3 мая 2024     

Экономика   

"УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ — УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ" СОЕДИНИТ ИДЕЮ С ДЕНЬГАМИ

На минувшей неделе в Екатеринбурге, где расквартирована корпорация “Урал промышленный — Урал Полярный”, первому вице-премьеру России Сергею Иванову презентовали концепцию промышленного освоения горных отрогов Югры и Ямала. Нынешняя презентация, по сути, стала репетицией перед Санкт-Петербургским экономическим форумом, где с деталями многообещающего проекта ознакомят президента страны и потенциальных инвесторов.
(фото2)Проект, о необходимости которого более десятка лет твердили губернаторы Югры и Ямала, похоже, обретает реальные черты. Ускорение федеральным чиновникам пару лет назад смог придать лишь Владимир Путин. Благодаря усердию полпреда Петра Латышева на свет появилась и корпорация “Урал промышленный — Урал Полярный”, которой предстоит управлять одноименным проектом, консолидируя частные инвестиции.
Олег Демченко, в недавнем прошлом заместитель губернатора Ямала и вот уже месяц как генеральный директор корпорации, постарался ввести высоких гостей в курс дела, в деталях описав концепцию мегапроекта. Ведь первый вице-премьер, возглавляющий военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ, помимо всего прочего отвечает за инновационное развитие экономики и обороноспособность государства. На Урале, как известно, эти две темы переплетены самым тесным способом.
Металлургические гиганты опорного края державы, в том числе имеющие оборонное значение, давно уже попали в сырьевую зависимость от Запада и Востока. На Урал ежегодно завозят 60 млн. тонн полезных ископаемых, что создает немалые риски для национальной безопасности. Закупки марганцевого концентрата за границей достигают ста процентов его потребления. Импорт хрома, меди, железа, угля заметно превысил собственную добычу. Причем поставки осуществляются из Монголии, Турции, Австралии, Южной Америки. Хотя все эти руды залегают в непосредственной близости от комбинатов — на доселе не хоженных территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Запасов Северного Урала, по самым скромным расчетам, хватит на 100, а то и на 400 лет беззаботной работы отечественных металлургов. При этом даже опытная добыча хромитов на Ямале, их доставка окольным путем в Челябинск обходится вдвое дешевле по сравнению с закупками в Турции и Казахстане. В случае создания транспортного коридора вдоль уральских отрогов югорский железорудный концентрат окажется вчетверо дешевле мировых аналогов. Только прямой экономический эффект от снижения цен на сырье исчисляется десятками миллиардов рублей в год, или в 10 трлн. рублей за все время эксплуатации месторождений.
Именно поэтому проект опирается на три “взаимоувязанных компонента”: разработку минерально-сырьевой базы, развитие электроэнергетики и формирование транспортной инфраструктуры. Без двух последних блоков далеко не уедешь. Предусмотрено возведение шести станций мощностью 5000 мегаватт и порядка 2 тысяч километров линий электропередачи, строительство железнодорожной и автомобильной магистралей протяженностью 2600 километров. В депрессивные районы Югры и Ямала наконец придет цивилизация.
Подобных по масштабу проектов Россия не знала со времен ГОЭЛРО и индустриализации всей страны. Естественно, без действенной помощи государства здесь явно не обойтись. “Урал промышленный — Урал Полярный” претендует на солидные финансовые вливания из инвестиционного фонда страны. Речь идет о выделении 105 миллиардов бюджетных рублей. Регионам придется раскошелиться на 80 миллиардов, а от частных инвесторов ждут не менее 350 млрд. рублей.
Устроители презентации вновь и вновь повторяли: государство, вложив свои средства в инфраструктуру, ничем не рискует. Выгода очевидна для всей страны. Автомобильные и железные дороги позволят вовлечь в хозяйственный оборот свыше 300 млн. кубов леса, 1,5 млрд. тонн нефти, 36 млрд. тонн угля, 59 млрд. тонн железной руды, миллиарды тонн руд цветных металлов.
На создание транспортного коридора требуется всего 90 млрд. рублей. Совсем ничего по сравнению с эффектом, ожидаемым на уровне 4 триллионов рублей! Уже к 2012 году Северный Урал сможет поставлять по миллиону тонн железной руды и 5 млн. тонн угля. А согласно технико-экономическим обоснованиям ежегодный грузопоток по транспортному коридору только в южном направлении достигнет 28 млн. тонн.
Эдуард Россель, губернатор Свердловской области, на правах хозяина заверил вице- премьера, что Средний Урал готов “проектировать, строить и поставлять на стройку века абсолютно все стройматериалы и технику: от цемента до шпал и вагонов”. Проект уже на первом этапе потребует 400 тысяч тонн рельсов, 750 тысяч тонн металлоконструкций, массу машин и спецоборудования. Свердловчане склонны поделиться с соседями богатым опытом освоения горных отрогов. Так, объединив усилия региональной власти и бизнеса, без особой поддержки федерального центра, уральцы успешно осваивают Тиманское месторождение бокситов в Республике Коми.
Губернаторы Ямала, Югры и Тюменской области тем временем с нетерпением ждали реакции вице-премьера. Сергей Иванов не спешил с комментариями. Для начала он поинтересовался у главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, что тот думает по поводу участия государства в реализации представленного проекта. Банкир недолго думая ответил: “Без государственной поддержки в строительстве инфраструктуры идти за деньгами к частному инвестору бессмысленно”.
Сергей Иванов, иной оценки и не ожидавший, заверил насторожившихся было участников презентации в “твердой поддержке” поистине национального проекта, подчеркнув, что государство просто обязано взять на себя затраты по обустройству транспортных коридоров. По мнению вице-премьера, лишь развернутая сеть железных и автомобильных дорог способна создать привлекательные условия для активного притока частных инвестиций. Более того, наличие дорог придаст мощный импульс развитию лесоперерабатывающей промышленности Югры. Не обошел Сергей Иванов и злободневных тем, заострив внимание разработчиков проекта на безусловном обеспечении экологической безопасности и защите ранимой северной природы при промышленном освоении региона.
В тот же день на легендарном “Уралмаше”, переживающем не лучшие времена, Сергей Иванов обнадежил рабочих, пообещав им надежных заказов. “В стране, — заметил вице- премьер, — сложилась парадоксальная ситуация. Металлургическая отрасль развивается, появились деньги, но производство стоит на месте. Прежде всего это происходит из-за старого оборудования на заводах. Советские образцы техники сильно устарели. Мы не успеваем за таким понятием, как цена — качество. С реализацией масштабного проекта освоения северных территорий на предприятие должны прийти новые инвестиции, эффективные технологии”.
На заседании военно-промышленной комиссии ее глава охотно рассуждал о долгожданном воссоединении “идей без денег” и “денег без идей”, привлечении инноваций в промышленность и намерении “наказывать рублем” отказывающихся от инновационных технологий. На пресс-конференции он уточнил, что речь не о штрафах. Ортодоксы сами себя загонят в яму, ведь ни частнику, ни государству не нужен товар, отставший от жизни.
Что касается “Урала промышленного — Урала Полярного”, инвестиционная заявка с соответствующим технико-экономическим обоснованием на три тысячи листов вскоре поступит в федеральные ведомства. 15 мая заявку рассмотрят на заседании Минэкономразвития, а в начале июня представят на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Здесь же состоится церемония подписания контракта на выделение средств из инвестиционного фонда России. Если все пойдет по плану, то к концу года первые строители высадятся на трассе будущей железной дороги.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"