3 мая 2024     

Культура   

Владимир Спиваков: «Мечтаю о море, но еду в Сибирь…»

Коле уже второй раз довелось работать вместе со знаменитым дирижером. Впервые это случилось нынешней весной в столице на открытии Международного фестиваля «Москва встречает друзей». Но тогда Конаков играл с камерным оркестром «Виртуозы Москвы». Теперь же ему пришлось выступать с большим симфоническим оркестром, который завернул в Тюмень согласно маршруту большого тура по городам Урала и Сибири.

Национальному филармоническому оркестру России всего шесть с половиной лет. Но коллектив уже завоевал авторитет в музыкальном мире. О том, как рождался оркестр, поведал его директор Георгий Агеев:

— Владимир Спиваков был главным дирижером Российского национального оркестра. И вдруг в 2002 году он объявил, что уходит из коллектива, поскольку собирается создавать новый. Никто не мог понять, что произошло? Президент Путин пригласил маэстро на беседу. Предложил Владимиру Теодоровичу возглавить любой из существующих в стране симфонических оркестров, оперных театров, филармоний и консерваторий. Спиваков поблагодарил за доверие и… отказался. Он сказал: «Я хотел бы создать оркестр с чистого листа, но не на пустом месте. Соберу в оркестр лучших музыкантов страны, обеспечу их лучшими инструментами, и мы продолжим славные традиции, заложенные великими дирижерами Мравинским, Светлановым и Кондрашовым».

В январе 2003 года был подписан приказ Министерства культуры РФ о создании оркестра. А в сентябре музыканты собрались в полном составе. Играют оркестранты, как и планировал Спиваков, на дорогих инструментах работы французских, немецких и итальянских мастеров XVIII — XIX веков. С удовольствием ездят по стране и везде встречают теплый прием. «Куда бы мы ни приезжали, никогда не видели пустых мест в зале», — признался Владимир Спиваков.

Тюменские журналисты, получившие возможность задать маэстро несколько вопросов, пытали его о самом разном. Например, поинтересовались, как вышло, что в проекте фотохудожницы Екатерины Рождественской «Частная коллекция» он выступил в образе Петра Чайковского.

— Мое сходство с композитором заметили служители театра «Ла Скала». Я тогда очень удивился этому, — рассказал дирижер. — А потом Катя Рождественская пригласила меня в свой проект. Любопытно было вот что. Портрет, который у нас получился, я подарил в качестве сувенира всем членам жюри конкурса им.Чайковского. И они сначала ничего не поняли. Узнали меня только, когда присмотрелись как следует.

— Расскажите о солисте, который приехал с вами в Тюмень…

— С Александром Гаврилюком мы встретились три года назад. Он выступил в Москве в Большом зале консерватории. Показал свой не затертый, очень свежий взгляд на исполнение музыки. Понимаете, каждый интерпретатор по-новому раскрывает сочинение. Так вот Александр в этом смысле — яркая индивидуальность. Очень интересный молодой художник.

— Владимир Теодорович,
вы много ездите по миру. Скажите, есть ли какая-то разница в восприятии симфонической музыки нашими и зарубежными слушателями?

— Разница большая. За границей жизнь идет по расписанию. Поход на концерт — социальное явление. Стыдно не пойти. Билеты дорогие. Люди чувствуют себя уверенно, если могут купить такой билет и продемонстрировать его соседу, как бриллиантовое колье жены. У нас же слушатели приходят на концерт по велению души. В Америке, например, когда заканчивается программа, публика тут же отчаливает в гардероб. А в России мы всегда играем на бис.

— В связи с мировым финансовым кризисом стало ли у вас меньше концертов?

— Концертов меньше не стало. Но в тех же Штатах мы не могли исполнять ряд сочинений, требующих огромного количества музыкантов и соответственно больших денежных расходов. Вынуждены были заменить программу, отказаться от дополнительного состава оркестра.

— Ваш коллектив старается следовать традициям, заложенным великими дирижерами. А готовы ли ваши музыканты сказать что-то новое в музыке?

— Конечно, оркестр играет много новой музыки. И не только со мной, но и с другими дирижерами. Я не ревнивый. Считаю, что коллективу необходимо знакомиться с разными взглядами на музыку, на мир. Из многообразия и рождается настоящее качество.

— Вы создавали оркестр в непростое время. Сейчас тоже не самые лучшие времена. Что вы посоветуете Тюмени, мечтающей о собственном симфоническом оркестре?

— Насчет времени вы точно подметили. У Жванецкого есть замечательная фраза: «Сейчас такое время, когда аккомпанемент выступает с сольными концертами»… Думаю, вы должны создать оркестр. Это необходимо и городу, и области. Но не ждите сразу значительных результатов. Я вспоминаю первые наши концерты и смотрю на то, что получается у нас сейчас. Небо и земля…

— В оркестре почти все гении, а вы один. Какой стиль используете в руководстве? Диктат?

— Какой может быть диктат? Человек все же не осёл. Музыкантам необходимо создать такие условия, чтобы они хотели работать. Любое унижение человека непременно отражается на общем деле. Знаете, для меня одним из самых дорогих поздравлений в жизни стала маленькая открытка, подписанная музыкантами оркестра, в которой были такие слова: «Мы благодарны вам за то, что вы вернули нам человеческое достоинство». Это дорогого стоит.

— Владимир Теодорович, а как вы относитесь к комфорту?

— Для меня главное, чтобы номер в отеле был чистым, а в ресторане можно было по-быстрому поесть и не отравиться. Помню, как в один из моих приездов в Тюмень я решил пообедать. В ресторане отеля мне подали пельмени на тарелке, где по краю было выведено горчицей: «Мы вас любим!» Ну, где такое еще бывает?! Нигде!!! Это воспоминание на всю жизнь.

— Владимир Теодорович, вам никогда не хотелось остановиться, уехать куда-нибудь в отпуск?

— Иногда мечтаю о том, как хорошо было бы оказаться на берегу моря. Но оказываюсь в Сибири…

— Вы уже знаете, как будете отмечать Новый год?

— Конечно, вся семья приедет в Москву, и 31 декабря мы вместе c Национальным филармоническим оркестром дадим новогодний концерт в Светлановском зале Дома музыки. Один раз мы уже делали так, и публика умоляла повторить.

— Как защищаетесь от гриппа, который сейчас свирепствует повсюду?

— Никак. Мы просто переезжаем из города в город. И надеемся, что грипп нас не настигнет.

Нравится

Статьи по теме

№213 (4955)
01.12.2009
Марина Петрова
Главный «брэнд» — маэстро Спиваков
№197 (4700)
01.11.2008
Соб. инф.
“Виртуозам Москвы” — тридцать лет!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"