в свое время придумали на кафедре, заставляет ребят думать, логически мыслить, связывать физические явления и процессы с окружающим миром. Интерес становится двигателем их прогресса, личных рекордов и успехов, если хотите.
— Виталий Федорович, вы наверняка что-то недоговариваете. Задачи решать любой способный репетитор научит, теорию при желании и по учебникам можно освоить. Но секрет популярности физматшколы, работавшей в ТюмГНГУ больше 10 лет подряд, наверняка не в этом?
— Ценность репетиторов отрицать не берусь — многим школьникам действительно нужна индивидуальная подготовка, которую, кстати, мы тоже можем предоставить. Популярность же нашей школы складывалась из многих параметров. Индивидуальный подход к учащимся мы тоже практиковали — уровень их подготовки ведь очень разный, разные у ребят и стремления. Но при всем нашем желании дать как можно знаний за короткий промежуток времени мы никогда не забывали и о природной любознательности школьников. Им интересно было и в наши лаборатории попасть, и ряд экспериментов, позволяющих усвоить теорию, провести.
Без ложной скромности отмечу также, что на кафедре физики всегда была сильная научная школа, квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Мы сотрудничали с предприятиями оборонной промышленности, пока не коснулась их конверсия, сейчас активно изучаем магнитоупругую память ферромагнитных материалов, разрабатываем датчики силы, давления и ускорения. Все эти исследования можно увидеть своими глазами на чертежах, схемах, макетах и в компьютерных программах. И это ребятам всегда интересно: заглянуть в будущее удается не каждому. Но, повторюсь, сначала надо разбудить интерес к физике, показать на доступных примерах, насколько проста и доступна эта отрасль знаний. А если уж удалось завладеть умами юношей и девушек, они будут тянуться к знаниям.

Первое занятие
в физико-математической школе состоится 9 ноября.
Подробная информация —
по телефону 25-69-65 или на кафедре высшей математики ТюмГНГУ в 209-м кабинете главного корпуса
(ул. Володарского, 38).

Нравится

Статьи по теме

№161 (4903)
16.09.2009
Иван Полумисков
Нефтегаз собирает друзей... и дипломированных красавиц

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"