3 мая 2024     

Общество   

Эдуард Коргожа: «Чтобы получить адвокатскую помощь, не нужны миллионы»

Однако сам по себе случай заставил задуматься над тем, в каких условиях работают представители этой профессии, ведь если они попадают в зависимость от государственных обвинителей и судов, то правосудие хромает. О том, что представляет собой на практике адвокатская работа, в интервью нашей газете рассказал член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Тюменской области, председатель коллегии адвокатов «Паритет» Эдуард Коргожа.

— Эдуард Михайлович, в чем заключается деятельность адвоката и чем она отличается от работы юриста?

— Адвокатская деятельность это в первую очередь выполнение важной конституционной обязанности. Мы помогаем гражданам получить доступ к правосудию и являемся советниками по правовым вопросам. Адвокат — это, скорее, образ жизни, чем просто профессия. Ведя гражданское или уголовное дело, адвокат берет на себя серьезную ответственность, в том числе и моральную. Я, например, эту ответственность всегда ощущаю... Юрист находится в другом положении: он может составить договор, просмотреть бумаги и после завершения рабочего дня быть полностью свободным.

Юридического образования для нашей профессии недостаточно. Нужно также сдать квалификационный экзамен, пройти стажировку и только потом можно рассчитывать на получение статуса адвоката. В каждом регионе действует адвокатская палата, в которую входят адвокатские коллегии, а их у нас около полутора десятков, а также адвокатские бюро и кабинеты. Такие формы самоорганизации позволяют адвокатам распределить обязанности и справиться с бухгалтерской отчетностью.

Адвокат выступает в качестве защитника по уголовным делам и представляет интересы истца или ответчика в гражданском судопроизводстве. Круг его прав и обязанностей прописан в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

— Один из критически настроенных экспертов пишет о том, что адвокатов сегодня буквально «сгоняют» в адвокатские палаты. И все для того, чтобы сделать их управляемыми, не допустить существования независимых профессиональных объединений...

— По опыту скажу: адвокатами невозможно управлять даже в рамках одной коллегии, не говоря уже о более крупных организациях, например областной адвокатской палате, в которой состоит не менее семисот человек. Попробуй ими поуправляй, если каждый ведет по нескольку дел. Рычаг воздействия на адвоката — это дисциплинарное взыскание со стороны совета адвокатской палаты, то есть коллег. Но для принятия такого решения нужны, конечно же, основания.

— Где адвокаты чувствуют себя более свободно — в Москве, Тюменской области, других регионах?

— Полную картину дать не могу, поскольку бывал лишь в нескольких адвокатских палатах. Адвокат чувствует себя более защищенно именно там, где есть влиятельное профессиональное сообщество. Где адвокаты готовы помочь коллеге, попавшему в трудную ситуацию. Знаю, что сильная адвокатская корпорация действует в Самарской области, не говоря уже о Москве, где работают такие люди, как, например, Генри Резник, которые много сделали для защиты нашего профессионального статуса.

Государство периодически предпринимает попытки взять адвокатов под свой контроль, так как они «мешают» стороне обвинения. Несколько лет назад в Государственную Думу был внесен скандальный законопроект, передающий полномочия по наделению статусом адвоката Федеральной регистрационной службе. Благодаря общим усилиям его удалось заблокировать.

В Тюменской области адвокатское сообщество на протяжении целого ряда лет было расколото, о причинах чего говорить не буду: это сугубо внутрикорпоративные разногласия. Сейчас, слава Богу, раскол потихоньку исчезает.

— Оказывается ли на адвокатов давление, и если да, то при ведении каких дел — гражданских, уголовных?

— При ведении любых дел, если только в них замешаны влиятельные фигуры. Способов давления множество. Представители стороны, с которой ведется судебный спор, могут, например, просто встретить несговорчивого адвоката у подъезда и побить его.

Иной раз давление оказывают и правоохранительные органы, причем в нарушение законодательства. В соответствии со статьей 8 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», «адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием». Речь идет, как видите, о сохранении адвокатской тайны. Однако это не мешает следователям вызывать адвоката к себе и интересоваться обстоятельствами, имеющими отношение к адвокатской тайне. Что делать, адвокаты, как и многие другие специалисты в нашей стране, зачастую не умеют защищать свои права.

Меня уже довольно длительное время пытаются вызвать и допросить как раз по обстоятельствам, относящимся к адвокатской тайне. Я говорю: хотите меня принудительно доставить — действуйте. Однако все ваши решения обязательно буду обжаловать.

— Но ведь силовиков можно понять: им очень важно выяснить все обстоятельства дела.

— Адвокатская тайна — это краеугольный камень в нашей работе. Если она исчезнет, то и от адвокатов не будет никакого толка! Мы можем сообщать следователям лишь о вещах, которые к нашей деятельности напрямую не относятся. Допустим, у меня на глазах жулик вырвал у девушки сумочку и скрылся. Тут я безо всяких проблем могу дать показания, поскольку выступаю в роли обычного гражданина. Но когда речь идет об адвокатской тайне — совсем другое дело. Не подлежит разглашению даже такая, казалось бы, мелочь, как дата заключения договора поручения с клиентом. В конечном счете это вопрос профессиональной репутации и доверия.

— Но не каждому адвокату можно довериться.

— Согласен, и по этому поводу приведу такой пример. Как известно, любой гражданин имеет право на бесплатную адвокатскую помощь. Ситуации, складывающиеся в связи с ее оказанием, порой выглядят нелепо. Представитель следственных органов, минуя адвокатскую коллегию, может запросто вызвать к себе своего доброго знакомого-адвоката. Тот, не объясняя задержанному никаких прав и ни о чем его не расспрашивая, машинально подписывает все протоколы.

Представляете, что такое для человека задержание по обвинению в уголовном преступлении? Шок, напряжение... Позже, уже «привыкнув» сидеть в СИЗО, гражданин начинает продумывать способы защиты, задействует родственников. С их помощью нанимает другого адвоката. И тут оказывается: прежний, «бесплатный» адвокат готов дать показания против своего бывшего клиента! Он опровергает свидетельства задержанного, который, скажем, утверждает, что из него выбивали признание в совершении преступления, и тем самым усугубляет положение. К сожалению, в последнее время подобные случаи участились, и адвокатская палата должна строго наказывать за такие проступки, вплоть до лишения профессионального статуса.

В любом случае поводом для лишения статуса является нарушение кодекса профессиональной этики адвоката. Это может быть халатное отношение к своим обязанностям или даже такая банальная вещь, как неуплата членских взносов.

— Каков размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатам? Слышал, что за представительство в суде по самому простенькому гражданскому делу нужно отдать как минимум десять тысяч рублей. Участие в уголовном судопроизводстве, наверное, обходится намного дороже.

— Сумма гонорара определяется каждым адвокатом самостоятельно, и уж дело самого человека — соглашаться на выдвинутые условия или нет. Есть адвокаты, готовые работать за три тысячи рублей, а кто-то и за сто тысяч не возьмется.

— Все зависит от известности адвоката, его репутации, связей?

— В первую очередь — от профессиональной репутации и опыта работы. Связи, конечно, тоже играют роль, учитывая особенности нашего государства. Адвокат должен ясно представлять себе, как функционирует судебная система, в чем особенности работы органов следствия. Он также должен обладать настойчивостью, уметь аргументировать свое мнение.

— Часто ли адвокатам приходится идти на компромисс со стороной обвинения, если вина подзащитного очевидна?

— Нужно учитывать, что у нас, в отличие, скажем, от американского судопроизводства, нет такого понятия, как сделка с правосудием. Суд обязан четко следовать всей процедуре, прописанной в Уголовно-процессуальном кодексе. При этом адвокат всегда основывается на мнении своего клиента. Если тот, при массе собранных против него доказательств, не признает себя виновным, профессиональный защитник занимает точно такую же позицию. Если же подсудимый частично признает свою вину, то адвокат делает все, чтобы облегчить его участь. Предоставляет положительную характеристику с места работы, доказывает, что подзащитный раскаялся и встал на путь исправления.

— Некоторые юристы сознательно отказываются от адвокатской карьеры: уголовные процессы — занятие не для слабонервных.

— Я отношусь к этим процессам спокойно. Помогает осознание того факта, что против обвиняемого работает целая система: оперативники, следователи, прокуроры и даже, в какой-то мере, суд. Ни для кого не секрет, что наше судопроизводство имеет обвинительный уклон. И единственный, кто занимает сторону подсудимого, — адвокат, на него вся надежда. Человек заслуживает понимания и сочувствия, даже если он совершил преступление.

— Вы беретесь защищать любого, вне зависимости от того, что он натворил?

— Я для себя определил категорию преступлений, их можно назвать мерзкими, по которым не буду выступать в качестве защитника ни при каких обстоятельствах. Так что, бывало, я отказывался.

— Ну а если человек совершил убийство? Это же тяжкий грех.

— Да, убийство — очень серьезное преступление, но если оно совершено, к примеру, на бытовой почве — в пьяном угаре или по драке, — то у него были причины. Человек трезвеет и начинает понимать, что произошло непоправимое... Не люблю фильмы, в которых главный герой, убивающих всех направо и налево, предстает положительным персонажем. Убийство накладывает на личность неизгладимый отпечаток. Раньше думал, что людей удерживает от рокового шага лишь страх наказания. Теперь же полагаю, что в основе — мировоззрение, устроение души.

— Похоже, многие граждане не до конца представляют себе, в чем же состоит роль адвоката. К нему обращаются, когда на самом деле прижмет.

— Да, человек начинает искать решение проблемы только тогда, когда она встает перед ним в полный рост. Если говорить о роли правового просвещения, то, мне кажется, нужно обязательно до всех донести: каждый гражданин имеет право на бесплатную адвокатскую помощь.

Нравится

Статьи по теме

№2 (4979)
13.01.2010
Владимир Макаров
Сколько стоит правовая помощь?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"