Вопрос: чем уникален мотоцикл ТМЗ-53, выпущенный в Тюмени в конце войны?
Курс ЦБ РФ
сегодня USD91.7791EUR98.027
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +8...+10 °C | |
Ханты-Мансийск | +3...+5 °C | |
Салехард | -5...-7 °C |
Общество
Тюменский мотовездеход до фронта не доехал
Ответ: несколько лет назад в Московском политехническом музее открылась постоянная экспозиция ретромотоциклов. Там среди знаменитых иностранных и отечественных моделей (более 100 образцов!) расположился мотоцикл ТМЗ-53. Редчайший экспонат — таких было произведено единицы. Так что раритет привлек повышенное внимание публики.
ТМЗ расшифровывается как Тюменский мотоциклетный завод. Именно в Тюмень в первые месяцы Великой Отечественной войны перебрался Таганрогский инструментальный завод. Уже скоро первые машины отправились на фронт. Это были модели М-72. Быстро тюменцы наладили выпуск ТИЗ-АМ-600 (произведено свыше 600 единиц, использовались во время и после Великой Отечественной войны).
Уникальной находкой стал ТМЗ-53, разработанный по специальному заказу Главного автобронетанкового управления и под руководством конструктора Я.Кагана. Этот тяжелый мотоцикл успешно прошел испытания, и первые два образца из Тюмени своим ходом добрались до Москвы.
В Центральном архиве Министерства обороны РФ хранится подлинник доклада об итогах работы управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА. В нем тюменскому событию посвящена всего одна строчка: «Изготовлены 2 опытных образца мотоциклов с приводом на колесо коляски — ТМЗ-53. Подготовляются к испытаниям».
Впечатляют характеристики машины. Если верить журналу «Техника молодежи», мощность мотоцикла составляла 28 лошадиных сил, объем двигателя — 1000 кубических сантиметров, скорость — 90 километров в час. Ключевая особенность — повышенная проходимость. Такую бы технику армии еще год-полтора назад, ведь она получила превосходные отзывы специалистов, но...
В связи с успехами наших войск на фронтах помощь тюменского мотовездехода не понадобилась. Тем более что по ленд-лизу войска получали достаточное количество мототехники, да и заводское оборудование в Тюмени вскоре пришлось демонтировать и перевозить на запад СССР — в Горький.
К идее разработки мотоциклов повышенной проходимости в Союзе вернулись после войны. Стране нужна была техника, которая одинаково могла преодолевать песок пустыни, мягкий грунт, сельскую грязь и горные дороги. Но делали ее уже совсем в других городах.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.