27 апреля 2024     

Общество   

В суд. Пока что на экскурсию...

Такую задумку сотрудники Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Тюменской области реализовали в рамках очередной профилактической акции «Закон суров, но это закон!». Целевой группой мероприятий ведомства стали трудные подростки, за которыми уже значатся определенные проступки. Это ребята, которым не помешало бы посмотреть своими глазами, какое наказание может быть назначено за неправомерные поступки. В суд лучше ходить в качестве экскурсанта. Это пытаются объяснить ребятам люди в погонах.

Подростков приглашают на судебные заседания, когда оглашается приговор. Учитывая специфику наркоконтроля, для посещения выбираются заседания, где объявляются наказания торговцам зельем. Сотрудники ведомства соглашаются с тем, что акция носит характер «шоковой» терапии. Именно поэтому участники экскурсий — ребята старше 14 лет. Зато посещение суда наглядно убеждает подростков: наказания за неправомерные поступки неизбежно находят нарушителей.

Первая экскурсия в тюменские суды состоялась в конце августа. Заседание посетили воспитанники тюменских детдомов. Вторую попытку наркоконтроль предпринял на этой неделе. В здание Центрального районного суда Тюмени пригласили учеников общеобразовательной школы № 79.

Подростки услышали оглашение приговора организованной преступной группировке, занимавшейся незаконной торговлей наркотиков. На скамье подсудимых оказалось четверо людей цыганской национальности: мужчина и трое женщин. В 2009 году они продавали героин, в чем и были неоднократно уличены сотрудниками наркоконтроля. Подсудимые сбывали зелье партиями, которое наше законодательство считает особо крупным размером — 7, 9, 14 граммов… Схема была отлажена: приобретались наркотики, находились покупатели, им продавали зелье. Но имелась в этой схеме некая странность.

Наркоторговцы старались напрямую не контактировать с покупателями, не передавать наркотик из рук в руки. И героин, и деньги зачастую перемещались между продавцом и покупателем при помощи системы тайников. В то же время члены группировки особо не скрывались от посторонних граждан. Места для размещения тайников выбирались людные, проходные: Цветной бульвар, популярные среди горожан торговые центры, кафе…

Хотя в приговоре и прозвучало слово «тайник», на деле он представлял всего лишь пустую пачку из-под сигарет. Наркотики упаковывались в эту емкость, после чего бросали ее где-нибудь на лестничной клетке или возле урны. Там ее и подбирал покупатель. Все манипуляции выполняли девушки-наркокурьеры. Руководил процессом мужчина, причем он умудрялся управлять, находясь в местах не столь отдаленных. Да и наркотики нередко сбывали вышедшим на волю «товарищам» организатора ОПГ. Не в ладах с законом были и двое девушек, входивших в группировку. Они были условно осужденными.

Полный перечень деяний ОПГ занял 2,5 часа. Именно столько времени ушло на оглашение приговора. Осужденные выслушали его спокойно, порой даже улыбались, слушая рассказ судьи о своих «подвигах». Вообще казалось, что там, в «клетке», люди жили эти 150 минут какой-то своей жизнью. Девушки, сменяя друг друга, без устали баюкали на руках грудных детей, с которыми пришли в зал заседаний. Это близняшки одной из подсудимых, появившиеся на свет уже в следственном изоляторе. Речь судьи то и дело прерывали крики малышей, стук падающих погремушек и сосок. К «воспитанию» малышей подключался и мужчина. Вот он достает из своей папки шоколадку и с улыбкой вручает одной из близняшек…

Свое внимание на человеке в мантии подсудимые сконцентрировали ближе к концу заседания, когда настал черед оглашения наказаний. Организатору группировки суд увеличил срок лишения свободы до 15 лет, его подельникам на воле теперь предстоит провести от 5 до 13 лет за решеткой.

Именно сроки лишения свободы живо заинтересовали подростков. Едва завершилось заседание, как школьники засыпали взрослых вопросами. Каков максимальный срок? Всегда ли назначают такие большие наказания? А что будет, если обжаловать приговор? Повлияло ли на решение судьи наличие у подсудимых детей? Сотрудники наркоконтроля на все отвечали доступно. Настал и их черед задавать вопросы: что видели, что поняли школьники? Однако ребята от откровенного обмена мнениями категорично отказались. Пятнадцатилетний подросток — не тот человек, который будет выставлять напоказ собственные эмоции…

В глаза бросился шок на лицах ребят — в самом начале заседания. В первые минуты они просто-напросто не могли оторвать взгляд от скамьи подсудимых. Конвой, наручники, четверо человек с грудными детьми на руках, расхаживающие в «клетке». Каждый из подростков наверняка не раз видел подобную картину в кино. В жизни все оказалось гораздо страшнее и неприятнее. В этом и есть смысл шоковой терапии, устроенной наркоконтролем. Впрочем, эффект от увиденного был недолгим. Вскоре парни расслабились, стали менее активно реагировать на происходящее. В ход пошли шуточки, тычки между собой, за что ребята незамедлительно получили замечания от конвойных.

Оглашение приговора — процесс длительный. Многие из подростков к этому явно были не готовы. Через несколько страниц текста, прочитанных судьей, им явно захотелось присесть (как известно, при оглашении приговора все люди, находящиеся в зале заседаний, стоят). Сперва ребятам нарушить порядок заседания не разрешили, но потом позволили. Напрасно. Присев на пятую точку, кто-то принялся играть на телефоне, кто-то и вовсе попытался вздремнуть.

Ближе к середине заседания парням надоело даже сидеть. Все чаще вскакивали со своих мест, чтобы взглянуть, насколько уменьшилась лежащая перед судьей пачка листов, на которых был напечатан приговор. Конца заседания дождались с трудом, из зала парни спешили настолько, что пошли едва не наперерез подсудимым. Благо конвой остановил вовремя.

…На протяжении всего заседания я пытался примерить роль ребят на себя. Вспоминая не такое уж далекое школьное прошлое, задал себе вопрос: а на меня бы посещение суда подействовало? Четкого ответа не нашел. Спросил у парней: «Задуматься о чем-то сегодняшние события заставили?»

— Скажу честно, — отметил один из них, выпустив в воздух струю дыма. — В суде я бывал не раз. У меня дядьку и друзей судили. Так что ничего нового я не увидел.

Нравится

Статьи по теме

№81 (5058)
14.05.2010
Андрей Трацевский
Наркополицейские встретились с ветеранами войны

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"