29 апреля 2024     

Политика   

Фуат Сайфитдинов: «Ставка сделана на Ямал в реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный»

Во всем этом есть малая доля правды. Объемы инвестиционного фонда действительно уменьшились, и планы разработки уральских месторождений сейчас корректируются. Однако, как считает куратор проекта от Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия», председатель комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Фуат Сайфитдинов, всякая доработка стратегии во время большой стройки — рабочий момент, вызванный объективными обстоятельствами.
Новое руководство корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный» (в 2010 году ее генеральным директором назначен Рашид Саитов) не отказывается от поставленных задач, а смещает акценты. Дефицит средств на геологоразведку компенсируется усилением финансирования в транспортном строительстве и формировании системы энергообеспечения.
При этом Ямал становится ключевым регионом для реализации проекта, имеющего международное значение.

Кто с рублем к нам придет?

— Фуат Ганеевич, насколько справедливы суждения о возможном оттоке инвесторов, прежде изъявлявших желание финансировать проект?
— Их число, напротив, только увеличивается. Акционерами корпорации являются Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская и Челябинская области. Ожидается, что вскоре к ним присоединятся Свердловская и Курганская области, и структуризация проекта будет завершена.
Для иностранных инвесторов предусмотрены различные формы участия в проекте. Чешский экспортный банк при поддержке компании OHL намерен открыть кредитную линию под строительство железной дороги Салехард — Надым. Швейцарская компания «Галилео Инвестментс С.А.», как и Челябинский электрометаллургический комбинат, приобретает доли в российских промышленных предприятиях. Британская компания «Тенсар» готова поставлять для транспортного строительства георешетки, уже зарекомендовавшие себя в заполярных регионах, и возвести новое предприятие в Тюменской области. Тема инвестирования мегапроекта была главной и на состоявшейся в Катаре встрече полномочного представителя президента в УрФО Николая Винниченко, губернаторов регионов-инвесторов с иностранными финансистами.
В то же время почти все крупнейшие нефтегазовые компании России — «Газпром», НОВАТЭК, ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ — выступают гарантами загрузки будущих железнодорожных линий, а общество «Российские железные дороги» курирует весь процесс подготовки к строительству магистрали.
 Кстати, прогнозные показатели по загрузке новой дороги Салехард — Надым в два раза превышают порог рентабельности. Это ключевой фактор для инвестора, намеренного не только вложиться в проект, но и получить прибыль.

Как северная окраина страны центральным регионом стала

— В какой стадии сегодня находится реализация проекта?
— Мегапроект включает в себя три направления реализации: блок геологоразведки и недропользования, развитие энергетической базы и транспортного строительства. Ввиду сокращения расходов на геологические изыскания акценты смещаются, и базисным регионом для реализации проекта становится Ямал. Стратегической задачей обозначено строительство железной дороги по маршруту Салехард — Надым, с продолжением через Пангоды на Новый Уренгой — на востоке округа и на западе — от левого берега Оби к станции Обская. Строительство магистрали предусматривает возведение двух уникальных мостовых переходов — через реки Обь и Надым. Работы начнутся в 2011 году и продлятся три года.
Несколько отдаляется перспектива строительства меридиональной дороги от Агириш до станции Полуночная. В отличие от первоначальных планов оно отнесено ко второму этапу реализации проекта.
Финансирование этой огромной работы было заложено и в федеральные целевые программы, но сегодня их ресурсы уменьшились, и необходимо активнее использовать государственно-частное партнерство.
Есть еще перспектива — от магистрали Обская — Бованенково, мастерски построенной специалистами ОАО «Ямалтрансстрой» и уже ставшей хребтом транспортной инфраструктуры на полуострове Ямал, проложить ветку в направлении Паюта — Новый Порт, где будет разрабатываться новое нефтяное месторождение. Скорее всего, заказчиком стройки станет ОАО «Газпром».
Что же касается энергетического блока, то работа идет по графику. Весной этого года в Харпе запущена в эксплуатацию первая электростанция мощностью 12 мегаватт. Да, она не самая крупная, но у корпорации уже есть собственный энергетический форпост в регионе. Начато выполнение комплексного плана, согласно которому Ямал и Югра станут энергопрофицитными регионами. На конец октября в Ноябрьске намечен ввод парогазовой электростанции мощностью 125 мВт. Она тоже станет частью новой региональной энергосистемы.
Принято решение о строительстве в окрестностях Салехарда современной, сверхмощной электростанции. Работы начнутся в 2011 году. Несколько позже в Ханты-Мансийском автономном округе планируется возведение Северо-Сосьвинского гидроэнергетического узла. Прямыми инвесторами при его сооружении выступят компании «Альянс Групп», «Атомэнергомаш», «Worley Parsons group».

Сначала будет дорога

— Фуат Ганеевич, почему при реализации мегапроекта развитие транспортного строительства вы считаете приоритетным направлением? Прежде считалось, что первична все же геологоразведка…
— Как показывает практика разработки нефтяных или газовых месторождений, для их обустройства необходима дорога, и она должна находиться не далее чем в 100 километрах от промысла. Если есть подъездные пути, то разработка идет по плану, без сбоев. А без подвоза материалов, вахтовиков, комплектующих конструкций, используя одну только авиацию, запустить месторождение невозможно.
Поэтому, если на уральских месторождениях не будет транспортного коридора, ни один инвестор не придет их разрабатывать. Никто не станет за свой счет прокладывать дороги, монтировать объекты энергоснабжения. Во-первых, это дорого, во-вторых, в УрФО достаточно сложные климатические условия, требующие привлечения подготовленного персонала.
И поэтому надо, чтобы строительство дорог велось заблаговременно, обеспечивая условия для разработки подземных кладовых на Урале. Но это возможно лишь при государственно-частном сотрудничестве.
Как пример моим словам — Подгорненское месторождение кварцевых диоритов, расположенное вблизи поселка Харп, где есть дорога, энергетические мощности. Разработку богатых залежей там можно начинать в самой ближайшей перспективе. К другим месторождениям, удаленным от подъездных путей, так просто не подобраться.
— Допустима ли смена приоритетов при ведении столь масштабной стройки?
— Данная ситуация не что иное, как рабочий момент. Правильно то, что первоначальный план не стал догмой, а стратегия реализации проекта учитывает реалии жизни и адекватно реагирует на все изменения в экономике, оставляя неприкасаемой конечную цель — развитие территорий.

По закону цепной реакции

— Что даст экономике областей УрФО новая большая стройка, начатая на Урале?
— Осуществление комплексного инфраструктурного проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» обеспечит развитие промышленного комплекса всех регионов, входящих в состав нашего федерального округа.
Для примера: в 2009 году был создан многофункциональный сервисный центр предприятий Челябинской области. Он объединяет ведущие машиностроительные предприятия региона, включая знаменитый Челябинский тракторный завод, и обеспечивает проектирование, производство, поставку и сервисное обслуживание строительной, грузоподъемной и специальной техники, которая будет задействована на объектах проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».
Сейчас формируется предварительный перечень потребности заказчиков в отечественной тяжелой технике. По предварительной оценке, потребуется порядка 2,5 тысячи тракторов, экскаваторов, кранов, грузовиков. По закону единой цепи социальный эффект будет ощутим и в сопредельных регионах, ведь центры сервисного обслуживания машинно-тракторного парка предприятий будут открыты в крупных населенных пунктах Ямала и Югры.
В целом же мультипликативный эффект от реализации проекта предполагает выполнение свердловскими, челябинскими, тюменскими, курганскими предприятиями промышленного заказа по обеспечению строительства транспортных, энергетических и горнодобывающих объектов, которые потребуют создания до 70 тысяч новых рабочих мест. Предварительная оценка суммы заказа достигает 200 миллиардов рублей.

«Ермак» вернется…

— Полпред президента в УрФО Николай Винниченко уверен: при реализации мега-проекта потребность в квалифицированных рабочих руках будет возрастать год от года. Смогут ли студенты закрыть кадровые бреши?
— Безусловно, именно поэтому в ноябре в Тюмени состоится встреча руководителей корпорации со студенческим активом и активистами стройотрядовского движения.
Опыт сводного студенческого отряда «Ермак», чьи бойцы минувшим летом работали на строительстве станции Обская и трассе Обская — Бованенково, доказал: студентов можно и нужно привлекать к проектам государственного масштаба! Прежде всего это воспитывает патриотизм. Помню, когда мы сами были студентами  и в составе стройотрядов копали траншеи, штукатурили стены в новостройках, таскали носилки с кирпичами, то по праву считали себя причастными к промышленному освоению Западной Сибири — ни больше ни меньше!
Так и здесь. Участие в большой стройке приобщает к масштабному делу. Вы же видели, с какими глазами возвращались из тундры бойцы «Ермака»! К тому же работа на Крайнем Севере открывает перспективы для дальнейшего трудоустройства. Работодатель, знающий специалиста еще студентом, примет его в штат, что называется, «без экзаменов»…

 

Фуат Сайфитдинов: «До 70 тысяч новых рабочих мест в УрФО может обеспечить реализация проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».

Справка «ТИ»: разработка проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» началась в мае 2005 года после правительственного совещания по развитию Уральского федерального округа.
В декабре 2006 года партия «Единая Россия» объявила о патронаже мегапроекта. Через два года Президент России Дмитрий Медведев на окружном совещании в УрФО подтвердил перспективность и актуальность проекта для экономики всей страны.
Главной задачей межрегиональной стройки определено завершение формирования транспортной и энергетической инфраструктуры в УрФО, содействие модернизации экономик  старопромышленных территорий Урала (Свердловская, Челябинская области), а также Ямала, Югры и Тюменской области.
Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» включен в концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Он предусматривает строительство более чем 1200 километров железных и 800 километров автомобильных дорог, а также объектов энергетики, промышленности, социального назначения.
Это создаст платформу для дальнейшего освоения северных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края.
Общий объем инвестиций, привлекаемых в проект на принципах частно-государственного партнерства, превышает 800 миллиардов рублей.

Нравится

Комментарии к статье

Новосёлова( Ширяева) Людмила Александровна. Тюмень - Перегрёбное.: 26.11.2010 16:19
Фуат Ганеевич, здравствуйте! Я 13 лет была рук. музея в Перегрёбном и написала книгу о репрессированных, но у меня не данных о Вашей семье, а очень хотелось бы, для полноты картины.Если найдёте время, отзовитесь. Извините, что не по теме.

Статьи по теме

№180 (5157)
15.10.2010
Андрей Фатеев
Ближний Восток приблизился к Уралу
№72 (5049)
28.04.2010
Андрей Фатеев
Поближе к Уралу

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"