23 мая 2025     

Общество   

Россия в поисках интеллекта

Напомним, стартовал проект два года тому назад. Региональные власти активизировали свои усилия по созданию технопарков, бизнес-инкубаторов… Замахнулись даже на замкнутый цикл: от идеи до ее претворения в жизнь, в производство. Так, в Тюмени был создан Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа, в перспективе большие надежды возлагались на творческую молодежь с их новаторскими идеями… Предполагались и полигоны. Однако не все так просто. Не случайно депутат Тюменской областной Думы, секретарь регионального политсовета ТРО ВПП «Единая Россия», куратор проекта Андрей Артюхов время от времени поднимает этот насущный вопрос.

Только в минувшем году он в составе делегации парламентариев-единороссов посетил научно-производственный комплекс «ТюменНИИгипрогаз», кадровая политика которого направлена на системную подготовку специалистов, начиная со студенческой скамьи, и где, по мнению Андрея Артюхова, «идея за короткий промежуток времени превращается в реальный продукт, в реальную технологию». Большое преимущество данного предприятия — наличие экспериментального завода, на котором научные разработки воплощаются в жизнь. Только в 2008 году было подано 22 заявки на выдачу патентов, и на апрель 2009 года 9 из них уже получено.

Тогда же куратор проекта в поисках молодых дарований побывал в гимназии №12 г.Тюмени: там проходила научно-практическая конференция, в ходе которой было заслушано двести исследовательских выступлений юных мыслителей. Правда, они носили скорее информативный, нежели аналитический характер. Тем не менее старт взят! У ребят, по мнению их наставников, большое будущее. И первое, что им надо сделать, — участвовать в олимпиадах, познавать мир науки, словом, формировать научный резерв.

Более же взрослое поколение уже на настоящий момент кое-что имеет в своей «копилке». Вот только суждено ли быть востребованными молодым ученым? Побеседовать на эту тему мы пригласили заместителя начальника управления научно-исследователь-ских работ Тюменского государственного нефтегазового университета, доцента, кандидата технических наук Олега Новоселова.

— Олег Александрович, вы являетесь одним из исполнителей проекта «Фабрика мысли». Какова его цель?

— Поддержка молодых ученых, людей, занимающихся научной, научно-производственной, инновационной деятельностью на предприятиях, в организациях, вузах.

— Вы имеете в виду поддержку государства?

— В том числе. Предусмотрено создание финансовых механизмов взаимодействия государственного и частного капиталов, а также механизмов косвенного стимулирования инновационной деятельности.

— Не секрет, что современные молодые люди не очень-то рвутся в науку. Сейчас все стремятся в бизнес либо туда, где больше платят. Обидно, что новоиспеченные педагоги, например, идут в няни, гувернантки…

— Я могу отвечать только за тот вуз, в котором работаю. На сегодняшний день более 800 студентов ТюмГНГУ втянуто в научно-инновационную работу. По итогам прошлого года в сборниках различных уровней опубликовано 350 научных статей и тезисов. Кроме того, студенты охотно участвуют в различного рода конференциях, выставках, где берут призовые места. И активность их в этом плане из года в год растет.

— Но, согласитесь, все вами сказанное происходит со студентами в стенах вуза. А по его окончании многие ли из них посвятят себя научной деятельности?

— Вот здесь-то, пока идет образовательный процесс, и закладывается фундамент их будущего. К пятому курсу они уже могут решать, идти им в науку или нет.

— Если же они выберут эту стезю, где смогут применить свои знания? В коммерческих структурах, частных компаниях? Ведь в ходе перестройки погибло множество научно-исследовательских институтов.

— Да, к сожалению, это так. Сейчас все диктует рынок, и сегодня не столько важна диссертация, сколько реальный бизнес-проект, который может быть востребован на производстве. Руководителям предприятий не нужна идея — им нужен конечный результат.

ТюмГНГУ и Западно-Сибир-ский инновационный центр — два стратегических партнера. В головном технопарке есть бизнес-инкубатор. Есть он и у нас: пусть он «мини», но он существует. Именно там сосредоточиваются студенты, молодые ученые, продвигающие свои разработки по различным отраслевым направлениям.

— А кто этих «цыплят» в инкубаторе финансирует?

— Финансовую помощь мы им не оказываем. Вуз предоставляет площадку, попросту говоря, кабинет, оборудованный компьютерами, оргтехникой, куда могут приходить молодые люди, обсуждать выношенные ими идеи, разрабатывать бизнес-планы. Но этого недостаточно, чтоб продвинуть их на рынок, получить конечный результат.

В идеале мы видим создание некоего малого инновационного предприятия, где в одном продукте были бы сконцентрированы все научные разработки молодых ученых. Но в период становления этому предприятию нужна своеобразная оболочка, которая бы оберегала его творческий коллектив. Я имею в виду оказание юридических, маркетинговых услуг, а также необходимых знаний в области менеджмента, бизнеса, бухгалтерского учета.

Такими возможностями вуз обладает. Если честно, далеко не каждый потребитель готов внедрять новацию у себя на производстве: кто-то в силу экономических трудностей, иные же по причине ее отторжения в принципе. Дело в том, что на ряде производств существует уже отработанный экономический цикл, и если в нем что-либо изменить, могут возникнуть большие потери. Иными словами, в инновационном бизнесе от рисков никто не застрахован.

— На Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа, бизнес-инкубаторы возлагались большие надежды в плане новаторских интересных идей, проектов. Однако их нет. Или я ошибаюсь?

— Видите ли, наша страна заметно отстает в техническом отношении от Запада. Те же американцы и европейцы вовремя создали инфраструктуру, отладили механизм, и туда потянулись творческие люди из разных стран, в том числе и из России.

— Произошло то, что называется утечкой мозгов?

— Совершенно верно, эти мозги стали работать на экономику других государств.

— К сожалению… Но ведь об этом говорится уже много лет. Каков же выход?

— Правительство России пытается наверстать упущенное, укрепить сектор генерации знаний, который сейчас лишен объема господдержки, существовавшего во времена СССР. Взять хотя бы постановление о развитии инновационной инфраструктуры на базе вузов.

— То есть ставка делается на вузовскую науку?

— Думаю, да. В высших учебных заведениях достаточно серьезный кадровый научный, интеллектуальный потенциал. Для примера: патентная база ТюмГНГУ на сегодня составляет 326 объектов интеллектуальной собственности. Мы являемся лидерами среди вузов УрФО.

— А вот эти запатентованные изобретения где-либо уже нашли практическое применение?

— Задача технопарков (Западно-Сибирского инновационного центра и нашего университета), бизнес-инкубаторов как раз-таки в том, чтобы их реализовать. Не просто продать, а создать основу для высокотехнологичного производства. Кстати, вышедший в августе прошлого года Федеральный закон № 217 позволяет государственным вузам быть учредителями малых инновационных предприятий, выступать в качестве самостоятельных юридических лиц.

— Университет ведь несет финансовые издержки, выплачивая пошлины для поддержания патентной базы?

— Да, конечно, ежегодно мы должны делать перечисления, в противном случае патент становится общедоступным — и любой может им воспользоваться.

— Хитро, однако…

— Да уж! Есть даже целые компании, которые выискивают в базе данных интересующие их патенты, отслеживают процесс и ждут…

— …когда кошелек плательщика опустеет?

— Именно.

— Тогда напрашивается вопрос: а все ли запатентованные изобретения так значимы, чтоб их поддерживать?

— Тут, конечно, ситуация не-однозначная, и экспертная комиссия порой испытывает затруднения в том, чтоб вынести свой вердикт по поводу востребованности того или иного интеллектуального продукта. Дело в том, что сегодня рынок готов поглотить одну инновацию, а завтра — другую, поскольку происходит смена приоритетов. Предугадать сложно. Потому сказать, что если продукт интеллектуальной собственности сегодня не востребован, значит, он вообще не нужен, мы не можем. Поступаем просто: формируем инновационный портфель изобретений, которые в средне-и долгосрочной перспективе имеют право на реализацию. Наиболее актуальные, востребованные рынком (что выявляют наши маркетинговые исследования), претворяются в жизнь.

— Вы правы, не стоит забывать народную мудрость о том, что новое — это хорошо забытое старое. Быть может, какие-то научные разработки, залежавшиеся в университетском портфеле, со временем станут новаторскими идеями?

— Все возможно. Хотелось бы сказать о том, что решением ученого совета ТюмГНГУ утверждено ежегодное проведение конкурса научно-инновационных проектов. К примеру, на один из них, прошедший в 2008 году, было выделено 10 млн рублей из внебюджетных средств университета, которые впоследствии были направлены для создания условий трем определившимся победителям конкурса, чтоб они приступили к производству своей наукоемкой продукции. Иными словами, на формирование научно-производственной инфраструктуры.

— Олег Александрович, в одном из пунктов «Фабрики мысли» говорится о грантовом финансировании проектов на конкурсной основе. Поясните, пожалуйста, суть этого понятия.

— Смысл в том, что грантовая поддержка будет осуществляться периодически, а не представлять собой одноразовую акцию. И если единороссы такой проект продвинут, то я считаю, что научно-кадровый потенциал почувствует свою значимость в свете инновационной политики.

Сегодня реальный бизнес-проект важнее любой диссертации.

Нравится

Статьи по теме

№66 (5043)
19.04.2010
Надежда Валентинова
Молодые учёные соберутся в Тюмени
№47 (5024)
22.03.2010
Андрей Фатеев
Чистые технологии

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"