25 апреля 2024     

Политика   

Вячеслав Тимченко: "В Советском Союзе местного самоуправления не было"

Мы попросили депутата Государственной Думы, члена генерального совета партии “Единая Россия” Вячеслава Тимченко рассказать о проблемах местного самоуправления, а также подвести итоги парламентского года.
— Вячеслав Степанович, на новый состав Госдумы возлагались оптимистические надежды. Удалось ли парламентариям их оправдать?
— По-моему, удалось. Стало меньше популистских шагов, меньше демагогии и пустых обещаний. Принимаются законы, которые реально подкреплены финансовыми ресурсами и отвечают потребностям страны.
— 2008 год принес в политическую жизнь России много перемен: новый состав парламента, новый Президент, новые законы, в том числе и поправки в Конституцию... Каков, на ваш взгляд, главный итог уходящего года?
— Прежде всего я бы отметил: несмотря на все перипетии, мы сегодня реально работаем в рамках стратегического планирования на 12-15 лет. “Стратегия 2020", сначала озвученная Владимиром Владимировичем Путиным, а затем получившая развитие в Послании Президента, в выступлениях на X съезде партии ”Единая Россия", свидетельствует: мы на правильном пути, Россия стабильно развивается.
В первом полугодии это развитие было более динамичным, в конце года темпы несколько снизились. Но это не означает, что мы в чем-то ошиблись. Кризис, который охватил практически все страны мира, пока, к счастью, не внес дисбаланса, не посеял панику среди россиян. И это косвенное свидетельство того, что выбранный нами путь — правильный.
Другое дело, текущие планы могут корректироваться как в сторону ускорения развития, так и в сторону замедления.
Мы должны последовательно и настойчиво продолжать двигаться вперед. И “Стратегия 2020" — один из главных документов для страны — позволит не сбиться с курса.
— Что в сложных экономических условиях, на ваш взгляд, может способствовать улучшению ситуации в регионах, в обществе?
— Главное — не шарахаться из стороны в сторону и не паниковать. Каждый человек должен понимать: от него, от его самоотверженности и отношения к своему конкретному делу зависит успех страны, благополучие каждого ее жителя.
Путей стабилизации ситуации много. Единого шаблона для всех отраслей, для всех краев и областей, для всех муниципальных образований нет, да и не может быть. Ведь регионы имеют свою специфику и отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития.
— Для обратной связи с регионами вы используете разные способы, в том числе и такой, как общественная приемная. С какими проблемами к вам обращаются граждане?
— Эффективность работы приемной Путина не вызывает сомнения. Это часть парламентского центра, который состоит из приемной лидера партии “Единая Россия”, приемной депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, приемной областных и городских депутатов. Такой центр позволяет оперативно решать все вопросы. Если, например, человек пришел с проблемой городского или областного уровня, его тут же отправляют к городскому или областному депутату. Если проблема регионального или федерального уровня, требующая решения на уровне правительства Тюменской области, то здесь неоценима роль губернатора, который всегда откликается на обращения граждан.
Весь поток обращений можно разделить на три части: просьбы о помощи, обращения с какими-то конкретными проблемами, пожеланиями; вопросы, касающиеся законотворческой деятельности; обращения граждан, которым нужно просто поговорить, с кем-то пообщаться, высказать свою точку зрения, посоветоваться, услышать слова поддержки. Встретив понимание и участие, они уходят из приемной удовлетворенные и уверенные: в регионе и в Тюмени есть сильная власть, которая строит реальные планы и делает все для жителей области.
— В Госдуме вы руководите Комитетом по местному самоуправлению. Насколько сегодня совершенна схема построения властных структур на местах?
— Знаете, в мире ничего не бывает совершенного, иначе человечество давно изжило бы себя, поскольку всё “совершенное” означает остановку развития.
Местное самоуправление в Российской Федерации — молодая формация. Если помните, оно зарождалось в царской России, потом претерпело изменения в связи с историческими событиями. В Советском Союзе предпринимались попытки создать некие структуры или схемы управления населением. Но о местном самоуправлении как таковом не было и речи. Наоборот, мы знаем примеры, когда возрождающееся самоуправление, в частности казачество, преследовалось советской властью.
И только с началом нового периода развития страны о местном самоуправлении заговорили как о необходимой форме участия населения в управлении государством. Принятый в 1994 году Закон “О местном самоуправлении” был первой попыткой сформулировать основные принципы построения новой схемы. Он имел много изъянов и недоработок, да и все российское законодательство, на котором он базировался, не позволяло более свободно и перспективно подойти к вопросам местного самоуправления. В 2003 году, как известно, был принят новый закон, в полном объеме вступающий в силу с 1 января 2009 года. Многие субъекты Федерации отказались воспользоваться переходным периодом и уже с 2006 года перешли на работу в новых условиях.
В принципе, с 1 января 2009 года существенных изменений в деятельности муниципальных образований не произойдет. Но за пять лет реализации Федерального закона № 131 в нем был выявлен ряд несовершенств и коллизий. Поэтому наш комитет и коллеги из других комитетов Госдумы предложили внести поправки в закон. Это позволит, в частности, перенести на более поздний срок вступление в силу отдельных его статей, например, касающихся описания границ муниципальных образований. Поскольку эта процедура требует серьезных финансовых затрат и длительна по времени, мы предлагаем продлить ее до 1 января 2011 года.
Кроме того, по 131-у закону до 1 января 2009 года всё муниципальное имущество должно было быть разграничено и отчуждено. То есть должно быть принято решение, какое имущество сохраняется за органами местного самоуправления, а какое необходимо выставить на аукцион. Но выяснилось: это достаточно сложный и затратный процесс. Да и полномочия местного самоуправления, для исполнения которых требуется имущество, меняются. Поэтому мы предлагаем на три года отложить введение этих статей закона.
На становление муниципального самоуправления в западных странах потребовалось от 40 до 60 лет. В России формирование законодательства о местном самоуправлении началось в середине девяностых годов прошлого века. Чтобы местное самоуправление заработало в полном объеме, нам потребуется лет 20-25. Конечно, при определенных условиях срок может быть сокращен, но для этого на муниципальном, региональном и федеральном уровне предстоит очень многое сделать.
Предлагаемый нашим комитетом законопроект принят в первом чтении, часть поправок подготовлена ко второму. Причем, если сначала речь шла всего о 16 статьях, подлежащих корректировке, то ко второму чтению еще примерно в 25-30 статей планируется внести поправки, то есть закон будет расширен и дополнен. Это позволит учесть все пожелания муниципального сообщества Российской Федерации.
Мы намерены рассмотреть законопроект на пленарном заседании Госдумы во втором- третьем чтении, потом его рассмотрит Совет Федерации, и, надеюсь, до конца 2008 года подпишет Президент.
— Тюмень выбрана местом проведения заседаний двух комитетов Госдумы — по вопросам местного самоуправления и по бюджету и налогам. Значит ли это, что опыт нашего региона уникален и полезен для других?
— Безусловно, у Тюмени есть много полезных наработок. Тюменская область является полигоном для многих федеральных проектов, а ее губернатор — Владимир Владимирович Якушев, член президиума генерального совета партии “Единая Россия”, возглавляет несколько рабочих групп, созданных Президентом для разработки целевых программ.
На заседании круглого стола, в котором примут участие представители субъектов Федерации из трех федеральных округов — Уральского, Приволжского и Сибирского — мы хотим дать старт новому витку обсуждения проблем местного самоуправления и, в частности, проблемы финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований.
Мы договорились с правительством и Министерством финансов: после принятия изменений в 131-й закон и ряд законов, связанных с ним, но не касающихся вопросов бюджета и налогов, Государственная Дума приступит к разработке нового законопроекта, который будет учитывать финансовые и налоговые составляющие деятельности муниципальных образований. Проведение круглого стола с участием двух комитетов — это начало нового этапа совершенствования законодательства о местном самоуправлении.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"