29 марта 2024     

Культура   

Михаил Бирман: «Я — учитель музыки!»

Впрочем, какие бы мы ни строили предположения, ни одно из них верным не окажется. Потому что есть такое правило: чего не было, того и быть не могло. Жизнь хитрее человека. Какие бы он коленца ни выделывал, она все равно приведет его туда, где его место. Бирман свое место занял. И стал заслуженным артистом России, генеральным директором Тюменской филармонии, председателем совета Союза концертных организаций России. А о том, как он к этому шел, пусть расскажет сам.

— Михаил Михайлович, выходит, ваша судьба была предопределена?

— В какой-то мере. Я рос в музыкальной среде. Но круг моих интересов был широк и не ограничивался одной лишь музыкой. В школе мне очень нравились такие предметы, как физика и математика. Я даже подумывал о поступлении на какой-нибудь престижный в то время факультет, связанный, например, с ядерной физикой. Но то были детские мечты…

— Видимо, родители все-таки направляли вас в нужную сторону?

— Да, музыка в нашей семье всегда находилась в центре внимания. И тем не менее у меня было много других увлечений. Я, например, фанатично любил футбол. В общем, рос нормальным ребенком, не вундеркиндом.

— При вашем поступлении в «музыкалку» выбор инструмента за кем был?

— Безусловно, за мной. Отец предлагал скрипку или рояль. Я подумал: «Конечно, рояль!» До меня и старший брат выбрал этот инструмент. Не последнюю роль в нашем выборе сыграл, конечно, отец — пианист, композитор. Я с малых лет считал фортепиано главным инструментом, который шире других развивает музыкальный кругозор.

— Помните ли вы, в каком возрасте окончательно утвердились в мысли, что станете музыкантом?

— Определился я довольно поздно, когда тянуть с выбором было уже нельзя. Поехал в музыкальное училище в Свердловске. Мне было 15 лет.

— Вам повезло: вы в хорошие руки попали…

— Да, я поступил на курс к выдающемуся музыканту, ученику великого Генриха Нейгауза, профессору Исааку Зетелю. С того момента вся моя жизнь оказалась связана с музыкой. Кстати, Зетель был моим педагогом и в консерватории.

— Каким вы были учеником?

— Трудолюбивым и прилежным. Я не просто работал — вкалывал! В классе Зетеля иначе было невозможно. Там царила атмосфера творчества, в которую мы уходили с головой. Мы не представляли свою жизнь вне музыки. И в этом была заслуга нашего профессора — яркого музыканта.

— Творческая молодежь тех лет чем-то отличалась от нынешней?

— Мы тогда меньше всего думали о том, какую зарплату будем получать в будущем. Я не задавал себе вопрос, создаст ли профессия музыканта условия для моего безбедного существования.

— Поразительное легкомыслие…

— Вот этим «легкомыслием» и отличается то время от этого. Сейчас молодежь другая. Поколение нынешних музыкантов едва ли не с детства начинает задумываться над своей карьерой.

— Михаил Михайлович, в вашем «послужном списке» — два года работы преподавателем в Асбестовском музыкальном училище. Это была обязательная отработка после окончания Уральской консерватории?

— Нет. Я работал там еще студентом. Уже женился в то время, имел сына. И надо было содержать семью. А тут как раз открылось новое музыкальное училище в Асбесте. Педагогических кадров не хватало. И нам, студентам консерватории, предложили преподавать «наездами». Я согласился. Это был мой первый педагогический опыт.

— Когда вернулись в Тюмень, опыт прервался?

— Нет. Я работал солистом филармонии, но параллельно преподавал в училище искусств. Так что педагогический стаж у меня непрерывный. К слову, в молодые годы педагогика меня чрезвычайно увлекала. Я много сил отдавал своим ученикам. Но меня занимала не только практика, а еще и теория. Я проводил крупные педагогические конференции с привлечением свердловской и московской профессуры.

— У вас в трудовой книжке записано — «пианист-концертмейстер, солист-инструменталист, главный режиссер Тюменской филармонии». Плюс преподаватель училища. В голове не укладывается: когда вы все успевали?

— Постепенно! К тому же художественным руководителем и главным режиссером я стал только в 1986 году.

— Михаил Михайлович, насколько мне известно, филармонии вы не изменяли. Однако в 1992 году в вашей трудовой появилась еще и такая запись: «генеральный директор компании «Тюменьконцерт»…

— Да, я тогда ушел из филармонии и создал свою фирму. 90-е годы — смутное время. Нищенское. Филармония находилась в крайне тяжелом положении. Концертов не было, финансирование — ужасное. Я предложил руководству весьма прогрессивную для того времени идею: изменить правовую форму организации, чтобы она смогла работать в новых рыночных условиях. Меня не поддержали. Сказали: «Покажи на примере. Создай свою организацию». И даже выделили под это пятый этаж филармонии. Я сделал. «Тюменьконцерт» стала первой частной концертной компанией в Тюмени, которая объединила и бизнес, и искусство.

— И как — эксперимент удался?

— Было тяжело, но результат оказался положительным. Раньше мне не доводилось заниматься бизнесом. Осваивать науку пришлось на ходу. Нужно было и артистов, перешедших ко мне из филармонии, содержать, и деньги зарабатывать (из бюджета нам ничего не выделяли). Но я рискнул, и у меня получилось. Именно в то время я впервые привез в Тюмень «Виртуозов Москвы». Тогда же мы создали камерный оркестр, который возглавил Антон Шароев.

— Выходит, была в вас предпринимательская жилка. Однако бизнес требует большой отдачи, а значит, отнимает время у творчества…

— Да, безусловно, чем-то мне пришлось пожертвовать. Но эта жертва помогла развитию творчества других музыкантов. Поэтому я абсолютно ни о чем не жалею. Конечно, я стал меньше играть. Хотя… Даже в тот сложный период, с 1992-го по 1996 год, мы с Шароевым гастролировали по всей России и играли вместе. Были у нас и зарубежные поездки.

— Михаил Михайлович, забот у вас хватает. Скажите: зачем вам еще и преподавать?

— Чтобы оставаться в музыкальной форме. Ведь, требуя чего-то от ученика, педагог и сам должен соответствовать определенному уровню. Я уже более десяти лет преподаю в Тюменской академии культуры и искусств на кафедре фортепиано. И без преувеличения скажу, что делаю это с удовольствием. Недавно мой ученик Евгений Шахтарин порадовал меня — стал лауреатом на Всероссийском конкурсе пианистов, который проводился в Тюмени.

— Следите ли вы за успехами выпускников прошлых лет? Как ребята устроились в жизни? Верны ли музыке?

— У меня есть ученики, которые, окончив консерваторию, вернулись работать в Тюмень. Например, яркий музыкант, пианист Валерий Дрозд. Он часто играет на сцене филармонии, преподает в училище искусств. Некоторые мои выпускники живут за рубежом. Я не теряю с ними связи. Что меня больше всего радует, так это то, что никто из моих бывших студентов не бросает свою профессию.

— Михаил Михайлович, когда вы начинаете заниматься со студентом, какую конечную цель для себя ставите?

— Я добиваюсь того, чтобы мои ученики влюбились в свою будущую профессию. Стараюсь им внушить, что для музыканта главное — не выйти на сцену и всех покорить (хотя это тоже важно), главное — сам процесс погружения в мир музыки. Педагог должен развить в ученике творческое, образное мышление. Это важнее, чем научить правильно играть. Я стремлюсь воспитать музыканта. А уж потом пианиста.

— Вы четко разделяете эти два понятия?

— Объясню, в чем разница. Пианист — это ремесло, владение инструментом. Музыкант — личность, особое мировоззрение. Передо мной как перед педагогом стоит задача — разбудить в ученике фантазию. Кто я? Учитель музыки. Вот и учу музыке. В свое время меня также вовлекли в этот сумасшедший и прекрасный мир.

Нравится

Статьи по теме

№16 (4758)
31.01.2009
Ирина ТАРАБАЕВА
Два титула Михаила Бирмана
№84 (4587)
16.05.2008
Ирина ТАРАБАЕВА
Михаил Бирман:"Судьба классической музыки в руках слушателей"...

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"