14 апреля 2021     

Политика   

Чему научат в автошколе?

Ассоциации автомобильных школ Тюменской области, созданной в начале декабря при поддержке “Единой России”, надо будет приложить немало усилий, чтобы завоевать доверие в профессиональной среде и повысить качество подготовки водителей. Это показало рабочее совещание, которое провел на минувшей неделе заместитель председателя областного парламента, региональный координатор партийного проекта “Дороги “Единой России" Геннадий Корепанов.
На совещании присутствовали директора автошкол, транспортных предприятий, представители Госавтоинспекции. Всех пригласили для того, чтобы проинформировать о планах работы ассоциации. По словам председателя новой организации, помощника депутата Госдумы Андрея Андреева, на повестке стоят две задачи. Первая и самая главная — улучшить качество подготовки водителей. Для этого автошколам предполагается оказывать методическую и консультационную помощь. Вторая задача — защищать интересы своих членов и координировать их работу. Уже в ближайшее время ассоциация намерена обратиться к правительству области за помощью в создании автодрома и привлечь автошколы к пропаганде безопасности дорожного движения. Им предложат проводить специальные курсы для школьных преподавателей ОБЖ.
Тем не менее предложение вступить в ассоциацию не вызвало единодушной поддержки: многие директора автошкол попросту отмалчивались. Отчасти это объясняется размером вступительных взносов, названным некоторыми из присутствующих “неподъемным” (первоначальный — 30 тысяч рублей, ежемесячный — 15 тысяч). Андрей Андреев пообещал уменьшить взносы, если количество членов организации увеличится.
Но главная причина, по которой идея с ассоциацией пока не получила единодушного одобрения, заключается в том, что представители органов власти, транспортных организаций и автошкол по-разному оценивают ситуацию с обучением водительских кадров.
Власти считают: уровень практических и теоретических знаний выпускников автошкол недопустимо низок, а их “вклад” в дорожно-транспортные происшествия — высок. Исходя из этого в последнее время усилился контроль за профильными образовательными учреждениями. Возросло, в частности, количество внеплановых проверок. Учебную программу расширили, и со следующего года количество часов вождения увеличивается с 32 до 50. Кроме того, Госавтоинспекция повысила требования к сдаче государственных экзаменов на право вождения.
Жесткой линии придерживался и исполняющий обязанности заместителя начальника областного управления ГИБДД Алексей Павлов. По его мнению, проблема подготовки водителей весьма остра, достаточно взглянуть на статистику. Так, в Тюмени каждый третий участник ДТП со смертельным исходом погибает по вине водителей, имеющих стаж до трех лет. За одиннадцать месяцев этого года на юге области водителями с незначительным стажем совершено более 450 дорожно-транспортных происшествий, то есть около 30 процентов от их общего количества.
Алексей Павлов указал на слабую материальную базу автошкол (к примеру, на 42 учебных заведения в областном центре приходится лишь четыре автодрома и 12 площадок), а также грубые нарушения в учебном процессе. Преподаватели зачастую не имеют специального образования, руководство не придерживается графиков вождения.
С ним согласился генеральный директор учебно-производственного комбината “Автомобилист” Алексей Шукшин. Сегодня на юге области, заметил он, насчитывается уже около 80 автошкол. Они растут как грибы и создают “нездоровую конкуренцию” — до минимума снижают требования к обучающимся. “Высок удельный вес школ, которые просто выдают права, разумеется, за деньги”, — заявил руководитель одного из транспортных предприятий.
Заметим: более 90 процентов выпускников автошкол обучаются на право вождения транспортом категории В. Это легковушки, мини-грузовики и микроавтобусы с небольшим количеством посадочных мест. Учебная программа рассчитана на два-три месяца и обходится желающим сесть за руль в среднем в 20 тысяч рублей. Водителей автобусов и грузовиков (категории С, Д, Е) готовят гораздо реже, что уже стало проблемой.
Директора автошкол все-таки взяли слово. В отличие от транспортных организаций они не могут полагаться на помощь бюджета и поэтому очень чутко реагируют на любые изменения внешних условий. Директор учебного центра “Автокурс” Владимир Прытков, которому из-за предписаний пришлось на время приостанавливать деятельность заведения, объяснил: ужесточение требований может привести к отрицательному результату. Надзорные органы и так вправе вмешаться в любой учебный процесс. При этом поводом для вынесения санкций могут стать обстоятельства, не имеющие никакого отношения к качеству подготовки водителей. Например, несоблюдение санитарных требований или нарушение сроков подачи документов. Результат: директорам автошкол приходится заниматься бумажной работой, а сама подготовка водителей отходит на второй план.
“Мы не знаем, какие документы от нас потребуют. Они месяцами находятся на проверке, а потом выясняется, что мы все-таки сделали что-то неправильно”, — высказал претензии в адрес областного департамента образования и науки, отвечающего за выдачу лицензий и соблюдение образовательных норм, Владимир Прытков. Коллеги с ним согласились.
Генеральный директор автошколы “Флагман” Елена Иващенко выразила опасения по поводу того, что нежелающих вступать в ассоциацию попытаются “выжить с рынка”, и призвала соблюдать антимонопольный закон.
Дальнейшее обсуждение дало возможность взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны. По словам представителя одной из пригородных автошкол, производственная статистика показывает: только 10 процентов обучающихся имеют автомобиль, на который садятся сразу после получения прав. Еще 15 процентов делят транспортное средство с родственниками, то есть выезжают периодически. Остальные же выпускники автошкол приобретают средство передвижения лишь спустя несколько месяцев после получения прав. Навыки вождения и теоретические знания за такой срок основательно “выветриваются”, хотя стаж бежит (отсчитывается с момента получения водительского удостоверения).
Прозвучала идея законодательно увязать получение прав и покупку автомобиля. Руководитель аппарата комитета областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Сунцов, выступивший в роли эксперта, дал заключение: в принципе, подобный правовой механизм возможен, но его введение ударит по самим автошколам. Как, впрочем, и по гражданам, планирующим научиться вождению. Не у всех же до получения прав имеется автомобиль.
Комментируя итоги заседания, Владимир Прытков предложил вернуться к прежде существовавшей практике штрафных баллов. Это эффективный механизм воздействия на опытных водителей, на которых приходится все же большая часть ДТП. Известно, люди со стажем нередко чувствуют себя асами и поэтому склонны совершать на дороге рискованные маневры.
“С моей точки зрения, сегодняшняя программа приема экзаменов не соответствует реальным условиям на дороге, — добавил Владимир Прытков. — На этапе вождения по городу есть, скажем, маневр-разворот. Но нигде не оговаривается, на каких дорогах этот маневр выполняется, хотя любой опытный водитель знает: при интенсивном движении на него лучше не идти".
Елена Иващенко считает, что автошколы готовят выпускников на вполне приемлемом уровне. Низкую долю успешной сдачи экзаменов (в областном центре она не превышает 45 процентов) директор автошколы объясняет волнением новичков и возросшими требованиями со стороны ГИБДД. По ее мнению, лучше обратить внимание на водителей, которые получают права без обучения, окольным путем. По прогнозам Елены Иващенко, в ассоциацию могут вступить до 30 процентов автошкол юга области. Многие будут стараться выжить самостоятельно, несмотря на непростые экономические условия.
На заседании вполне справедливо отмечено: помимо подготовки водителей есть и другие факторы, не меньше, а то и больше влияющие на уровень аварийности. Это, например, транспортная инфраструктура и содержание дорог. Барьерные ограждения между разнонаправленными потоками движения заметно снижают риск лобовых столкновений, а своевременная подсыпка обледеневшего полотна — вероятность оказаться в кювете. Но это не значит, что деятельность автошкол должна оставаться в тени. От них во многом зависит, как поведут себя на дороге начинающие автолюбители.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"