25 апреля 2024     

Общество   

Дорога жизни Владимира Нака

На Ямал Владимир Нак, разменявший к тому времени шестой десяток, приехал в январе 1986-го. Партия и правительство поставили перед ним невыполнимую, казалось бы, задачу — к 1991 году запустить рабочее движение поездов по железной дороге до Бованенково, а в 1993-м сдать её в постоянную эксплуатацию. К тому времени Страна Советов рассчитывала получить газ Бованенковского месторождения.

На счету Владимира Нака были уже десятки крупнейших строек. В 1959-м, по окончании Московского института инженеров транспорта, он начинал мастером «Мосэлектротягстроя», возводя дома для железнодорожников. Вскоре его перевели на должность производителя работ. Работы сразу добавилось, молодому прорабу доверили один из участков Большой московской окружной железной дороги. Предстояло в кратчайшие сроки расчистить место для будущей трассы, вырубив лес и уложив полотно. После того трудового крещения Владимиру предложили стать главным инженером, а затем и начальником строительного управления, занимающегося реконструкцией Белорусского и Рижского направлений. За электрификацию железной дороги от Москвы до Ленинграда управление Нака дважды отмечали правительственными наградами.

В 1969-м Владимира Нака назначили заместителем управляющего трестом «Мосэлектротяг-строй», а ещё через восемь лет — заместителем начальника Главного управления железнодорожного строительства Севера и Запада Минтрансстроя. В зоне ответственности зама — вся европейская часть Советского Союза, от Прибалтики до Кирова, включая Москву и Подмосковье. Владимиру Наку пришлось руководить многими стройками. Реконструировать Люблинский литейно-механический завод и Московский вагоноремонтный завод имени Войтовича, Ленинградский, Белорусский, Ярославский и Павелецкий вокзалы столицы, строить аэропорты в Минске, Таллине и Москве.

Предложение создать и возглавить строительно-монтажное объединение «Ямалтрансстрой» Владимир Григорьевич Нак встретил в Мажекяйе, где ему предстояло завязать мощнейший железнодорожный узел строящегося нефтеперерабатывающего завода. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии нефтегазового комплекса Западной Сибири, появившемся сразу после визита Михаила Горбачёва в Тюмень, содержалось прямое поручение Минтрансстрою создать подразделение, которое обеспечило бы транспортные подходы к уникальным месторождениям полуострова Ямал.

Первые строители самой северной железной дороги мира разместились в голой тундре, для них поставили двести вагончиков-времянок. Времени на раскачку не было. На очередной стройке века задействовали пять тысяч человек, работавших преимущественно вахтовым методом.

Коренные жители полуострова встретили строителей в штыки. В числе оппонентов оказалась и известная ненецкая писательница Анна Неркаги. Её критика была особенно едкой и жёсткой. Однажды она заявила, что железная дорога нужна для того, чтобы вывозить по ней с полуострова трупы ненцев. В местных и центральных газетах то и дело появлялись статьи, авторы которых доказывали, что строительство нанесёт непоправимый ущерб полуострову. Индустриальное вторжение, мол, нарушит хрупкую экологию Ямала. «Железка» уничтожит оленьи пастбища и отравит воду в реках и озёрах. Призывали даже призвать к ответу учёных, проектировщиков, строителей, всех тех, кто затеял сооружение дороги. На Ямал отправилась специальная комиссия, в состав которой входили представители Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, народного контроля СССР и Прокуратуры СССР.

Не удавалось найти взаимопонимания и с ассоциацией коренных народов «Ямал — потомкам». Лишь после того, как её возглавил Сергей Харючи, человек весьма рассудительный и грамотный, договариваться с оппонентами стало намного проще. Изменилось и отношение Анны Неркаги к железной дороге. Она призналась, что ошибалась.

Пионерный посёлок на шесть тысяч жителей Владимир Нак решил возвести рядом со станцией Обская, которая должна была стать воротами на полуостров Ямал. С утверждением проекта тянули, а Нака обвинили во всех смертных грехах. Тогда он буквально взорвался, заявив, что не допустит, чтобы рабочие жили зимой у костра. Начальника «Ямалтрансстроя» поддержал тогда первый секретарь Ямало-Ненецкого окружкома КПСС Константин Миронов.

В первый же год в посёлке Обская построили не только общежития и дома, но и столовую, магазины, клуб, детский сад, школу. Вскоре запустили единственный на Ямале асфальтовый завод, начали асфальтировать улицы. И это в то время, когда даже в Салехарде, столице округа, не было асфальтовых дорог! Предметом особой гордости Владимира Нака стали биологические очистные сооружения и система канализации, которые действуют до сих пор.

Одновременно в Лабытнангах на берегу Оби требовалось построить крупный речной порт. И его построили менее чем за два года: 550 метров подпорной стены, семнадцать портовых кранов, крытые склады. Полным ходом шло и строительство железной дороги.

В смете на строительство предусмотрели обустройство национальных посёлков и факторий. «Ямалтрансстрой» возвёл здесь более сотни объектов, в том числе жильё, школы, детские сады, санитарные пункты, дома связи, поставил дизельные электростанции, цеха по переработке рогов и мяса оленей. Николай Бабин, директор совхоза «Белоярский», помог установить контакт с аборигенами, поскольку пользовался у них беспрекословным авторитетом и уважением. А первые 190 километров стальной магистрали проходили как раз по территории совхоза «Белоярский».

При строительстве дороги опробовали принципиально новую схему сооружения земляного полотна. Насыпь возводили зимой из влажного пылеватого песка, приобретающего необходимую прочность под воздействием низких температур. Устойчивость земляного полотна обеспечивает послойная термоизоляция из пеноплекса, не допускающая оттаивания земляного полотна. И всё это покрывает геотекстиль. Как говорят, «земля заворачивается в тряпочку».

За первые три года команде Владимира Нака удалось совершить невозможное — построить железнодорожные пути и обеспечить рабочее движение поездов на участке в 180 километров. «Ямалстрансстрою» удалось пройти добрую треть пути. Отечественные и зарубежные учёные, за плечами которых стоит разработка сложнейших проектов, полагают, что аналогов этой дороге нет нигде в мире.

— Стройка доставляла мне огромное удовольствие, — написал год назад в своей книге «Дорога на Ямал» Владимир Нак. — Люди работали с воодушевлением и отдачей. Если бы не горбачёвская перестройка, обернувшаяся развалом в стране на многие годы, дорога к Бованенковскому месторождению уже была бы открыта. Объёмы работ, которые приходилось выполнять на Ямале, составляли порядка 50% от объёмов, которые выполнялись на БАМе. При этом строительством БАМа занимались десятки трестов. Дорогу Обская — Бованенково строила фактически одна организация — «Ямалтрансстрой». Период разрухи и развала страны продлился не один год, но удержать посёлок, производственную базу, технику и костяк квалифицированных опытных работников всё-таки удалось. Сегодня «Ямалтранс-строй» набрал силу и развил такие темпы работ, что каждый день заканчивается каким-то важным, а следовательно, памятным событием. Мне хотелось бы всё это включить в книгу, но сказал себе: «Стоп!» Ямал — край неограниченных возможностей, дел там хватит надолго. Продолжатели есть — сын и внуки. Я твёрдо убеждён, что в истории «Ямалтранс-строя» будет ещё немало ярких событий. А если так, то, надеюсь, будет продолжена и эта книга.

Эта книга непременно будет продолжена. Уже в этом году — почти на 20 лет позже изначальных планов, но поезд пришёл на станцию Бованенково. Для сдачи арктической дороги в эксплуатацию строителям ещё предстоит завершить так называемую балластировку 257 километров пути от разъезда Хралов до Бованенково, обустроить станции и разъезды, провести антикоррозийную обработку металлоконструкций и покрасить мосты. Последних построено около сотни.

Самым технически сложным участком дороги стал мостовой переход через пойму Юрибея протяженностью 3,9 километра. Более 30 тысяч тонн конструкций лежат на полых металлических опорах диаметром до 2,4 метра, забуренных в вечную мерзлоту до сорока метров и заполненных армированным бетоном. Новая дорога даст возможность ежегодно завозить на полуостров Ямал по три миллиона тонн грузов, а после запуска месторождений — вывозить на «большую землю» газовый конденсат и прочие жидкие фракции. Всего на полуострове к 2030 году планируют добывать до 360 млрд кубометров природного газа в год! А запасы сказочно богатой территории оцениваются в 16 трлн кубов газа, 292 млн тонн нефти и 231 млн тонн конденсата.

Легенда Ямала

комментарий

Сергей Корепанов

председатель Тюменской областной Думы:

— С Владимиром Григорьевичем Наком я познакомился в середине 1980-х, я тогда был первым секретарём Шурышкарского райкома партии. Он приехал на Ямал создавать абсолютно новое предприятие — «Ямалтрансстрой». Встретили его с прохладцей, опасаясь, что дорога нанесёт ущерб легко ранимой ямальской тундре, пастбищам и нерестилищам. Да и руководители Лабытнаног настаивали на том, чтобы «Ямалтрансстрой» осел в городе, развивая его инфраструктуру. А Владимир Нак заложил свою базу и посёлок на станции Обская.
Впрочем, Владимир Григорьевич быстро сумел найти общий язык с органами власти и ассоциацией «Ямал — потомкам». Его приняли как своего человека. «Ямалтрансстрой» шефствовал над Шурышкарским районом, занимаясь у нас компенсационным строительством. Это когда предприятия нефтегазового комплекса в части компенсации нанесённого ущерба строили жильё, соцкультбыт, развивали инфраструктуру так называемых подшефных районов. Меня просто удивил государственный подход этого человека, его порядочность. Он железно держал данное слово. Я видел в нём зрелого профессионала и хорошего организатора. К сожалению, из-за перестроечных процессов строительство железной дороги Владимиру Наку не удалось тогда довести до конца. Его дело продолжил сын Игорь, который возглавил «Ямалтрансстрой».
Мы часто встречались с Владимиром Григорьевичем. Он очень дорожил той частью жизни, что связана с Ямалом... Было бы правильно, если бы в память о нём его именем назвали станцию или участок железной дороги. Дороги, которая открывает доступ к уникальным запасам газа и нефти. Дороги, которой будет жить вся Россия. В нашей памяти Владимир Нак навсегда останется светлым человеком, истинным патриотом своей страны. Таких людей у нас осталось не так уж много.

Нравится

Статьи по теме

№71 (4813)
22.04.2009
Александр Белов
Встретимся на станции Бованенково
№157 (4660)
06.09.2008
“ТИ-инфо”
Станция Юрибей просится на карту Ямала

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"