24 мая 2025     

Экономика   

Долго ли крестьянину стоять на одной ноге?

Казалось бы, жизнь в населенных пунктах, расположенных в окрестностях Тюмени, благодаря своей дислокации вполне можно сравнивать с городской. Однако по поверку вышло, что и в «столичном» районе проблем предостаточно.

В прошлом году в Мальково прошел праздник районного масштаба. Повод был замечательный: поселению исполнилось 385 лет. Сельчане выносили на улицу столы, накрывали их самыми нарядными скатертями и заставляли угощением: ухой из карасей, молоком в глиняных крынках, молодой картошкой, малосольными огурцами, сладкими пирогами да стряпней к чаю. В тот день население Мальково увеличилось в разы: на праздник приехали жители из соседних деревень, гости из Тюмени, и все остались довольны.

В том же году на территории Мальковского муниципального образования справили несколько новоселий, самые значимые из которых — модульный ФАП в деревне Субботино и двухквартирный дом на улице Надежды для работников бюджетной сферы — квартиры получили учителя местной школы. Капитальный ремонт жилого фонда и обустройство дорог, замена погружных насосов на скважинах и реконструкция водонапорной башни в Субботино, газификация частного сектора и инженерная подготовка площадок под ИЖС, посадка деревьев и установка детских площадок в парковой зоне, строительство хоккейного корта и церкви по улице Покровской — вот неполный перечень дел, которыми был ознаменован 2008 год. В общем, на жизнь грех жаловаться.

Однако в списке наказов избирателей из года в год и по сей день остаются два невыполненных пункта, для решения которых возможностей местного бюджета, как ни крути, не хватит: телефонизация частного сектора и строительство Дома культуры. Но если с расширением телефонной станции можно и подождать (при наличии сотовой связи данный вопрос, в общем-то, уже не так актуален), то отсутствие в селе учреждения культуры и приличного спортивного зала — это действительно минус. Сегодня местная молодежь проводит свой досуг в помещении бывшей... общественной бани. Пятьдесят-шестьдесят человек на дискотеку соберутся, и все, яблоку негде упасть...

Глава Мальковского сельского поселения Юлия Петровна Шелудкова честно признается: если бы ей удалось однозначно решить вопрос по строительству Дома культуры, пусть небольшого, типового, без претензий на оригинальность, со зрительным залом хотя бы на 150 мест, и убедиться, что строители заложили фундамент, она со спокойной душой могла бы помечтать о выходе на пенсию. Но покой Шелудковой только снится. С тех пор как по просьбе односельчан она согласилась участвовать в избирательной кампании. Претендентов на пост главы тогда было семеро, все на эту должность люди подходящие, но мальковцы оказали доверие подполковнику милиции — своей Юлии Петровне. Было это почти девять лет назад.

— Поначалу не знала, за что хвататься, — рассказывает глава. — На службе проще было: готовые приказы и инструкции, исполнительская дисциплина, кто за что отвечает и кому подчиняется — понятно. Но на гражданке особо не покомандуешь, тут к людям другой подход нужен. А с бюджетом сколько было сложностей... Но ничего, постепенно разобралась что к чему, хотя жизнь каждый день свои задачки подбрасывает. Вот до 2006 года нам пришлось по две-три группы в детском саду закрывать — малышей не хватало, а сегодня, наоборот, уже 30 человек в очереди стоят. А микрорайон Мальково-2 застроим, народа заметно прибавится, значит, нужно о завтрашнем дне позаботиться. Два гектара земли под строительство детского учреждения мы сразу и отвели.

А еще я мечтаю, чтобы на нашей территории хоть какой-нибудь цех переработки овощей построили. Вот направление — никуда не надо ехать, но кто бы за это взялся? ООО «Мальковский» предлагали — финансы не позволяют, фермерам предлагали складчину — боятся прогадать...

Вообще, Юлия Петровна своих земляков считает людьми расторопными. Ведь не случайно, что именно здесь, на очень небольшой территории, создано 13 крестьянско-фермерских хозяйств. Депутат Барышников специально заехал к фермерам узнать, каково приходится мужикам, ушедшим на вольные хлеба...

Бывшие механизаторы — братья Виктор и Александр Кичиковы приняли свое бесповоротное решение пятнадцать лет назад, в тот год, когда колхозникам стали раздавать земельные паи. По четыре гектара на труженика. Сегодня у фермеров в общей сложности около ста двадцати гектаров пашни. Выращивать картофель, морковь, свеклу, капусту и лук непросто даже в личном огороде, но местные мужики мыслили, как стратеги: кто-то ж должен кормить безземельных горожан.

Всю цепочку от посевной кампании до реализации готовой продукции фермеры самостоятельно собрали по звеньям и теперь точно знают: якорная цепь не получилась. Да и в принципе не может получиться, если в этом не будет заинтересованности в государственных масштабах.

— Сто двадцать гектаров — не предел, мы бы больше обработали, если бы на овощи была нормальная цена, — рассказывали фермеры депутату. — В этом году конкуренция особенно чувствуется. С одной стороны, понятно: урожай у всех хороший. Но ведь цену сбивают в основном не мужики из соседнего района, а перекупщики. А я считаю, что не должно быть так: если урожай высокий, то цена на него должна быть мизерная. Просто никакого ценообразования у нас нет!

— У вас себестоимость картофеля нынче какая получилась? — уточнил Николай Павлович.

— Рубля три-четыре, я еще толком не считал, — ответил Александр Михайлович.

— А реализуете почем?

— Оптом берут по четыре, по четыре с половиной. А в детские сады и лагеря отдыха отдаем рублей по семь-восемь. Никаких договоров с северными городами у нас нет, вот только Тюмень кормим и все, с этой реализации живем.

— А технику где покупаете?

— По лизингу в основном брали трактора. Тоже вопрос непростой, почему технику не производят для малых производителей? Вот в Барнауле еще какая-то техника есть, а у нас в Тюмени — нет. Первое время, когда крестьянско-фермерские хозяйства только начинались, государство давало в долг крестьянину трактор, и он через лизинговую компанию расплачивался. А сейчас выставки проводят, пригоняют на показ технику за пять миллионов, и с нами, фермерами средней руки, работать не хотят. Или ставят условие: берите технику на полтора миллиона, мы вам лизинг откроем...

— Поначалу сомневались, говорили, что фермер страну не накормит, — включился в разговор Виктор Михайлович. — А нас по России сколько? Вот даже если только мальковских мужиков взять: сто двадцать гектаров земли — это ж как маленький совхоз! Производителей зерна, молока и мяса, может быть, и поддерживают, а программы по производству, заготовке и переработке овощей у нас в области нет. В ранешние времена из картофеля даже спирт гнали, а сейчас хоть один спиртоводочный завод в области остался?

— Один-то и остался, — подтвердил Барышников. — Зато в Нальчике их десять.

— Вот я — бывший председатель сельской Думы, — продолжал Кичиков-старший, — и всем задавал один вопрос: почему у нас с землями сельхозназначений творится такой бардак? Куда ни посмотри — везде есть пустующие земли. А когда я, брат и Раис, три хозяйства, купили по шесть паев в Чикче, мы три года ставили на учет земли! Так нам их еще и не выдавали сразу-то. Спасибо, Юлия Петровна помогла в хлопотах, ездила к главе района... Три года возились с бумагами! А другие за три месяца вопрос по земле решают за просто так, что ли? Значит, либо взятку дали, либо мохнатая рука есть...

— Если бы наша капуста стоила 20 рублей за килограмм, мы бы тоже давали взятки, — пошутил Александр Михайлович.

— Или вот: покупаем мы семена, через Москву из Голландии. Почему нет семеноводства в России? В прошлом году мы семян редьки купить не могли! Повсюду искали — не нашли. А если нам завтра семена вообще перестанут поставлять?! Вот нынче доллар не подорожал, а семена на 30% в цене выросли. Почему? Да потому, что иностранцы разорили наше семеноводство и сейчас могут диктовать свои условия. Почему китайцы вылезли на наши земли, километры теплиц настроили, себе в убыток работают, и еще будут работать? Чтоб нас вытеснить! А потом — пожалуйста, монополисты. Так о какой продовольственной безопасности нашей страны мы толкуем?

Вот сейчас есть программа: предприятия социальной сферы по закупу овощей работают с хозяйствами, но почему-то только с малыми, а с фермерскими — уже нет. И все предпочтения уходят перекупщикам. Но они сами ничего не производят, занимаются только закупом. И что, те, кто аукционы проводит, не видят, с кем имеют дело? Зачем такие тендеры проводить, они же производителя до краха доводят!

Вот раньше в учебниках «Родная речь» картинка такая была: стоит мужичок-крестьян на одной ноге, голову чешет и не знает, куда вторую ногу поставить. И мы сегодня так же стоим. Но работать все равно не перестанем! Столыпин в свое время как сказал: «Живет Россия хорошо, пока крестьянин в поле дышит»...

— Это точно! — согласился депутат Барышников.

Нравится

Статьи по теме

№209 (4951)
25.11.2009
Геннадий Бессонов
Добавка для агропрома
№186 (4928)
21.10.2009
Алла Горелова
Юрий Конев: «Сегодня много желающих обвести крестьянина вокруг пальца»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"