20 апреля 2024     

Экономика   

Тайны чёрного золота

Откуда берется нефть?

Ученые до сих пор ведут споры о происхождении нефти. Одни придерживаются теории, что горючая маслянистая жидкость является продуктом разложения органики. Но в таком случае черное золото должно присутствовать практически повсеместно. Не могли же динозавры массово умирать только в Западной Сибири или в Персидском заливе? Вот и спорят с «органиками» последователи нашего земляка Дмитрия Менделеева, заявившего о зарождении нефти в результате химических реакций неорганических продуктов. К слову, лабораторные эксперименты доказали правоту обеих теорий. Потому, мол, и состав нефти везде разный.

Современная наука пытается объяснить еще одну загадку. На уже выработанных месторождениях неожиданно появляется легкая нефть. На Ромашкинском месторождении в Татарстане, например, зафонтанировали более 140 скважин, считавшихся нерентабельными. Шебелинское месторождение дает нефть более полувека, а его запасы только растут. Ученые выдвинули гипотезу о возобновляемости нефти. Причем подпитка идет из мантии земли по неизвестным ранее геологическим разломам. Теперь пытаются вычислить эти разломы и заложить скважины там, искусственно интенсифицируя природный приток нефти. Если гипотеза верна, то при разумной разработке месторождения можно разрабатывать вечно.

Горное море

Кое-кто из обывателей уверен: нефть сокрыта под землей в неких озерах или даже морях. Успевай бурить скважины и откачивать черное золото. На самом деле все гораздо сложнее. Нефть накапливается в пластах песчаника, известняка, прочих осадочных горных породах, называемых коллекторами. Коллекторы тверды как камень, только очень пористы. В этих порах под давлением и находятся углеводороды.

Человечество за свое существование придумало немало способов поиска перспективных залежей и их разработки. В персидском царстве Киссия две с половиной тысячи лет назад нефть черпали ведрами из колодцев, а в Италии XVI века маслянистую жидкость выжимали с помощью пресса из предварительно измельченных и нагретых нефтесодержащих пород. В наше время добыча нефти относится исключительно к разряду высочайших технологий.

Искусственная суша

Приобское месторождение тюменские геологи открыли в самом начале 1980-х. И хотя его геологические запасы оцениваются в 5 млрд тонн, разрабатывать Приобку начали совсем недавно. Северную часть осваивает «Роснефть», а южную — в 65 километрах от Ханты-Мансийска — «Газпром нефть». Отсюда мы и начали свой путь по следам черного золота.

Рукотворные промышленные пейзажи красуются среди сплошных болот. Иртыш, разрезающий месторождение, хорошо погулял в свое время. Его русло раскинулось на 30 километров. Вся суша здесь создана искусственно. Нефтепромыслы и внутрипромысловые дороги подняты на 4,5 метра! На отсыпку площадок выходят до 350 самосвалов. Их откосы укрепляют георешеткой и корешками ивы. Ведь с мая по июль вокруг плещется вода.

Когда-то в эти заброшенные места советская власть сослала десятки тысяч раскулаченных крестьян с Украины, Поволжья, Урала. Противников сталинского режима с грудными детьми и стариками сплавляли баржами по Иртышу, высаживая затем на безлюдных берегах без каких-либо средств к существованию. Только на территории нынешнего Ханты-Мансийского района появилось тогда полтора десятка спецпоселков. Некоторые из тех поселений оказались в окрестностях Приобского месторождения.

Игра в шахматы

Если бы не новые технологии, открытая в прошлом веке Приобка так и оставалась бы нераспечатанной. Из-за низкой проницаемости тех самых коллекторов о какой-либо рентабельности не могло быть и речи, дебит пробуренных скважин не превышал изначально пяти тонн в сутки. Сегодня «Газпром нефть — Хантос» выжимает из недр на порядок больше, дебит отдельных скважин достигает сотни тонн в сутки. А скважин на Южной Приобке — добывающих и нагнетательных — без малого полторы тысячи. Бурение продолжается.

Огромная установка, принадлежащая буровой компании «Евразия», движется по рельсам. В недрах исчезают тысячи метров металлических труб. Каждые две недели появляется новая скважина. Получаются стройные ряды: от одного устья до другого — девять метров. Но картина обманчива. Наклонно-направленное бурение позволяет вскрывать продуктивные горизонты на расстоянии нескольких километров от устья скважины. На карте месторождение напоминает шахматную доску, каждый квадрат которой — размером 500 на 600 метров — разбурили или намерены разбурить. В планах текущего года значатся три сотни новых скважин.

Следом за нашей «Евразией» движется американская «Halliburton», с помощью гидравлического разрыва кратно повышающая дебит пробуренных скважин. Эта компания осуществила гидроразрыв пласта еще в 1949-м, впервые в мире. Тут же задействована и заокеанская «Baker Hughes centrilift», глубоко в недра погружающая свои электрические центробежные насосы, которые в абсолютно аномальных условиях и качают нефть, газ и воду на поверхность.

Сродни «Пепси-коле»

Журналистам представилась редкая возможность увидеть свежедобытую нефть. Вернее, некую бурую эмульсию, напоминающую «Пепси-колу». Дымящийся коктейль мастер, открыв специальный краник, набрал в бутылку для лабораторного анализа. Со временем смесь осядет примерно втрое. Из нее уйдут метан, пропан и прочие фракции попутного газа. На дренажной напорной станции отделят большую часть воды, которой на Приобском месторождении порядка 25-30%, а затем закачают ее обратно под землю для поддержания в пласте необходимого давления.

Отсюда по нефтесборному трубопроводу добытая жидкость поступает на установку подготовки нефти. Это целый завод с сепараторами, подогревателями, отстойниками и резервуарами. Здесь черное золото доводят до товарных кондиций и сдают в трубопроводную систему «Транснефти».

Попутные хлопоты

Попутный газ полыхает пока в факелах, загрязняя атмосферу. Но в «Газпром нефти» обещают: явление это временное. По соседству построена Южно-Приобская газотурбинная электростанция, снабжающая промыслы энергией. Ее возведение обошлось в 2,4 млрд рублей. Однако первые четыре энергоблока по 12 мегаватт пермского объединения «Искра» работают на природном газе. При полной загрузке в топках ГТЭС каждые сутки сгорает 340 тыс. кубов голубого топлива.

Для того чтобы топить котлы нефтяным газом, его надо предварительно очистить. Такая задача поставлена. И решаться она будет комплексно, одновременно со строительством Южно-Приобского газоперерабатывающего завода и второй очереди Южно-Приобской ГТЭС. В любом случае уже к 2012 году нефтяники обязаны довести утилизацию попутного газа до 95%.

Вкалывают роботы

Продемонстрировали журналистам и уникальный цех по диагностике и ремонту насосно-компрессорных труб. Тех самых, что опускают в скважину на несколько километров. Одна колонна состоит из нескольких сотен свинченных друг с другом труб, а ее вес исчисляется десятками тонн. Из-за одной бракованной трубы или одного негерметичного соединения скважина надолго может выйти из строя. Хорошо еще, если авария обойдется без человеческих жертв.

Покупка труб на металлургических заводах не гарантирует безопасности. Недавно в цехе провели дефектоскопию 4 тысяч новых труб, 120 из них оказались с браком. Тогда как отремонтированные полностью соответствуют ГОСТу. Каждую трубу, пришедшую с промыслов, здесь тщательно промоют, прогонят через дефекто-скоп, который выявит не только все продольные и поперечные дефекты, но и скрытую ржавчину. Далее автомат удалит потенциально опасные участки, на трубу нарежут резьбу. На трубу заново нарежут резьбу, после этого ее заполнят водой и опрессуют под давлением в 300 атмосфер. Остается лишь поставить пластиковые за-глушки и отправить на промысел.

Высокоавтоматизированный цех Ноябрьской трубной базы на Южно-Приобском месторождении перелопачивает по 600 тонн труб в месяц. При такой прожорливости за первый же год работы он окупит все затраты на строительство, а в последующем будет экономить для компании около 250 млн рублей ежегодно.

— Все, что здесь сделано, — это разработка «Газпром нефти», — с гордостью заявляет управляющий Ноябрьской трубной базы Евгений Унятицкий. — Ноу-хау нашего предприятия! Все запатентовано. Некоторые узлы и оборудование не имеют аналогов в мире.

Рожденный в СССР

Черное золото на Омский НПЗ, принадлежащий «Газпром нефти», поступает по магистральному трубопроводу. Каждый час — триста кубов. Это уже совершенно не та нефть, что добывают на Южно-Приобском месторождении. Это более легкая и менее сернистая западно-сибирская смесь. Так что омичам повезло гораздо больше, нежели коллегам из Москвы и других регионов, вынужденных питаться тяжелой нефтью.

Сам завод, спорящий за первенство с «Киришинефтеоргсинтезом», занимает 13 квадратных километров. Целый город в городе. «Газпром нефть», получившая пять лет назад в наследство от «Сибнефти» Романа Абрамовича контроль над заводом, попыталась оптимизировать пространство, распродав ненужные земли под застройку. Не получилось, слишком уж разбросаны по территории одиннадцать действующих технологических установок.

Первую установку в Омске пустили 5 сентября 1955-го. Решение о строительстве принимал еще вождь всех народов Иосиф Сталин. На воплощение решения в реальность советским инженерам потребовалось долгих пять лет. Одновременно проложили нефтепровод из башкирского Туймазы. Уже через пару лет на заводе пустили вторую, третью, четвертую, пятую установку. Завод поставлял стране дизельное топливо, смазочные масла и бытовой газ.

В середине 1960-х баржи доставили на Омский завод первую тюменскую нефть. А осенью 1967-го запустили долгожданный нефтепровод Усть-Балык — Омск, действующий до сих пор. С этого времени НПЗ год от года набирал обороты. В 1980-м он достиг пика, переработав 28 млн тонн черного золота. С падением Союза стала падать и переработка. К концу XX века аппетиты отечественного гиганта сократились до 12 млн тонн.

Европейские стандарты

Сегодня установленная мощность Омского НПЗ составляет 19,5 млн тонн сырой нефти. И «Газпром нефть» стремится выйти на данный показатель, целенаправленно повышая загрузку и глубину переработки. В 2009-м, например, здесь переработали 18,43 млн тонн, а глубина достигла 86,66%. Неплохие результаты, если учесть, что в среднем по отрасли глубина переработки с трудом превышает 70%. По инновационному сценарию социально-экономического развития страны эту самую переработку лишь к 2020 году планируют углубить до 83%, а к 2030 году выйти на 90%. От Америки и Европы мы отстаем едва ли не на поколение, совершенно бездарно разбазаривая природные богатства и наплевательски относясь к самой природе.

В Калифорнии, Нью-Йорке и прочих штатах той же Америки, за которой мы гонимся всю сознательную жизнь, еще с 1995-го обязали продавать реформированный, или особо чистый бензин, аналог экологического стандарта Евро-4. Кстати, глубина переработки за океаном — 96%! В Евросоюзе разработали уже стандарт Евро-6. Наши же заводы продолжают гнать топливо Евро-1. Все попытки перейти на более жесткие требования к качеству топлива встречают сопротивление. Согласно техническому регламенту, утвержденному в феврале 2008-го, в России с прошлого года предполагали запретить производство бензина стандарта Евро-2, а с января текущего года — Евро-3. Но техрегламент по просьбам «трудящихся» быстренько подкорректировали, продлив переход на пару лет.

Вот только поможет ли подобная отсрочка? Ведь три четверти дизельного топлива не соответствует даже Евро-1. Более трети бензинов, причем выпускаемых по действующим в России ГОСТам, не укладывается в Евро-2. Широко известный АИ-92 де-факто не проходит по экологическому стандарту Евро-3. А с 1 января 2009-го он должен был полностью исчезнуть на бензоколонках, уступив место гораздо более чистым бензинам, а следовательно, сократив вредные выбросы в атмосферу и сохранив здоровье себе и своим близким.

Россия продолжает оставаться заложником советской экономики. «У страны Советов, — замечает технолог Омского НПЗ Дмитрий Храпов, — была самая большая армия, самое мощное сельское хозяйство. Потому заводы долгое время гнали (да и продолжают гнать до сих пор) низкокачественное топливо для танков и тракторов. О горючем для автомобилей не думали до тех пор, пока не построили АвтоВАЗ».

Впрочем, надо воздать должное плановой экономике. В 1970-х и 1980-х по всей стране активно строились современные нефтеперерабатывающие заводы. Мозырьский, Лисичанский, Мажейкяйский, Павлодарский, Чимкентский… Правда, все они в одночасье оказались за границей. В Беларуси, Украине, Литве, Казахстане. России достались в основном старые заводы. Переход на новые стандарты требует тотальной модернизации существующих производств, тянущей на десятки миллиардов долларов.

Чистые выхлопы

И Омский НПЗ подает неплохой пример. Пару лет назад здесь освоили выпуск бензинов «Супер-Евро 98» и «Премиум-Евро 95», отвечающих требованиям стандарта Евро-3. Впрочем, их доля в общем объеме произведенных автобензинов не превышает пока 11%. Но модернизация продолжается. К концу года «Газпром нефть» обещает запустить крупнейшую в стране установку изомеризации легких бензиновых фракций. Реакцию синтеза будет поддерживать весьма дорогостоящий платиновый катализатор. На следующий год намечен пуск еще двух установок — гидроочистки бензинов каталитического крекинга и гидроочистки дизтоплива. Лицензиарами определены американская «UOP» и французская «AXENS».

Солидные вложения позволят нарастить производство моторных топлив, отвечающих нормам «Евро-4» и «Евро-5». «Но, чтобы дышать чистыми выхлопами, придется заплатить, и очень хорошо заплатить», — предупреждает автовладельцев о неминуемом повышении цен Юрий Голованов, начальник лаборатории технического контроля Омского НПЗ. Тем более что государство российское выстроило полную абсурда налоговую систему: чем качественнее топливо — тем выше акцизы. Налоговая составляющая у нас в цене бензина достигает 60%, а в тех же США — порядка 23%. За все в конечном итоге расплатится отечественный потребитель.

2,5 тысячи лет назад на Ближнем Востоке нефть черпали ведрами из колодца.

$40 млрд дополнительного дохода могла бы получать Россия, если бы сама перерабатывала всю добываемую нефть, повысив глубину переработки до 95%.

224 завода перерабатывают нефть в России. 116 из них не сертифицированы, не лицензированы
и не зарегистрированы, но отгружают готовую продукцию.

1,5 трлн рублей российские компании в ближайшие пять лет готовы направить на модернизацию отечественной нефтепереработки.

Нравится

Статьи по теме

№75 (5052)
05.05.2010
Андрей Фатеев
Топливо и энергия
№65 (5042)
16.04.2010
Андрей Фатеев
Топливо и энергия

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"