25 апреля 2024     

Экономика   

Жажда полёта

В ожидании перемен

Соответствующие предложения об инвестиционном сотрудничестве нефтяная компания уже представила правительству округа. Точка соприкосновения интересов — аэропорт Нижневартовск. Ежегодно он обслуживает порядка 500 тысяч пассажиров. Кроме того, предприятие располагает собственным вертолетным парком, выполняя все виды авиационных работ.

В марте премьер Владимир Путин своим распоряжением передал в собственность Ханты-Мансийского автономного округа пакет акций «Нижневартовск-авиа», принадлежащих государству. Взамен власти региона должны привлечь до 2014 года не менее 1,34 млрд. рублей инвестиций на реконструкцию аэровокзального комплекса и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропорта. Переоформление прав собственности закончили около месяца назад. Нефтяники сразу же предложили свой план взаимодействия.

Суть предложений

До 2014 года ТНК-ВР планирует провести модернизацию Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения, увеличив выпуск авиационного топлива. Дополнительно нефтяники готовы рассмотреть возможность прокладки трубопровода протяженностью 6,5 километра от нефтеперерабатывающего завода до аэропорта, а также создания нового топливозаправочного комплекса. Все затраты компания берет на себя.

По словам Сергея Меркулова, генерального директора сбытового предприятия ТНК-ВР, даже вложившись в реконструкцию завода и обновив всю систему подачи керосина, компания будет продавать топливо по привлекательным ценам. Только за счет короткого транспортного плеча конечный потребитель сэкономит как минимум 1000 рублей на каждой тонне. Есть и другие возможности снизить цену на керосин. Сотрудничество ТНК-ВР, властей Югры и «Нижневартовскавиа» наверняка отразится и на пассажирах. Ведь цена билета на самолетах российского производства на 50-60% состоит из стоимости авиатоплива.

Программа модернизации завода рассчитана на 4 года. Как заверил Кирилл Язев, главный инженер Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения, у компании все готово, чтобы начать реконструкцию уже в 2010-м. К 2014 году выпуск авиатоплива планируют нарастить с нынешних 77 тысяч до 480 тысяч тонн. Одновременно глубина переработки нефти возрастет с 42% до 65%. На местном рынке станет больше не только авиакеросина, но и дешевого дизтоплива. Его производство увеличится с 430 тысяч до 1,8 миллиона тонн в год.

Что получит Югра?

ТНК-ВР не случайно делает акцент на увеличение глубины переработки нефти. Именно такие задачи ставит перед нефтяниками правительство Югры. А стратегической целью губернатор Александр Филипенко считает усложнение региональной экономики и разворачивание на территории автономии крупного нефтехимического производства.

Новая инвестпрограмма ТНК-ВР позволяет властям решить сразу несколько задач. Во-первых, провести комплексную реконструкцию топливозаправочного комплекса нижневартовского аэропорта, гарантированно обеспечив его дешевым керосином. К тому же привлекательная цена авиатоплива даст возможность для открытия новых рейсов и направлений. Во-вторых, реконструкция завода повлечет создание новых рабочих мест, наращивание производства, а, следовательно, увеличение валового регионального продукта и дополнительные налоговые поступления в бюджет Югры.

Только за 2008 год Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение и «Запсибнефтепродукт» перечислили в бюджеты всех уровней 4,3 млрд. рублей. После реконструкции НПЗ и выхода его на запланированную мощность ежегодные налоговые отчисления увеличатся минимум в полтора раза.

Интересы нефтяников

Теперь о том, что ТНК-ВР надеется получить взамен. Речь не идет о том, чтобы стать монопольным поставщиком авиатоплива. Главный интерес «танкистов» — возможность продавать керосин непосредственно авиакомпаниям. Для этого нефтяники готовы построить собственный топливозаправочный комплекс, проведя трубопровод с НПЗ.

Предложенная схема взаимодействия не уникальна. Именно ее еще три года назад для снижения стоимости авиабилетов рекомендовала Федеральная антимонопольная служба. Антимонопольщики предлагают уйти от порочной практики, когда топливозаправочная компания покупает топливо у поставщика и перепродает его авиакомпании. Во всем мире такие компании в аэропортах не продают керосин, а обслуживают авиакомпании: заправляют самолеты и хранят топливо, купленное перевозчиками непосредственно у поставщиков или производителей. В России же до сих пор продажа авиакеросина является для аэропортов чуть ли не основным бизнесом. Они продают топливо авиаперевозчикам по своей цене, а накрутка, по подсчетам специалистов, доходит до 30-40%, а то и больше.

Какова ситуация с накрутками в Нижневартовском аэропорту, нам выяснить не удалось. Однако в пермском аэропорту Большое Савино, который несколько лет назад вынужден был отдать топливозаправочный комплекс частнику за долги, рассказали, что при своей невысокой пропускной способности чистая прибыль от продажи топлива достигала
30 млн. рублей. Это составляло почти половину общих доходов. В аэропортах с высокой интенсивностью полетов доля топливных продаж еще больше.

В одной из авиакомпаний пояснили, что сталкиваются с монополией топливозаправочных компаний по всей стране, тогда как за рубежом в каждом аэропорту присутствуют несколько таких комплексов. Конкуренция между ТЗК благотворно повлияла бы на стоимость керосина, цены упали бы как минимум на 10%.

Бренд и хаб

Реконструкция Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения — лишь начальный этап далеко идущих планов ТНК-ВР по укреплению позиций на общероссийском рынке авиатоплива. Если бы интересы компании ограничивались нижневартовским аэропортом, то нефтяникам не было бы смысла инвестировать в расширение ННПО. Мощностей завода достаточно, чтобы с лихвой обеспечить все плановые и перспективные потребности «Нижневартовскавиа»: аэропорт ежегодно продает авиакомпаниям около 48 тысяч тонн керосина. После реконструкции завод сможет производить на порядок больше, что повлечет необходимость расширения рынков сбыта.

Сергей Меркулов подтвердил наши предположения. ТНК-ВР уже поставляет топливо в аэропорты Нижневартовска, Екатеринбурга и Нягани. Мировой опыт свидетельствует: высоких стандартов поставок качественного керосина можно достичь только в результате топливного обслуживания авиакомпаний крупными сетевыми структурами. ТНК-ВР планирует создать систему топливозаправочных комплексов под собственным брендом. Работать она будет по принципу сети, заправляя авиакомпании во всех точках по единому договору.

По мнению специалистов ТНК-ВР, снижение стоимости авиаперелетов и развитие нижневартовского аэропорта в качестве регионального хаба сыграло бы на руку и правительству Югры, и нефтяникам.

Нравится

Статьи по теме

№196 (4938)
06.11.2009
Андрей Фатеев
Топливо и энергия
№181 (4923)
14.10.2009
Андрей Фатеев
Топливо и энергия

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"