26 апреля 2024     

Общество   

Историческая драгоценность России

«Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура)». Так называлась Международная научно-практическая конференция, прошедшая недавно в Тюмени. Возможность высказаться в ходе пленарных заседаний получили 65 ученых, более 70 докладов поступило из Ямало-Ненецкого автономного округа, десятков других регионов страны, Казахстана. «Ярким событием в общественной жизни и первой попыткой научного осмысления проблем возрождения казачества» назвал конференцию заместитель председателя областного комитета по делам национальностей Виктор Хоменко.

Яркое событие в научной и общественной жизни стало возможным благодаря соглашению о сотрудничестве, подписанному в прошлом году атаманом Обско-Полярной казачьей линии Валерием Степанченко и заместителем директора Института гуманитарных исследований ТюмГУ Ириной Карабулатовой. Соглашением предусмотрено проведение совместных исследований и других научных и общественно значимых мероприятий. Интересный факт: учредителями конференции выступили непосредственно казачьи структуры. Наверное, это единственный в России пример, когда финансировать организацию и проведение научного форума взялось фактически само население. В данном случае — казаки Обско-Полярной казачьей линии, которые собирали средства всем миром, пустив в полном соответствии с давней традицией «шапку по кругу».

Главными темами всех выступлений стало прошлое, настоящее и будущее казачества, его история, традиции, культура, язык и духовные искания... Возрождение казачества началось ровно 20 лет назад, когда Верховным Советом СССР была принята Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Так промозглым осенним днем 14 ноября 1989 года российское казачество получило долгожданное право на реабилитацию.

— За два десятка лет, — напомнил профессор Российского торгово-экономического университета, заместитель Верховного атамана Союза казаков России Сергей Толмачев, — нам удалось пройти путь, который по силам одолеть за 50 лет, а может, и более. Об этом хорошо сказал Святейший Патриарх, выступая в октябре на Совете при Президенте России по делам казачества: «Годы возрождения вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия. Но главный итог, который можно подвести сегодня, состоит в том, что в новых исторических обстоятельствах казаки делом доказали, что они нужны России».

В истории казачества немало трагических страниц. Обращаясь к недавнему прошлому, первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских, семиреченских и оренбургских казаков, председатель комитета Законодательного Собрания Ямала Валерий Степанченко подчеркнул: «Казаки испили чашу страданий до дна, но в любых ситуациях оставались и остаются образцом патриотизма, верности Российскому флагу и государству. Именно казаки сыграли одну из решающих ролей в истории создания государства российского, проложив дорогу через Урал и Сибирь к берегам Тихого океана...»

Список казаков, «мирно освоивших всю Сибирь, переплывших Берингов пролив, Аляску, до Калифорнии дошедших», по праву открывает Ермак Тимофеевич. В августе нынешнего года казаки обратились в администрацию Тюмени с предложением о присвоении городской набережной его имени. Почему до сих пор, спустя сотни лет после гибели легендарного атамана, все, связанное с ним, так тревожит наших современников? На этот вопрос директор Института гуманитарных исследований Александр Матвеев ответил в ходе своего выступления: «Во всей истории Сибири в целом и истории Тюменского региона не найти другого события, равного по значимости, героике и накалу страстей».

Кажется, первоначальный период освоения Сибири давно исследован до мельчайших подробностей: летописцами, учеными, историками, писателями... На самом деле карты истории и географии все еще испещрены белыми пятнами. Например, до последнего времени не удавалось узнать, где же именно погиб Ермак. Ответить на этот вопрос взялись тюменские ученые. Ориентирами в их поисках стали сведения о существовании некой «Ермаковой перекопи». О ней упоминается и в летописях, и в трудах сибирского картографа Семена Ремезова, и в «Путевых заметках» Герхарда Миллера, проплывшего в 1734 году на лодке по Иртышу «в погоне за Ермаком». Математический расчет показал, что «Ермакова перекопь» должна располагаться у одной из излучин Иртыша выше села Ярково, но ниже деревни Старый Погост. Благодаря гранту губернатора Тюменской области институт в течение двух лет проводил экспедиции и археологические раскопки. В результате ученым удалось обнаружить следы перекопа, хотя его «затянуло грунтом, а немалую долю участка Иртыш за четыре века попросту съел».

— Сегодня мы можем точно назвать место гибели Ермака, — рассказывает профессор Александр Матвеев. — Берег в этом месте действительно крутой, однако высота обрыва не превышает семи метров, поэтому любой в случае смертельной опасности мог спрыгнуть с него в реку и попытаться вплавь добраться до струга. Таким образом, существующие версии о возможном самоубийстве атамана отпадают. То, что Ермаку не удалось спастись, — трагическая случайность.

До сих пор не утихают споры о том, кем был по национальности казачий атаман Ермак Тимофеевич. Точно так же существует множество теорий возникновения самого казачества. Одну из них выдвинул в своей знаменитой «Истории Российской с самых древнейших времен» еще Василий Татищев: «Первые козаки — сброд из черкес горских...» Французский этнограф прошлого века Арнольд ван Геннеп высказывал мысль, что казаки — «христианизированные турки». По мнению Льва Гумилева, «казачество возникло в итоге слияния древнего черкесского народа с народом тюркско-славянского происхождения»... Однако дело не в том, кто заглянет дальше всех в глубь давно минувших веков. Казачество «с его природной тягой к самоуправлению, его боевым духом и единым мировосприятием православия», по словам Александра Солженицына, не вписывается ни в одни из существующих в мире рамок. Оно шире любой нации. Оно такое, каким его сформировала русская почва.

— В России, где проживают свыше 160 национальностей, — сказал научный сотрудник Института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Геннадий Зайцев, — казачество составляет четвертую по численности после русских, татар и украинцев субэтническую, межнациональную группу. И слава Богу, что эта казачья сила сегодня вновь востребована! В прошлом году Президент России Дмитрий Медведев подписал очень важный документ: «Концепцию государственной политики в отношении российского казачества». Главная его суть в том, что сегодняшнее радикальное изменение государственной политики продиктовано не только заботой о казачестве, но и «интересами национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации». В тексте концепции особо упоминается и о важности «проведения научных исследований по вопросам истории становления и развития российского казачества». Таким образом, наша конференция полностью соответствует духу времени и государственным запросам.

Нравится

Статьи по теме

№72 (4575)
24.04.2008
Пресс-служба Госдумы ЯНАО
Ямальские казаки в Москве

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"