1 мая 2024     

Общество   

Тюменский мотовездеход до фронта не доехал

Ответ: несколько лет назад в Московском политехническом музее открылась постоянная экспозиция ретромотоциклов. Там среди знаменитых иностранных и отечественных моделей (более 100 образцов!) расположился мотоцикл ТМЗ-53. Редчайший экспонат — таких было произведено единицы. Так что раритет привлек повышенное внимание публики.

ТМЗ расшифровывается как Тюменский мотоциклетный завод. Именно в Тюмень в первые месяцы Великой Отечественной войны перебрался Таганрогский инструментальный завод. Уже скоро первые машины отправились на фронт. Это были модели М-72. Быстро тюменцы наладили выпуск ТИЗ-АМ-600 (произведено свыше 600 единиц, использовались во время и после Великой Отечественной войны).

Уникальной находкой стал ТМЗ-53, разработанный по специальному заказу Главного автобронетанкового управления и под руководством конструктора Я.Кагана. Этот тяжелый мотоцикл успешно прошел испытания, и первые два образца из Тюмени своим ходом добрались до Москвы.

В Центральном архиве Министерства обороны РФ хранится подлинник доклада об итогах работы управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА. В нем тюменскому событию посвящена всего одна строчка: «Изготовлены 2 опытных образца мотоциклов с приводом на колесо коляски — ТМЗ-53. Подготовляются к испытаниям».

Впечатляют характеристики машины. Если верить журналу «Техника молодежи», мощность мотоцикла составляла 28 лошадиных сил, объем двигателя — 1000 кубических сантиметров, скорость — 90 километров в час. Ключевая особенность — повышенная проходимость. Такую бы технику армии еще год-полтора назад, ведь она получила превосходные отзывы специалистов, но...

В связи с успехами наших войск на фронтах помощь тюменского мотовездехода не понадобилась. Тем более что по ленд-лизу войска получали достаточное количество мототехники, да и заводское оборудование в Тюмени вскоре пришлось демонтировать и перевозить на запад СССР — в Горький.

К идее разработки мотоциклов повышенной проходимости в Союзе вернулись после войны. Стране нужна была техника, которая одинаково могла преодолевать песок пустыни, мягкий грунт, сельскую грязь и горные дороги. Но делали ее уже совсем в других городах.

Нравится

Статьи по теме

№207 (4949)
23.11.2009
Влад Дымов
Обь и Иртыш от нас не утекли
№201 (4943)
13.11.2009
Влад Дымов
Почётные тюменцы: кто они?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"