24 апреля 2024     

Общество   

Коэффициент жадности, или Что же такое разруха?

«Уважаемые жители микрорайона! В связи с новым Жилищным Кодексом Вам предоставляется право избрания Управляющей компании. Мы предлагаем выбрать нас...» Эти объявления расклеили на подъездах нашего микрорайона почти два года назад. Варварски налепили, прямиком на новёхонькие двери с домофонами, установленные жильцами в складчину. Пару месяцев спустя на месте клеевых подтёков зазмеилась ржавчина. Плохой это был признак.

Нас призывали, цитирую с сохранением орфографии авторов: «...помочь агитаторам в подписной компании», уговаривали не сомневаться в светлом будущем, к которому нас поведут безотлагательно. В качестве награды за услугу сулили установку теплосчётчиков на каждый дом, «не смотря на задолженность жителей более 40 миллионов рублей». Завершал текст листовки перечень рекомендаций на тему: как вести себя с инициаторами создания «различных ТСЖ». Учитывая остроту момента (в тот период горожане определялись с формой управления жильём), тема выбора волновала коммунальщиков как никакая другая. Так что, хлопоча о нашем благополучии, благодетели действовали не без умысла, когда учили задать конкурентам ряд каверзных вопросов. Например, во что обойдется нам содержание чиновников ТСЖ? Или — кто возьмет на себя долги неплательщиков? И еще — как ТСЖ собирается избежать отключений тепла и воды?

Венчало этот шедевр грамотности и лукавства обещание «нелегкие проблемы и впредь урегулировать». Значит, жить мы, по всем приметам, должны как у Христа за пазухой...

«Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»

Мраморных лестниц и калош, честно говоря, у нас не было. Вышли из моды. Было чище — это факт. Двор-подъезд убирали шесть раз в неделю за куда меньшие деньги. Нынче только пять раз — но платим мы за услугу больше. Один мой знакомый это свойство — поднимать цену при сокращении объемов — очень метко окрестил коэффициентом жадности. По логике, в нашем случае этот самый коэффициент должен бы снизиться. Но кто сказал, что логика у управленцев есть? Напрашивается вопрос: а сколько мы платим за ИХ содержание?

О качестве услуг я уже сказала. Что ещё изменилось для жильцов с приходом управляющей компании? Реформа «выпрямила» схему движения денег — раньше мы платили горхозу, он планировал работы, проверял их качество и оплачивал услуги обслуживающих организаций. Управляющая компания сама оказывает услуги и сама же себя контролирует. Деньги собирает тоже сама. Мысль понятна?

Есть подозрение, что собственники, зомбированные близостью коммунального рая, и дальше пребывали бы в анабиозе. Розовые очки начисто смыл августовский ливень.

Не то чтобы закапало. Хлынуло, как бывает при худой крыше, сразу и везде, будто над нашей пятиэтажкой потерпел крушение танкер с хорошим запасом воды. Через пятнадцать минут в моей отремонтированной квартире плавала обувь, еще через десять метались с вёдрами и тряпками жильцы нижних четырёх этажей.

Аварийка, вызванная на подмогу, застала колоритную картину: мокрые до нитки, злые собственники жаждали встречи с посланцами из ЖЭУ. Жаждать можно было до изнеможения: топило нас в субботу, а ЖЭУ в этот день отдыхает. Так что двое суток — тайм-аут для успокоения нервов — были в полном нашем распоряжении. Рандеву дожидались в темноте, аварийная служба от греха подальше обесточила подъезд. Как на грех, горячей воды тоже не было...

Думаете, перед нами кто-то извинился? Фигушки! Работники ЖЭУ каяться и не думали. А мы, признаться, надеялись. Рынок все-таки. Кто платит... ну и так далее. Сумма в ежемесячной квитанции на ЖКУ опять же немалая. Выходные испорчены, имущество тоже...

Жизненный опыт (а я уже трижды плавала под ливневыми водами) нашептывал иное. В большинстве случаев спешить с ремонтом в испорченные квартиры виновники не планируют. Поэтому действовать нужно твёрдо, решительно и планомерно, сопровождая каждый шаг бумагой. Ущерб обязательно оценить посредством независимой экспертизы. Впоследствии это может стать самым главным вашим козырем. Главное — не пасовать, ибо вам сразу же начнут внушать: на нынешнем празднике жизни вы — фигура лишняя. Статус собственника и плательщика в глазах коммунальщиков роли не играет. И вашей лично вины за чужие долги не снимает. Так что будьте готовы выслушать всё, что о вас всех тут думают. Будут торговаться за каждый сантиметр испорченных обоев. Нахамят стопроцентно. Причем не какой-нибудь брутальный работяга. Хамство — неотъемлемая черта коммунального начальства. После двух месяцев тесного общения с этой публикой у меня сложилось убеждение: надевая пиджак чиновника, по меньшей мере два из трёх представителей этой сферы превращаются в швондеров. И чем мягче кресло у швондера, тем более откровенного хамства вы удостоитесь. Компания для управления жильем ведь уже выбрана? Значит, как заявил мне один седовласый «зам» в дорогом костюме: «Не портите мне тут настроение!»

«Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее...»

Августовский потоп стал для нас последней каплей. Народ подъезда как-то сразу подобрался, составил список претензий, вспомнил о правах. Начал их «качать». К слову, основания-то есть. Котел, слава Богу, у нас пока цел (возможно, потому, что смотрит за ним другая организация). А вот приборов учета тепла как не было, так и нет. В подъездах сыро, воняет канализацией, в морозы иней покрывает стены до 3-го этажа, отчего весной краска с них шелушится. Перед подъездом огромная лужа (вот где не помешали бы галоши), в центре которой глубокая выбоина. По стуку колес в ней можно вести статистику, сколько и каких авто проскакало мимо окон. Хорошо, хоть комментарии водителей не слышны.

Дальше. В подвале течёт, дверь на чердак и в техподполье в любое время года настежь. Машинная уборка снега — раз, максимум два за зиму, поэтому пересечь двор всё равно что перейти через Альпы. Балконы — как лоскутное одеяло. Так наше ЖЭУ поддерживает нормативный «экстерьер» дома, где даже оконные рамы должны быть одного цвета. Вот вам и урегулировали!

Так что есть все основания считать: в отдельных структурах реформа ЖКХ материализовалась исключительно в тарифах и возможности собирать платежи, минуя посредников. Соответственно, и распределять эти деньги тоже. Сегодня от решения УК зависит, как будет выглядеть ваш дом и в каких условиях вы, его собственники, будете жить. А как жить, если ментальность коммунальных служб за редким исключением осталась прежней? Уважения к людям ни на грош. И еще меньше понимания чужих, а главное — своих прав и обязанностей. Между тем то и другое чётко трактуют «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утверждены постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006) и постановление Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года. Документы интереснейшие, рекомендую. Много чего полезного для себя найдёте.

Вот, допустим, текущий ремонт. Дело это, как известно, не бесплатное, за него каждый владелец стандартной «двушки» площадью 51,1 кв. м (а таких в нашем городе большинство) платит 1280 рублей. Ежемесячно. Даже если эту сумму поделить на два и считать чисто «ремонтными» 640 рублей, с обычной пятиэтажки из 120 квартир получается 76800 рублей в месяц. За год это 921600 рублей. Согласитесь, на эти деньги не только стены в подъездах окрасить можно, но и фасад обновить, починить скамейки, урны уж точно можно опорожнять своевременно. Осталось узнать, почему они вечно полные и отчего последние 18 лет наш дом стоит облезлый. А жилищники исправно морочат нам головы, пеняя на мэрию. Не дают, мол, добро на ремонт капитальный. При чем тут капремонт? В постановлении четко сказано: окраска фасада — ремонт текущий. Капремонт — это замена труб и прочего, и если руководитель управляющей компании (УК) у вас расторопный, то объявит собрание (не перекладывая и эту обязанность на ваши плечи) и инициирует участие в программе, при которой государство оплачивает около 90% стоимости работ.

Однако помимо права на сбор денег у руководителя УК есть и обязанность соблюдать установленные законом правила и нормы. И есть ответственность, о которой швондеры от ЖКХ обычно помнить не хотят.

— Законодательство предусматривает несколько видов ответственности, от дисциплинарной до гражданско-правовой, — подтверждает помощник прокурора Ноябрьска Василий Меняйлов. — Соответственно, и последствия могут быть самые разные. Если жалобу жильца, например, рассматривает директор управляющей компании, виновный может отделаться выговором. А вот когда дело доходит до суда, ожидать нужно более строгих мер, теперь уже к самому директору и компании, вплоть до расторжения гражданами договора с ней.

«Бить рублем» коммунальщиков позволяет административный закон. По ст. 7. 22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений... влечёт наложение административного штрафа в размере 4-5 тысяч рублей для должностных и 40-50 для юридических лиц. Ст. 7.23 того же кодекса даёт право привлечь виновных в нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Размер штрафа в этом случае — от пятисот до тысячи рублей для лиц должностных и 5-10 тысяч для лиц юридических. Последний вид — уголовная ответственность по ст.201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» грозит виновным уже сотнями тысяч штрафа, исправительными работами, арестом на полгода либо... лишением свободы на срок до трех лет. Вполне годится, чтобы держать в тонусе самую замшелую совесть, верно?

Впрочем, халатность управляющих компаний еще нужно доказать. Причем не на словах. Так что если вы считаете, что ваш дом-подъезд-двор содержат и ремонтируют спустя рукава, не ждите милостей от природы. Пишите жалобу, указав, в чём именно видите нарушение. Статус собственника вам такое право даёт. Предъявить управляющим компаниям претензии можно через прокуратуру и Государственную жилищную инспекцию.

Совет: не стесняйтесь задавать вопросы управленцам. Что сделано, а если не сделано, то почему? Когда, сколько средств потрачено на те или иные нужды? Сколько субсидий и субвенций получено за отчетный период, на что, опять же, израсходованы? По закону управляющие компании обязаны отчитаться перед собственниками за каждый потраченный рубль и не позднее, чем в первом квартале года, следующего за отчетным, — в письменном виде. А теперь, горожане, вспомните, когда перед вами отчитывались в последний раз?

Напоследок хочу напомнить: качество и уют в нашей жизни зависят не только от ЖЭУ, УК, ТСЖ и им подобных. Не пора ли и нам, сограждане, перестать «петь хором» и вспомнить, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят, не пачкают асфальт машинным маслом, не пишут не стенах и, простите, не мочатся по углам. А это уже коэффициент культуры, уровень которого складывается из уровня каждого из нас.

Нравится

Статьи по теме

№183 (4925)
16.10.2009
Ольга Загвязинская, Михаил Смоленский
Жилищно-коммунальное хозяйство: система сопротивления
№181 (4923)
14.10.2009
Елена Елкина
Под крышу дома своего

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"