25 апреля 2024     

Общество   

Генплан Тюмени. Перезагрузка?

Однако с утверждением Генплана города история его «преображений» не закончилась. На днях представители Омского института территориального планирования (ИТП) «Град» представили местному архитектурному сообществу Комплексный проект по разработке градостроительной документации на территорию города Тюмени 2009-2011 гг.
Согласно контракту специалисты института должны до конца следующего года внести все необходимые изменения в Генплан, разработать проекты планировочных районов города и перевести всю документацию в электронную форму.
Отметим: встреча прошла по инициативе правления Тюменского отделения Союза архитекторов России. Поводом для разговора стала публикация статьи заслуженного архитектора России Виктора Станкевского «Забавные приключения Генплана в Тюмени», опубликованная в «Тюменских известиях» в июле этого года.
«Она несколько взбудоражила нас и заставила задуматься о том, что работу по подготовке комплексного проекта необходимо широко освещать в средствах массовой информации», — заявил главный инженер института Сергей Фигуренко.
Собрание, по замыслу участников, должно стать первым из целой серии подобных. Однако премьера, мягко скажем, не состоялась: разговор между разработчиками нового документа и архитекторами явно не клеился.

До основанья, а затем?

Недоумение у местных архитекторов вызвал сам факт вносимых в Генплан изменений, которые потребовались уже через год после его утверждения.
Представители института назвали это переосмыслением прежнего документа. Главный архитектор ИТП «Град» Ирина Стуканева подчеркнула: говорить о создании совершенно нового документа в данном случае не приходится. В работе специалисты опирались на решения утвержденного в 2008 году Генплана города, и между двумя документами прослеживается прямая преемственность.
«Все базовые положения прежнего Генплана в наших документах сохранены, — прокомментировала она. — Речь идет скорее о жизни Генерального плана в новых законных условиях. На сегодняшний день мы уже имеем порядка 500 заявлений от жителей города с просьбой внести коррективы в этот документ. И все их необходимо так или иначе учесть».
Этот цикл, по словам Сергея Фигуренко, можно считать бесконечным: ведь территория города непрерывно развивается: «С градостроительными документами надо постоянно работать, внося изменения с учетом тех или иных решений, сложившейся в городе социально-политической и социально-экономической ситуацией».
Поэтому важной частью работы представители института считают создание электронной модели развития города — информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). «В нее можно будет планомерно вживлять все принимаемые градостроительные решения», — считает разработчик проекта.

Иные формы работы

Спора нет: в XXI веке и градостроительство должно наконец отойти от тысячелетней давности носителей и обрести более динамичную цифровую форму. Тем более что работать с электронными носителями проще. Даже с точки зрения элементарных трудозатрат.
Однако на создание подобной системы нужно потратить немало времени и сил. В Тюмени для этого необходимо актуализировать все топографические съемки, привести их к единому координатному знаменателю. Попросту говоря, создать единое информационное пространство города с единой системой координат. Именно оно и станет основой информационной системы градостроительства.
В идеале, подчеркивают разработчики проекта, в электронную модель города должны быть внесены все объекты капитального строительства. О каждом из них в информационной базе будет занесена полная информация: функциональное назначение объекта, его этажность, количество проживающих, адресная привязка, техническое состояние и допустимые инженерные нагрузки.
Помимо объектов капитального строительства, сетей, дорог в электронную систему войдет информация о зонах градостроительных ограничений, зонах, подверженных риску возникновения ЧС, и так далее. То есть все, что необходимо учитывать при разработке градостроительной документации.
Данные, накопленные в информационной системе, позволят быстрее находить ответы на актуальные вопросы, касающиеся развития города.
Сергей Фигуренко привел такой пример: сейчас в городе остро стоит вопрос с обеспеченностью дошкольными учреждениями. Однако понимания того, сколько конкретно детсадов не хватает, пока нет. Благодаря информационной системе можно будет проследить эту ситуацию по каждому из существующих в городе планировочных районов.
«Мы смотрим, сколько граждан постоянно проживает на этой территории и, используя местные нормативы градостроительного проектирования, определяем нормативную потребность в этих объектах», — рассказал Сергей Фигуренко. Так, в Тюмени на сегодняшний день работает 840 дошкольных образовательных учреждений. По нормативу должно быть 1030. Дефицит виден сразу. А сколько в каком районе надо построить детсадов, можно будет решить, исходя из потребности конкретной городской территории.
«Так же можно проверить ситуацию и со всеми остальными учреждениями: магазинами, клубами, бассейнами, поликлиникам и так далее», — сообщил представитель института.

Город-робот?

Фактически одной из функций информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) станет управление развитием города. Система будет подсказывать целесообразные решения, основанные на нормативно-правовой базе. Чиновнику в данном случае необходимо будет лишь правильно формулировать запрос.
Остается открытым вопрос о том, насколько жизнеспособными станут электронные решения. Заслуженный архитектор России Виктор Станкевский считает такой подход к развитию города ущербным.
«Сегодня мы пытаемся отрегулировать процесс градостроительства настолько, что местным чиновникам останется только кнопки нажимать, — эмоционально откликнулся он на доклад. — Но ведь ситуация меняется практически ежедневно. И как можно сегодня планировать на 20 лет вперед?»
Специалисты института парировали отклики на свое выступление простыми примерами. Ведь переход на электронные носители не отменяет необходимости человеческого участия в процессе развития города.
На сегодняшний день в РФ активно развивается программа электронного правительства, подчеркнула Ирина Стуканева. Тюмень как город с большими амбициями и высокими инвестиционными показателями должен стать одним из лидеров данного процесса и продемонстрировать на своем примере готовность регионов воспринимать электронные услуги в сфере строительства.
Кроме того, проводимая сегодня работа поможет отстоять интересы муниципалитета в части использования земельных участков, нужных для городского развития.
Например, проектами планировки будут четко закреплены красные линии. «В Тюмени мы столкнулись с игнорированием общественных интересов. За счет того, что в городе развита точечная застройка, а центральная его часть имеет высокую градостроительную ценность, мы наблюдаем сокращение земель общего пользования. Важнейшая задача при этом — закрепить интересы муниципалитета и общественности в размещении объектов транспортной и инженерной инфраструктуры», — рассказали омичи.

Что меняется?

Вторая часть беседы касалась непосредственно Генерального плана города Тюмени и тех изменений, которые предлагают внести в него специалисты ИТП «Град».
Пожалуй, главное изменение нового документа — ожидание того, что Тюмень станет миллионником уже в 2030 году. Стабильно высокий прирост населения, наблюдаемый в последние несколько лет, позволил сформулировать и техзадание к разработчикам: произвести расчет параметров функциональных зон и объектов обслуживания на территории города на миллион жителей с расчетом до 2030 года.
«Сегодня только зарегистрированное население города составляет 600 тысяч человек, — подчеркнула Ирина Стуканева. — Плюс еще незарегистрированное население и жители тюменской англомерации. Таким образом, уже сегодня в Тюмени нагрузка на объекты обслуживания составляет порядка миллиона человек».
Вместе с тем, заявила она, ключевые позиции развития города сохранены неизменно.

С привязкой к местности

Сейчас проекты планировок разработаны на пять городских районов: Тарманский, Гилевский, Тюменский, Южный и Центральный. До конца года будут утверждены документы еще по трем районам: Березняковскому, Антипинскому и Комаровскому. Еще 11 городских территорий получат свой завершенный градостроительный вид в следующем году. Всего же, в соответствии с комплексным проектом, Тюмень будет поделена на 19 планировочных районов. Разработка планировки каждого из них ведется с привязкой к земельному кадастру. Таким образом, документы будут максимально конкретными и готовыми к исполнению.
Развитие центра города видится специалистам института с выносом его управленческих функций в общественно-деловой диаметр (на улицы Мельникайте и Пермякова). Многоэтажное строительство останется на юго-востоке Тюмени.
А вот в районе Червишевского тракта предлагают отказаться от многоэтажной застройки повышенной этажности: «Мы пробовали оставить многоэтажную застройку в южной части города. Но при таком раскладе она из транзитной для транспорта площадки станет едва ли не главным потребителем городских транспортных потоков. В условиях мелкой квартальной застройки это приведет территорию к транспортному коллапсу. Во-вторых, эта территория на сегодняшний день уже застроена частными домами. Решение вопроса строительства многоэтажных домов в таких условиях крайне сложно. Подчас серьезные инвестиционные проекты разбивались о нежелание конечных землепользователей съезжать с земельных участков».
Изменения коснулись территории по улице Мельникайте. Сейчас здесь расположена промышленная площадка. С выходом створа улицы и продолжением ее до Велижанского тракта и улицы Щербакова территория получает дополнительный импульс. Здесь предлагают разместить коммерческо-деловую с перспективой на общественно-деловую зону. Это своего рода въезд в линейный центр города, и хотелось бы видеть его преобразованным: более красивым и насыщенным иной функцией.
Преобладающая индивидуальная застройка сохранится в северо-западной части города. Тогда как промышленные территории останутся на севере. И в перспективе основные производства будут располагаться именно в этой зоне.
Важный вопрос для города — утилизация и захоронение бытовых отходов. Площадку для этого предполагается разместить за северной промзоной.
Рассмотрели проектировщики и вопросы с сохранением и закрытием кладбищ. До сих пор остается открытым вопрос по размещению перспективных кладбищ, так как вынос городского кладбища за 40 километров от городской черты пока не представляется возможным. Не решен вопрос и с размещением крематория. В утвержденном генеральном плане предполагалось построить его на старом Тобольском тракте. Но жители этого района не хотят жить рядом с крематорием. Омичи предлагают расположить крематорий по Велижанскому тракту, вынеся его за городскую черту.
Есть в городе и такой участок, где можно разместить высокоэтажную деловую застройку — Тюмень-сити. Он может разместиться на месте аэропорта Плеханово. По своей транспортной организации этот участок наиболее привлекателен. Участок свободен от застройки. В будущем здесь могут разместиться учебные корпуса, лаборатории для изыскания, студенческие общежития, выставочные площадки и многое другое.

И снова о транспорте

При разработке транспортной схемы закладывались очень серьезные показатели: Тюмень должна развиваться как крупный европейский город.
Сегодня наиболее крупным потребителем и поставщиком транспортных услуг является центральный планировочный район. Каждое утро город приезжает в центр и каждый вечер разъезжается из него. В этой связи приоритетным кажется увеличение доли общественного транспорта. Другая возможность — рассредоточение крупной обслуживающей функции из центра города по улицам Мельникайте и Пермякова.
Задача комплексного проекта заключается в том, чтобы создать в каждом планировочном районе свои центры обслуживания. Тюменцы не должны ездить в другой конец города, чтобы получить ту или иную услугу. Но если человек все-таки поехал в центр, он должен иметь достойную альтернативу личному транспорту. Все это позволит городу не скатываться дальше в транспортный коллапс.
«Коль скоро мы планируем по возможности пересадить тюменцев с индивидуального транспорта на общественный, нам необходимо разработать дополнительно большое число маршрутов, — заявили представители ИТП «Град». — И мы эту работу уже провели: определили схемы движения транспорта, зоны его отстоя, разворотные площадки и т. д.»
Еще одна важная задача транспортной схемы — вывод из города транзитного транспорта. Тюмень — это транспортный узел. Поэтому городу уже сегодня необходимо строительство обхода в восточной и южной части. К слову сказать, по мнению новых разработчиков, вокруг областной столицы должно быть сформировано одно, а не два транспортных кольца. Этого вполне хватит, чтобы вывести из города весь транзитный транспорт.
А вот вынос Транссиба за пределы города омичи посчитали пока утопией. «У железной дороги есть конкретный хозяин — ОАО «РЖД». И мы можем сколько угодно рассуждать, нужен в городе Транссиб или нет, но его владелец пока не собирается инвестировать средства в перенос. В ближайшей перспективе это не случится, — напомнил Сергей Фигуренко. — Не выдерживает критики и предложение сделать на месте Транссиба восьмиполосную магистраль. Она станет таким же естественным препятствием, что и железная дорога. Количества путепроводов через нее потребуется столько же, если не больше. А уровень антропогенной нагрузки увеличится. Таким образом, мы от одного зла уйдем, а другое приобретем».
Что из предложенного удастся воплотить сначала в электронном виде, а потом и в жизнь — покажет время. Впереди еще много работы — согласование и утверждение всей имеющейся в базе информации, доработка проектов планировки, их публичное обсуждение и утверждение.
Хочется надеяться, что на этом в разработке Генплана города можно будет если не поставить точку, то по крайней мере сделать некоторую паузу.
Чтобы успеть накопить новые предложения и изменения....

Нравится

Комментарии к статье

кирилл: 24.11.2012 13:17
мне кажется будет лучше если все институты и техникумы вынесут за пределы города и сгруппируют все в одном месте. так можно сократить проезд машин по центру города для студентов. в центре города оставить только административные здания учебных заведений или лучше тоже их перенести туда же. это хоть немного но разгрузит цент города. да и не надо студентам будет мотаться из одного корпуса в другой через весь город. продублировать транссибирскую магистраль, южнее или севернее города. так же можно перенеси жд вокзал к зонам куда будут вынесены предприятия. и ещё может стоит построить одно очень большое здание администрации города что бы все комитеты и управления находились в одном месте????
Олеся: 26.11.2012 09:38
Здание таких размеров еще не спроектировал ни один архитектор. Это я про ";большое здание администрации города";.

Статьи по теме

№132 (5109)
04.08.2010
Владимир Станкевский
Ох, рано сдаёт Охрана...
№120 (5097)
15.07.2010
Виктор Станкевский
Забавные приключения Генплана в Тюмени

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"