26 апреля 2024     

Экономика   

Альтернативное топливо: есть ли выбор?

Остроту разговору добавил вице-спикер Тюменской областной Думы Сергей Холманский. Он поинтересовался у замминистра природных ресурсов Сергея Донского тем, когда будет принят закон «Об использовании альтернативных видов моторного топлива». История у этого законопроекта, напомнил С.Холманский, долгая. К его разработке в России приступили еще лет восемь назад, но дело застопорилось. Причиной тому, по мнению заместителя председателя регионального парламента, явилась откровенная незаинтересованность федерального ведомства.

Пять лет назад депутаты Госдумы РФ снова вернулись к этому законопроекту. «Его принятие крайне важно для субъектов РФ, — отмечали тогда законодатели, — так как в ряде регионов, где на тот момент уже осуществлялся переход на альтернативные виды топлива, в отсутствие федерального действовали местные законодательные акты».

Однако тогда дело не сдвинулось с мертвой точки: Правительство РФ не поддержало принятие проекта закона. «Указанный законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования» — было отмечено в официальном отзыве. Не поддержали документ и нефтяные компании, которым выгодно повсеместное использование традиционного топлива.

В этом году попытки принять закон были возобновлены. После многочисленных исправлений и доработок в феврале он готовился к первому чтению в Госдуме. Российское газовое общество даже выдвинуло в Минфин РФ предложение о предоставлении автовладельцам-частникам и организациям, владеющим автомобилями на газомоторном топливе, 50-процентной скидки на транспортный налог. Но год близится к завершению, а газомоторный воз так и застрял на кругах согласований и отклонений.

Между тем экологичность и доступность газомоторного топлива доказаны давно. Более того, во многих странах мира автолюбители уже перешли на такой вид горючего, потому что государственные органы этих стран стимулируют его использование. Так, в Германии на альтернативном топливе работает около 500 тысяч авто, в Японии — больше миллиона. В России перешли на газ пока не более 100 тысяч машин.

У замминистра на сложившуюся ситуацию — другая точка зрения. Он отметил, что не видит особой проблемы в непринятии законопроекта «Об альтернативных видах моторного топлива». «Особой роли этот закон в сложившейся на рынке ситуации сыграть не сможет», —считает Сергей Донской.

Заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев уточнил, что в первую очередь рассматривает законопроект как положение, регулирующее переход транспорта на газомоторное топливо. «Когда мы говорим о переходе транспорта на газ, мы понимаем, что во всем мире и в России уже наработана большая практика, — рассказал вице-спикер Госдумы РФ. — Если же мы говорим об альтернативных видах топлива вообще, то тут надо сначала понять, что это такое. Сейчас создана межведомственная рабочая группа, куда вошли представители Правительства РФ, Совета Федерации и Госдумы. Цель группы — решить, стоит ли работать с этим законом дальше».

«С законом есть масса проблем», — заявил Язев. Понятно, почему закон о поддержке автотранспорта, переводимого на газ, необходим на Западе, где 1000 кубометров газа стоит примерно 1000 евро. В России конечный потребитель платит за 1000 кубов 80 долларов. У нас есть постановление Правительства РФ, согласно которому газ в качестве моторного топлива должен стоить не более 50% от стоимости самой дешевой марки бензина. Сегодня газ у нас стоит порядка 11 рублей за литр в пересчете на литр бензина, который стоит порядка 22 рублей.

В качестве моторного топлива газ таким образом становится очень выгоден автовладельцам. Он дешев, экологичен при использовании. Если законопроект наконец будет принят, то могут быть внедрены методы экономического стимулирования, которые привлекут производителей и потребителей к переходу на альтернативное газомоторное топливо.

Но более активному использованию газа на автотранспортных предприятиях, по мнению В.Язева, мешает пресловутый человеческий фактор: «Газ невозможно своровать, слить из бака, поэтому у тех специалистов, которые могли и должны были бы заняться этой проблемой, нет необходимой мотивации».

В этом году был принят закон «Об энергосбережении». Несколько статей этого закона позволяют субъектам Федерации, муниципальным образованиям составлять планы мероприятий по энергоэффективности и получать на них бюджетные дотации. В этом Валерий Язев видит толчок к более широкому использованию газа в качестве моторного топлива.

Таким образом, отдельный закон об альтернативных видах моторного топлива вроде бы не нужен, но при этом есть и ряд проблем, решить которые без данного закона не получится.

«Мы не выпускаем серийно двигатели, которые работали бы на этом виде топлива, — перечислил проблемы Валерий Язев. — При переходе на него приходится менять начинку автотранспорта. Тут же возникает вопрос о безопасности установленного оборудования, его дальнейшей эксплуатации и техническом сопровождении».

Получается, что закон все-таки нужен. Тогда каким он должен быть? Есть ли смысл снижать налоговую планку автовладельцам, если учесть, что переход на газ сам по себе экономически выгоден? А если закон не будет содержать никаких финансовых преференций, потребность в нем отпадает в принципе.

Валерий Язев: «Судьба закона по газомоторному топливу пока не ясна». Говорить же о более экзотичных видах альтернативного топлива вице-спикер Госдумы РФ вообще не считает необходимым: слишком далекой видится их перспектива в условиях российской действительности.

Нравится

Статьи по теме

№164 (5141)
21.09.2010
Николай Боталов
Инвестиции в инновации: от бизнес-ангела до венчурного фонда
№158 (5135)
13.09.2010
Николай Боталов
Кто поможет предпринимателю выйти на рынок?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"