27 апреля 2024     

Экономика   

Неподнятая целина

— Игорь Семенович, многие предприниматели желают заниматься рыбоводством, но при отсутствии соответствующей правовой базы вкладывать серьезные средства и привлекать инвестиции они не рискуют. Необходим федеральный закон об аквакультуре. Работа над документом ведется почти десять лет, но его принятие раз за разом откладывается. В чем причины?
— Я объясняю это двумя основными факторами. Первый, и очень тревожный, связан с развалом отрасли рыбоводства. Он начался еще во времена горбачевской перестройки, когда ликвидировали министерство рыбного хозяйства СССР. Сначала разрушили государственную структуру управления, со временем исчезли многие предприятия, научно-исследовательские институты. Не стало специалистов, способных квалифицированно, на научной основе управлять рыбным хозяйством страны, отдавая приоритет рыбоводству. Второй фактор — наличие группировок, тянущих одеяло на себя. Сегодня в думском портфеле пять проектов закона об аквакультуре, имеющих принципиальные различия. Кто-то ратует за развитие морского направления, кто-то — за освоение внутренних водоемов.
— Вам, специалисту по озерному рыбоводству, ближе последнее направление?
— В таком важном деле необходимо соблюдать баланс интересов. Я вовсе не против развития морской аквакультуры. Но далеко не все регионы страны имеют выход на морские акватории. Внутренние же водоемы есть практически в каждом регионе. В России 25 миллионов гектаров озер пригодны для товарного рыбоводства. Поистине неисчерпаемые природные ресурсы должны приносить реальную отдачу, кормить местное население, способствовать созданию рабочих мест, расширять налогооблагаемую базу.
Но несмотря на обилие водоемов, природа дает нам сравнительно немного: в среднем по 10-15 килограммов рыбы с гектара. Применяя современные технологии, можно получать в 10-20 раз больше. Надо закреплять водоемы за конкретными пользователями, вооружать их научными знаниями, оказывать необходимую поддержку. В этом плане полезно перенять опыт Китая, где с начала 1980-х работают по такой схеме и добились впечатляющих результатов, получая свыше 30 миллионов тонн рыбы в год. Для сравнения: в прошлом году в России улов составил 0,2 миллиона тонн. Куда это годится! Имея примерно равноценные водно-биологические ресурсы, получаем в 150 раз меньше товарной рыбы!
— В Китае и климат иной, и вода теплее. Соответственно, рыба значительно быстрее набирает массу.
— Да, это немаловажный фактор. Но далеко не основной. Недавно в Карелии, славящейся холодными и глубокими водоемами, прошло международное совещание по садковому рыбоводству. Карелы стали развивать его по опыту норвежцев и датчан и сегодня выращивают на каждом гектаре садков до 150 тонн форели в год! Мы же в среднем получаем 20-30 килограммов карася с гектара, хотя умеем выращивать сиговых и карпа до 300 килограммов на гектаре.
Карелия — сравнительно небольшой регион с населением в 700 тысяч человек. Я был немало и приятно удивлен, когда узнал, что развитием отрасли в республике занимается целое министерство рыбного хозяйства. За прошлый год в Карелии вырастили 15 тысяч тонн одной только форели, в нынешнем планируют получить 18 тысяч тонн. Это наивысшие показатели улова в России! А все потому, что в регионе есть соответствующая структура и четкий план действий по развитию отрасли. В Тюменской же области развитием рыбоводства занимается лишь отдел департамента АПК с двумя штатными специалистами.
— Но у нас нет и чистых, глубоководных водоемов, как в Карелии. Озера в основном замкнутые, заморные...
— В свое время мне с коллегами довелось практически с нуля развивать совершенно новое для региона направление — озерное товарное рыбоводство. Министерство рыбного хозяйства СССР в 1960-е поручило Сибирскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства, где я трудился в должности заместителя директора по научной работе, разработать технологии выращивания рыбы именно в заморных водоемах. Мы создали несколько лабораторий, разработали бионормативы и технологии ускоренного выращивания пеляди, карпа, растительноядных и других видов рыб. Причем с учетом различных климатических условий: тайги, лесостепи, степи, поскольку темпы роста в каждой зоне существенно отличаются. Рыба растет всю жизнь, особенно в теплое время, когда больше пищи. Разработанные нами нормативы оказались вполне эффективными. В Тобольском и Кондинском районах, например, в 1970-е выращивали по 30-40 килограммов пеляди многолетнего нагула с гектара. А в лесостепной зоне, в Казанском районе, — по 200-250 килограммов.
В те годы отрасль развивалась по высоким критериям рыбохозяйственной науки. И мы успешно справились с поставленной задачей. В 1976-м состоялось даже Всесоюзное совещание по изучению опыта специалистов Тюменской области по выращиванию ценной рыбы за счет эффективного вовлечения в оборот самовозобновляемых водных кормовых ресурсов. По сути, мы были пионерами по масштабному вовлечению в рыбоводный оборот заморных озер Западно-Сибирской низменности. Создали соответствующую аэрационную технику, донные рыхлители, которые теперь широко внедряют рыбоводческие предприятия, особенно Челябинской, Курганской, Омской областей.
Я являюсь ярым пропагандистом технологии рыхления донных отложений. Под толщей воды в иле хранится масса полезных веществ. Этот бесценный биологический ресурс методом боронования вовлекается в оборот. Азот, фосфор, органические вещества начинают приносить пользу. Буквально через 10-15 суток водоем не узнать, рыба начинает жировать и быстро нагуливать вес: в 3-4 раза быстрее, чем прежде. Увы, региональной структуры управления отраслью у нас нет, и многие наработки прошлых лет на юге области не используют.
— Местной продукции в магазинах действительно немного. Та же пелядь на прилавках слишком мелка и худосочна, да и представлена преимущественно в копченом виде, а цена — до 300 рублей за килограмм.
— Перерабатывать пелядь в копченую и вяленую продукцию с точки зрения здравого смысла нецелесообразно и крайне вредно: человеку не нужны лишняя соль и канцерогены. В советское время пелядь реализовали преимущественно в свежем охлажденном виде, в котором она наиболее полезна для организма. А нынешние дельцы стремятся получить больше прибыли. В Японии, например, копченой рыбы очень мало. Безусловно, если продукция не первой свежести, технолог вынужден ее переработать. Но стоит она в 2-3 раза дешевле свежей рыбы! У нас же все наоборот.
Теперь по поводу мелочи. Мы, специалисты-ихтиологи, постоянно напоминаем рыбоводам: господа пользователи, ловить пелядь надо в октябре, когда рыба накопит достаточное количество жира и станет высококачественным гастрономическим продуктом. А наши бизнесмены стремятся поскорее поставить ее на рынок, чтобы реализовать подороже: вылавливают в конце августа — начале сентября. Жира нет, пелядь водянистая и после переработки превращается в фанеру.
— Что же необходимо предпринять для развития рыбоводства в первую очередь? Какие направления наиболее перспективны для региона?
— Они известны не только специалистам, но и чиновникам. Два года назад Тюменская областная Дума поддержала инициативу Госрыбцентра о разработке концепции развития товарного рыбоводства в регионе. Такой документ разработали, с перспективой на 20 лет. На этом дело и застопорилось. До сих пор не принята региональная программа, крайне необходимая для развития отрасли. Не говорю уже об отдельных муниципалитетах. В каждом районе не только специалисты, но и все заинтересованные люди должны знать потенциальные возможности своей территории. Возьмем для примера Армизонский район, где свыше 50 тысяч гектаров высокопродуктивных озер. Здесь ежегодно вылавливают 700-800 тонн рыбы, преимущественно карася. Этого хватает лишь для того, чтобы кормиться самим. Ну и немного продавать. А если в Армизоне выращивать еще 3-5 тысяч тонн пеляди, карпа, пелчира, белого амура, толстолобика, то помимо ценного продукта мы получим массу важных преимуществ: оживится экономика сельских поселений, увеличатся поступления в бюджет, начнут решаться социальные вопросы.
Кстати, экономисты рыбного хозяйства определили любопытную зависимость: производство 8-10 тонн рыбы создает одно рабочее место. Нетрудно подсчитать: если в Армизонском районе станут выращивать дополнительно 5 тысяч тонн рыбы, то 400-500 человек получат хорошо оплачиваемую работу. Появится целая цепочка: рыбоводы, рыбаки, ихтиологи, продавцы, водители, технологи по переработке... Всем найдется дело.
Сегодня тюменские водоемы — неподнятая целина. За исключением, может быть, Казанского, Сладковского и пары-тройки других районов. В Сладково руководство уже оценило выгоды от развития отрасли. В районе системно окультуривают водоемы. Сладковское товарно-рыбоводческое хозяйство приступило к строительству собственного рыбопитомника на озере Большой Глядень, который будет производить годовиков карпа, толстолобика... Но заниматься этим надо в масштабах региона, оперируя не отдельными пешками, а ферзями. Развитием отрасли в области должно управлять специальное рыбохозяйственное ведомство. Необходимо предусмотреть должности ихтиологов-рыбоводов и в структуре районных АПК, где много водоемов, пригодных для рыбоводства.
В программе развития товарного рыбоводства необходимо также предусмотреть работы по мелиорации и обустройству водоемов. Целесообразно восстановить прежние мелиоративные станции и ПМК. Я убежден: наши заморные водоемы могут приносить хорошую прибыль. Надо лишь приложить руки и немного потратиться: углубить дно, очистить от зарослей тростника и камыша, разрыхлить донные отложения. Помочь рыбе перезимовать посредством аэрации. И вместо 20 килограммов карася с гектара, которого нам дарит природа, получать по 200-300 килограммов карпа, пеляди, белого амура, щуки, судака, толстолобика.
— Средства потребуются немалые. Даже на аэрацию. Тянуть ЛЭП к каждому водоему накладно.
— Во-первых, некоторые водоемы находятся поблизости от населенных пунктов. Протянуть линию на 3-4 километра серьезному пользователю вполне по силам. Более десятка озер на юге области уже оснащены трансформаторными подстанциями. На отдаленных водоемах используют импортные дизель-электростанции, очень компактные и экономичные. Проблема заморных водоемов — общая для всех, за границей ее давно и успешно решают.
В Ярковском районе у одного рыбовода аэратор работает уже несколько лет с ноября по март. Затраты на аэрацию — чуть больше 100 тысяч рублей. Зато рыбы он ежегодно спасает на 3-4 миллиона. Перезимовавшая некондиционная мелочь за следующий вегетационный период нагуливает вес, улов возрастает кратно! Предприниматель 5 лет подряд получает в водоеме глубиной 2 метра, в обычном заморном карасевом царстве, промысловое количество крупного карпа, двухлетнюю пелядь, немного белого амура и толстолобика. Именно так и следует использовать все наши водоемы.
Проблем в тюменском рыбоводстве предостаточно. Хотя наметились и позитивные изменения. В частности, областной департамент АПК проводит конкурсы по закреплению озер на 20 лет. При умелом внедрении передовых технологий мелиорации и рыбоводства можно в короткие сроки добиться эффективного использования имеющегося фонда.

Досье «ТИ»
Игорь Мухачев. Доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии и ихтиологии Тюменского госуниверситета, заведующий кафедрой аквакультуры Тюменской сельхозакадемии, действительный член РАЕН. Автор более 200 научных публикаций и 10 монографий. Область научных интересов: разработка эффективных методов и систем ведения товарного озерного рыбоводства на основе поликультуры сиговых, карпа, растительноядных и других видов рыб.

240 тыс. га южно-тюменских озер пригодны для выращивания рыбы высокого гастрономического качества.

Нравится

Статьи по теме

№180 (5157)
15.10.2010
Николай Боталов
Что мешает рыбоводу?
№94 (4597)
30.05.2008
Сергей РАЗУМОВ — из Сладковского района
Рыбный день никто не отменял!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"