В сентябре 2009-го Тюменская областная научная библиотека им. Д.И.Менделеева открыла свои двери после реконструкции. И — поразила воображение всякого, кто вошел в нее.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD94.87EUR104.7424
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +12...+14 °C | |
Ханты-Мансийск | +7...+9 °C | |
Салехард | 0...+2 °C |
Культура
Сергей Буреш: «Живую книгу компьютеры не заменят…»
Вместо каменных стен и тяжелых дверей — стекло и воздух. Просторные залы с автоматизированными читательскими местами, светлые холлы с удобными креслами, повсюду цветы, информационные табло-путеводители, панорамный лифт. На первом этаже — вообще невидаль (в «научке» такое и представить было невозможно!) — интернет-кафе и детская игровая комната.
Мы пришли сюда вновь через десять месяцев, чтобы посмотреть, как работает современный «организм» библиотеки. Нас встретил новый директор Сергей Буреш, который приступил к своим обязанностям в феврале 2010 года. Выпускник Московского авиационно-технологического института, работал в Москве, а затем приехал в Тюмень, где окончил Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ТГНГУ по специальности «Производственный менеджмент». Трудился в сфере IT-технологий и сейчас, в библиотеке, тоже имеет дело с информацией.
— Сергей Владимирович, современное оборудование, которым оснащена «научка», не было готово работать сразу в полной мере. Можно ли сказать, что сейчас библиотека функционирует на все сто?
— Высокотехнологичная оснащенность библиотеки не шутка. Сегодня мы занимаемся настройкой всех систем, наладкой оборудования, изучаем его потенциальные возможности. Особое значение в современной библиотеке приобретает отлаженная работа комплекса информационно-технологических процессов и операций: комплектование фондов, каталогизация, аналитико-библиографическая деятельность, обслуживание пользователей, организация и хранение фондов, формирование статистических отчетов, системы создания электронных копий документов, системы идентификации пользователей. Всего того, что позволяет по-новому взглянуть на технологию основных направлений деятельности библиотеки.
Недавно мы подключили наши мультимедийные кресла к Интернету. А хотелось бы еще, чтобы пользователи, удобно устроившись в этих креслах, имели доступ к единой информационной базе библиотеки. Читатель должен получать информацию в полном объеме, где бы он ни находился: в читальном зале, холле, мультимедийной кабине или интернет-кафе. Есть и другие очень важные для библиотеки вопросы: например, комплектование фондов, выверенное и целенаправленное. Стараемся, чтобы в максимально короткие сроки информация на традиционных и электронных носителях стала доступна для наших пользователей.
— Несколько лет тому назад невозможно было даже представить себе такую читательскую свободу в научной библиотеке. Сейчас посетителям доступно дорогое оборудование, только протяни руку. Однако библиотека должна следить за его сохранностью, безопасностью…
— Мы доверяем нашим читателям и делаем все, чтобы они чувствовали себя комфортно в библиотеке. У нас есть своя служба безопасности, главная задача которой — обеспечить надежную защиту жизни и здоровья пользователей, сотрудников, а также сохранность материальных и информационных ресурсов, находящихся в здании и на территории библиотеки, при этом быть как бы незаметной. Здание оснащено серьезной системой видеонаблюдения.
— Раньше в читальный зал невозможно было прошмыгнуть мимо такого сурового охранника, а сегодня только улыбчивые дамы отдела регистрации и учета, которые никому не преграждают путь…
— Это обязательное условие. Наша система безопасности не должна отталкивать читателей. Посетители могут свободно пользоваться всем, что в библиотеке имеется для удовлетворения их информационных потребностей и приятного проведения досуга. Мы делаем все возможное для организации спокойной работы пользователей.
— Хочется продолжить сравнение — как было раньше и что есть сейчас. Помню унылую очередь, тянувшуюся к окошку, за которым оформляли читательские билеты…
— Работаем мы оперативно. Читательский билет посетитель получает в течение трех минут. Для этого нужно лишь предоставить паспорт и сфотографироваться. Две минуты уходит на то, чтобы внести в компьютер необходимую информацию из паспорта, и минута — на печать самого билета. Все!
— Сергей Владимирович, посетителем научной библиотеки можно стать с 14 лет, но, насколько мне известно, вы хотели бы привлечь сюда и более юных читателей. Как это осуществить?
— Маленькие читатели и сегодня могут к нам прийти. У нас есть детская игровая комната. Детям до 9 лет там будет интересно. А вот что предложить ребятам постарше, которым еще не исполнилось 14?.. Этот вопрос мы сейчас решаем. Он непростой. Существуют определенные требования законодательного характера. Чтобы записаться в научную библиотеку, необходим паспорт. Но, уверен, со временем мы решим и эту проблему.
— После реконструкции библиотеку открывали с претензией на то, что по уровню оснащенности она станет едва ли не самой лучшей среди российских библиотек…
— Суть ведь не в том, какой техникой оснащена библиотека. Правительство области, инициировавшее реконструкцию, стремилось не к тому, чтобы оснастить библиотеку суперсовременным оборудованием, а к тому, чтобы создать все необходимые условия для хранения библиотечных фондов и комфорта жителей и гостей города, пользующихся библиотечно-библиографическим услугами. Поэтому заявлять, что мы — лучшие, не будем. А будем стремиться к тому, чтобы наш читатель был доволен. На это и направлены все наши усилия.
— Какие новые услуги может предложить читателю изменившаяся до неузнаваемости библиотека?
— Библиотека после реконструкции представляет собой уникальный социальный объект, нацеленный на создание благоприятных и комфортных условий для посетителей. У нас есть многофункциональный конференц-зал, пресс-центры, литературно-музыкальная гостиная, интерактивное кафе, зоны рекреации, детская игровая комната, сервисные центры, книжный киоск, а также созданы условия для обслуживания лиц с ограниченными возможностями.
Главная услуга, которую оказывает библиотека, — предоставление информации, и этот процесс, замечу, претерпел серьезные изменения. Сейчас поиск необходимых документов по электронному каталогу, формирование и отправка заказа по сети в книгохранилище и, что немаловажно, доставка необходимых документов в указанный читальный зал происходит в течение 5 минут. Раньше заказанную книгу приходилось ждать от 30 минут до 1 часа, и еще была вероятность получения отказа. Сегодня же статус книги (свободна она или занята) виден сразу. Кроме того, данные о читателе и о полученных документах считываются и отображаются на мониторе компьютера, что также упрощает процесс обслуживания для библиотекаря и получения информации для читателя. К услугам читателей бесплатный Интернет, сенсорные киоски, которые позволяют получить информацию о библиотеке и ее услугах, не прибегая к подсказкам сотрудников, а еще оборудованные места для беспроводного подключения к Интернету и многое другое.
Скоро в библиотеке начнут работать специальные терминалы, при помощи которых посетители сами смогут копировать и распечатывать информацию. В будущем нам очень хотелось бы предоставить читателям доступ к электронным фондам библиотеки через Интернет. Но пока не все вопросы решены…
— О, это будет очень удобно. Но тогда и в библиотеку никто не пойдет…
— Почему? Люди любят подержать в руках книгу. А в фондах библиотеки хранится около 2,7 миллиона изданий на разных носителях, из них 2,6 миллиона — печатные. Не забывайте и о том, что мы располагаем самым полным в регионе собранием краеведческой литературы. И не все они оцифрованы, а значит, большая часть из них найдет своего читателя…
— Нет ли опасности, что современные технологии постепенно вытеснят из библиотеки живую книгу?
— Традиционная книга у нас останется. Ее ничто не заменит — ни планшетные компьютеры, ни айфоны, ни PSP. Но поскольку в обществе изменились подходы к работе с информацией, то мы должны соответствовать. Останемся только с книгами, значит, оттолкнем от себя огромное количество людей, главным образом молодежь. Мы должны меняться вместе с нашими читателями, удовлетворять их информационные потребности и предоставлять необходимую информацию на том виде носителя, с которым им в данное время и в данном месте удобно работать.
Завершая встречу, Сергей Буреш подчеркнул: «Библиотека останется библиотекой вне зависимости от носителя информации. Будь это книга или электронное издание, их основное назначение — хранить и передавать накопленные знания поколениям. Направляя свою деятельность на оперативное и качественное предоставление информации, мы наряду с традиционными реализуем и новые возможности информационного обслуживания пользователей. Важно только, чтобы каждое посещение библиотеки оставляло у читателей благоприятное впечатление, принесло им реальную, ощутимую пользу, а homo legens (человек читающий) всегда был и остается желанным гостем в нашей библиотеке».
9 тысячквадратных метров — такую площадь занимает Тюменская областная научная библиотека на шести этажах.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.