28 марта 2024     

Культура   

Голос музыки и голос тишины

Отца-основателя оркестра и его бессменного руководителя Гидона Кремера называют одним из величайших скрипачей мира. А еще говорят, что это человек с уникальной музыкальной судьбой. В качестве аргументов приводят такие биографические сведения. Музыкой стал заниматься с четырех лет. Учился в Московской консерватории у самого Давида Ойстраха, и тот считал Гидона своим лучшим учеником. В 20 лет стал лауреатом сразу трех международных конкурсов: Королевы Елизаветы — в Брюсселе, имени Паганини — в Генуе и имени Чайковского — в Москве. Причем в двух последних взял первые премии.

В чем он сам видит уникальность своей судьбы, мы поинтересовались у музыканта на встрече перед концертом.

— Она заключается в том, что я сейчас сижу перед вами — живехонький, — засмеялся Гидон Кремер.

Величайший скрипач оказался человеком весьма скромным, без малейшего налета звездности и заносчивости. Беседа с ним еще раз подтвердила простую истину: чем значительнее фигура музыканта, тем меньше в нем павлиньей важности.

— Я себя не ощущаю объектом глянцевой культуры, — заметил Кремер. — Что такое эти слова: «уникальный», «выдающийся», «известный»? Мое дело — служить музыке. Понятие «карьера» для меня чуждо. Вот в этом, может быть, и заключается моя уникальность. Я считаю, что жизнь каждого человека уникальна, если он ищет свою дорогу, а не просто живет так, как ему указали жить. Исполнителю особенно важно найти свой голос. Открывать новые музыкальные страницы — это достаточно дерзкий путь. Но единственный. За 14 лет мы с оркестром объездили весь мир и заслужили право говорить о себе как о достойном коллективе, который стремится поддерживать качественную музыку. Музыка нас волнует, мы полностью отдаем себя ей, а не просто выходим на сцену покрасоваться. Каждое сочинение мы переживаем и желаем разделить эти переживания с нашей аудиторией.

— Зачастую вас представляют как странствующего музыканта. Вы можете себя назвать гражданином мира?

— Это так красиво звучит… Я действительно много странствую. Поэтому чувствую себя дома только на сцене. Быть все время в пути тяжело. Об этом я писал в своей книге «Обертоны» (Кремер — автор еще трех книг, написанных по-немецки и переведенных на русский, латвий-ский, французский и японский языки. — И.Т.). Меня не покидает желание почувствовать себя где-то дома. Жизнь странствующего музыканта скорее наказание, чем благодать, но я служу своему делу, и оно предъявляет ко мне определенные требования. И я не единственный такой. Это удел всех артистов. А что касается «гражданина мира»… Моя судьба сложилась очень пестро. Дедушка был шведом, мама — немка, сам я родился в Латвии. Моим первым языком был немецкий, потом — латышский. Я знаю английский и французский, но на русском языке говорю больше, чем на других. Однако самый близкий мне — это язык музыки. В музыке я разбираюсь точнее, чем в чем-либо другом. Насколько мне это удается? Да, бывают счастливые концерты. Но всегда находишься на каком-то расстоянии от того, что хотел бы сыграть. Идеал — как линия горизонта, к которой стремишься, но никогда не достигаешь.

— Скажите, Гидон, музыканты вашего оркестра для вас ученики или единомышленники? И почему вы предпочли сольной карьере работу в оркестре?

— К счастью, мне удается сочетать работу в оркестре с сольной деятельностью. С появлением коллектива у меня просто удвоилась нагрузка. И я иногда от этого страдаю. Музыканты оркестра — скорее, мои единомышленники. Хотя поначалу были дети. Сейчас я уже смотрю на них как на молодых коллег, которые полны сил. К оркестру отношусь крайне бережно, но и строго. Мне хотелось бы, чтобы отношение к музыке было творческим и ни в коей мере не стало рутинным. Для меня каждый участник оркестра — отдельная личность. А вместе они играют слаженно, азартно, талантливо.

— Скажите несколько слов о своем удивительном инструменте…

— С юности мне посчастливилось играть на хороших инструментах. У нас музыкальная династия — дедушка, мама и папа были скрипачами. Сперва я играл на скрипке Гваданини, которая принадлежала моему дедушке. Потом у меня были инструменты работы Страдивари и Гварнери. И вот уже шесть лет я играю на скрипке выдающегося итальянского мастера Амати. Ей почти 400 лет! Я никогда раньше не держал в своих руках такой старый инструмент. Поэтому, как только он попал мне в руки, я не смог от него оторваться. Своей скрипке я предан. Каждый день открываю в ней новые звуки. Ведь у всякого выдающегося инструмента есть свой голос и что-то неповторимое — то, что не исчисляется деньгами. Глубина и таинство таких творений неисчерпаема.

— Как часто для вашего коллектива пишут музыку современные композиторы?

— Для нас писали и пишут музыку прекрасные авторы. Например, Александр Вустин, Александр Раскатов, Леонид Десятников, Софья Губайдуллина, Гия Канчели, Валентин Сильвестров. Для нас очень важна эта творческая дружба, потому что удостоиться внимания композиторов современности — значит идти в ногу со временем. Музыка — нечто вечное, но она не музейная принадлежность. Это то, что нас окружает. И мы можем быть либо оглушенными шумами, либо находить в музыке то, что нельзя сказать словами.

— Расскажите немного о туре по России…

— Мы благодарны МДМ-банку, который устроил этот тур в рамках своей программы «Мелодий дивных мир». Наше первое выступление состоялось в Берлинской филармонии. Потом мы посетили Москву, выступили на фестивале «Черешневый лес». Побывали в Новосибирске и Томске. Приехали в Тюмень. Летом нас также ожидают гастроли во Флоренции, Австрии, Финляндии, Бельгии, Швейцарии, Чехии. Так что в отпуск пойду только в конце августа.

— А как и где вы отдыхаете? Что дает вам энергию для творчества?

— Энергию для творчества, как ни странно, дает музыка. Если я очень устал, то сажусь репетировать — и просыпаюсь для жизни, ведь музыка сама по себе энергия. А вот когда хочется отдохнуть уже от музыки, я отправляюсь в те страны, в которых не играю концертов, — на острова Тихого океана или в Камбоджу. И ищу там голос природы. Стараюсь обрести тишину, которую в моей суете найти очень трудно.

Нравится

Статьи по теме

№94 (5071)
03.06.2010
Ирина Тарабаева
Скрипач-трудоголик и его «одухотворённые лица»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"