В конце февраля в Тюменском драмтеатре начались репетиции спектакля «Районная больница» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. Ставит его гость из болгарского города Русе — директор и главный режиссер театра имени Саввы Огнянова Пламен Панев.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD93.4409EUR99.5797
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +25...+27 °C | |
Ханты-Мансийск | -1...+1 °C | |
Салехард | -13...-15 °C |
Культура
Один «генерал» спектакля не сделает
Панев — человек в мире искусства известный. Он снял два художественных фильма («Указ №2», «Суфле д’аморе»), сделал более 50 спектаклей на родине, несколько за границей — в Турции, Германии, Сербии. Были договоренности о постановках и с российскими театрами. Но набивший оскомину кризис внес свои коррективы: от многих задумок болгарскому режиссеру пришлось отказаться. «Директор Тюменского драматического театра оказался человеком слова. Именно поэтому постановка пьесы Христо Бойчева стала возможной. Премьера спектакля намечена на 2 апреля», — уточнил режиссер. Мы встретились с Пламеном Паневым после очередной репетиции…..
— Напомните, пожалуйста, с чего началось сотрудничество тюменского и болгарского театров?
— Два года назад на театральном фестивале в Самаре я познакомился с директором Тюменского драмтеатра Владимиром Коревицким. Спустя время он приехал в Болгарию, посетил несколько наших театров. Был и ответный визит. В прошлом году я побывал в Тюмени, на фестивале «Золотой конек». Присматривался к вашему театру, актерам… Тогда и возникла идея поставить спектакль в Тюмени.
— Вы предпочитаете современную драматургию?
— Да. Но классика тоже привлекает. Я ставил «Идиота» Достоевского, «Вишневый сад» Чехова… Это были не привычные традиционные трактовки известных произведений. Мы живем в другое время, потому и ставить их нужно, учитывая реалии сегодняшнего дня.
— Почему из современных драматургов для постановки выбрали пьесу Христо Бойчева?
— Кто лучше, чем болгарский режиссер, поймет болгарского драматурга?! Христо Бойчев — очень популярный автор. Его пьесы играют в театрах по всему миру… Бойчев — мой давний друг. Мы вместе учились, обменивались мыслями. Однажды я подкинул ему идею для пьесы «Полковник-птица». В 1997 году она была отмечена престижной наградой Британского совета как лучшая пьеса на Международном конкурсе драматургов. Приз вручал известный английский автор Гарольд Пинтер… Вдохновленный успехом, Бойчев написал еще несколько пьес — «Оркестр «Титаник», «Районная больница». Она в чем-то схожа с «Полетом над гнездом кукушки» Кена Кизи.
— Когда ставите пьесы земляка, следуете за автором или допускаете свободные интерпретации, как и с произведениями классиков?
—Я часто позволяю себе вольное обращение с текстами Бойчева. Бывает, сам драматург переписывает некоторые фрагменты, внося мои поправки. Он мне доверяет. Наверное, поэтому я и согласился поставить пьесу Христо Бойчева здесь.
— На какого зрителя рассчитана «Районная больница»?
— Спектакль будет интересен зрителям от 20 до 60 лет. А восприятие зависит от уровня подготовки. Кому-то достаточно, как в сериале, проследить сюжетную линию. Кто-то сумеет разгадать подтексты. Их в пьесе — множество. Спектакль философский. Место действия не ограничивается одной страной — Россией или Болгарией. Подобная история могла произойти где угодно… Основная идея пьесы — беда от манипуляций человека человеком. Родители, сами того не осознавая, манипулируют нами с раннего детства. Они разъясняют, «что такое хорошо, а что такое плохо», приучают к определенному образу жизни… Но это — обычная отеческая забота. Трагедия начинается, когда один человек пытается, как марионеткой, управлять другим.
— Заинтриговали…
— В маленькую провинциальную больницу попадает потерявший память человек. Его нашли возле обгоревшего сельскохозяйственного самолета. О пациенте ничего неизвестно. Доктора ставят ему диагноз: Contusio Cerebris. Бедолага думает, что это его имя и фамилия. Врачи, чтобы немного развлечься, не разубеждают больного, наоборот, придумывают ему новую биографию. Якобы Контузио — американский летчик. У него в Штатах есть дом, красавица-жена. Поначалу пациент сомневается в правдивости рассказов, постепенно красивая картинка жизни начинает ему нравиться. Но однажды в больницу приходит его жена, настоящая, — обычная сельская женщина… Контузио не хочется возвращаться из выдуманного мира в реальный.
— Кто из актеров занят в спектакле?
— Не хочу называть одно имя. Если говорить, нужно упоминать всех. Актеры — не спортсмены, чтобы выделять кого-то…
— В спектакле есть женские образы?
— Всего три: пожилая женщина, жена Контузио Церебриса, санитарка Золушка. Эти роли — «бойчевские», эпизодические. Постараюсь сделать их «пистолетными» — маленькими, но запоминающимися.
— Как отбирали актеров для спектакля?
— Когда ехал в Тюмень, уже знал, что искать. Посмотрел несколько спектаклей, побеседовал с главным режиссером театра. Но роли распределял сам: мне предоставили свободу выбора… Герои пьесы — простые люди, похожие на нас с вами, потому и определиться было несложно.
— Удивите тюменцев смелыми решениями?
— Не ждите чего-то особенного. Мы хотим сделать современный спектакль. Яркий, не бытовой. Куда смелее? На сцене будет всего пять кроватей, чем-то напоминающих гробы, — и больше ничего. Хочу сделать актерский спектакль, без флирта с публикой. Думаю, зрителям будет над чем посмеяться. Или — всплакнуть… «Районная больница» — трагикомедия.
— Кто автор сценического решения?
— Ваш покорный слуга. Я придумал и костюмы для актеров, и музыкальное оформление. Человек-оркестр (смеется).
— Пламен, вам приходилось ставить коммерческие спектакли?
— Не люблю чисто коммерческие проекты. Но так получается, что многие мои постановки становятся успешными. Например, одна из последних моих работ — «Тестостерон» по пьесе Анджея Сарамоновича. Это философская и в то же время очень веселая история. Семь мужчин собираются вместе и пытаются объяснить необъяснимое — женскую природу. Чем серьезнее они рассуждают, тем смешнее выглядят… Спектакль идет с аншлагом третий год подряд. Это большая редкость в Болгарии.
— Языковой барьер не мешает общению с труппой?
— Сначала я волновался: мой русский оставляет желать лучшего. Но актеры быстро все понимают, схватывают на лету. Театральный язык — нечто большее, чем просто слова. Мне нравится, что актеры сами ищут, предлагают свои решения, а не просто выполняют желание постановщика. Я один, как генерал, не сделаю спектакль. Это коллективное творчество…
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.